ИТ в банках: задачи становятся конкретнее и сложнее
Для успешной конкуренции как с себе подобными, так и с альтернативными поставщиками финансовых услуг, банки вынуждены постоянно совершенствовать собственные ИТ. На поддержку компьютеров, ПО, телекоммуникаций, консалтинг в сфере информационных технологий приходится от 7% бюджетов проектов. Что же банки получают взамен? Ответ был дан на конференции «Банковская информатизация 2013», проведенной 17 сентября 2013 г. CNews Conferences и CNews Analitycs.Роман Стятюгин: Комплексная замена АБС требуется раз в 7–10 лет
Роман Стятюгин, директор по развитию бизнеса компании "Диасофт", рассказал о динамике и основных трендах российского рынка автоматизированных банковских систем (АБС).
CNews: Оцените, пожалуйста, динамику российского рынка АБС в 2013 году по сравнению с прошлым годом.
Роман Стятюгин: Задача по смене АБС по-прежнему актуальна. Основное количество таких проектов ведется в сегменте средних и небольших банков. Зачастую, банки сталкиваются с необходимостью замены морально устаревших АБС, как самописных, так и произведенных компанией-вендором. Внедренные в 90-е годы приложения просто не способны поддержать бизнес-стратегию банка на современном этапе развития рынка, они не соответствуют таким требованиям, как гибкость, удобство, полнота функционала, производительность, стабильность работы.
Все чаще банки, особенно крупные, развивают свою ИТ-архитектуру по компонентному принципу, путем добавления в существующий ландшафт недостающих функциональных компонентов с сохранением тех систем, которые уже существуют и по-прежнему работают хорошо. Такой принцип развития предполагает минимум рисков и сохранность ранее вложенных инвестиций. Вообще, данный подход становится все более применимым на практике в банках разного уровня.
В 2012 году количество банков, в которых стартовали проекты по замене АБС, было заметно больше, чем в предыдущие годы. Однако мы не думаем, что в 2013 году эта динамика сохранится, скорее всего, число проектов по комплексной замене АБС не превысит показатель 2012-го.
CNews: Как часто банки, на ваш взгляд, сталкиваются с необходимостью модернизации/замены АБС?
Роман Стятюгин: В современной рыночной среде любой банк, участвующий в конкурентной борьбе за клиентов, за прибыль, постоянно сталкивается с необходимостью развития и модернизации своих ИТ-решений. Кроме того, эта необходимость продиктована ужесточением требований регулятора.
Сейчас сокращается динамика роста объемов потребительского кредитования. Регулятор, обеспокоенный высокой «закредитованностью» населения и ростом невозвратов, вводит меры, направленные на снижение темпов роста. Поэтому банки вынуждены искать новые способы работы на рынке, повышать эффективность взаимодействия с текущими клиентами, предлагать новые продукты и повышать качество обслуживания. Для решения подобных задач не всегда необходима замена АБС в комплексе. Банки больше обращают внимания на отдельные компоненты, отдельные законченные прикладные решения. Если говорить о конкретных решениях, то это системы дистанционного облуживания, в том числе с помощью мобильных устройств, решения класса «операционный фронт-офис», CRM-системы, BPM-решения, Debt Сollection, аналитические системы.
Если говорить о комплексной замене АБС, то в России это, обычно, происходит примерно один раз в 7–10 лет. За это время, с одной стороны, кардинально меняются рыночные возможности и потребности, с другой – происходит резкий скачок в развитии технологий.
CNews: Можно ли оценить долю самописных АБС на российском рынке? По вашим оценкам, изменился ли параметр за последние 2–3 года?
Роман Стятюгин: По нашим оценкам, сейчас доля самописных АБС составляет около 10–15%. В последние 2–3 года этот показатель снижается, в среднем, на 2–3%. Бума замены самописных решений нет, сокращение их количества идет равномерно. Данные проекты продиктованы изменениями рынка и требованиями клиентов. Банки отказываются от непрофильной нагрузки, от необходимости выполнения задач, которые они решают менее эффективно, чем специализированная компания-разработчик. Более того, банки готовы идти дальше и передавать на аутсорсинг не только разработку системы, но и ее обслуживание. Используя промышленные решения, банк минимизирует свои риски, получает возможность долгосрочного планирования своей ИТ-стратегии и доступ к лучшим практикам, которые есть на рынке.
CNews: Почему многие банки используют параллельно несколько АБС?
Роман Стятюгин: Действительно, это довольно распространенная практика. Во-первых, банки стремятся сохранить те инвестиции, которые уже вложены во внедрение или в разработку ИТ-систем ранее. Поэтому банк может принять решение оставить то, что работает хорошо, а для поддержки изменений бизнес-стратегии выбрать другое решение. Во-вторых, банки применяют практику использования лучших решений, которые есть на рынке. Именно поэтому используются решения разных поставщиков – лучшие решения для автоматизации разных бизнесов. Это может быть и в случае, когда ранее корпоративный банк принимает решение о старте розницы и начинает развивать розничные продукты в отдельной, наиболее подходящей для его стратегии системе.
Часто встречается ситуация, когда АБС для учета операций с ценными бумагами и основная «Главная книга» – решения от разных производителей.
Кроме того, такая разнородная архитектура может стать результатом сделок слияний и поглощений, когда банк укрупняется за счет вливания в него бизнеса других финансовых учреждений, работающих на различных АБС. Но в данном случае банки часто рассматривают сложившуюся ситуацию как временную.