«Турбо-секси банк»: ИТ-директора пытаются снискать любовь клиентов
В условиях острой конкуренции банки вступили в борьбу за лояльность. Кто во что горазд пытается завлечь и удержать клиента вкусным и приятным сервисом. Преднастроенные гаджеты, мобильные приложения, интеграция с соцсетями, интернет-магазинами и другие, как их называют CIO банков, «сексуальные фичи» уже в ходу, хотя их монетизация пока не очевидна.Евгений Пухов: Данные – главный бизнес-актив банков
Евгений Пухов, консультант по технологиям, CommVault Россия и СНГ, рассказал, как банки используют данные, накопленные в различных ИТ-системах, что необходимо для комплексного подхода к работе с информации, а также оценил уровень информатизации финансовых организаций.
CNews: По вашим оценкам, какой процент накопленной банками информации активно используется в деятельности банков?
Евгений Пухов: Обобщенно говорить о накопленных данных – это измерять среднюю температуру по больнице. Процент активности зависит от приложения, усреднения здесь не отражают реальное положение дел. Правильную оценку обычно дает разница между данными, перемещаемыми в архивные хранилища, и хранимыми на продуктивных СХД. Электронная почта, по опыту наших заказчиков, имеет самый низкий процент активных данных среди корпоративных ИТ-систем: 10–15%. Как правило, все письма старше месяца отправляются в архив и не востребованы в дальнейшем. Аналогичная ситуация обстоит и с файловыми серверами – там процент активных данных повыше, но все равно невелик. Критичные для бизнеса СУБД, наоборот, почти всегда полностью активны и находятся на самом дорогом и производительном хранилище, часто – полностью на флэш-дисках. Однако архивные решения для больших СУБД появились в портфеле продуктов CommVault в 2014 г.
Сейчас банки пытаются создавать BI-системы на основе аналитики больших данных, а это десятки и даже сотни терабайт информации, что сравнимо с объемами крупных медиа и интернет-компаний. Это новый способ из огромного набора ненужной информации получить полезную аналитику и активно использовать ее в деятельности банков. Но пока все это – только инициативы, как и попытка привязки внешних источников типа социальных сетей.
CNews: Оцените, пожалуйста, уровень управления информацией в российских банках.
Евгений Пухов: Как правило, приложения, критичные для бизнеса, и базы данных контролируются и управляются неплохо. Крупные банки внедряют специализированные продукты для управления жизненным циклом информации подобного рода. Здесь автоматизация и контроль находятся на высоте.
Дела обстоят плохо с «вторичными» приложениями, например, файловыми серверами, ценность которых часто недооценивают. Бывает так, что какой-нибудь файл .xls содержит гораздо больше актуальной и конфиденциальной информации, чем ERP- или CRM-система, а хранится он на жестком диске сервера пятилетней давности. Поэтому необходим комплексный подход к информации, подразумевающий использование единой универсальной ILM-системы и приведение в порядок бизнес-процессов.
CNews: Какова динамика спроса со стороны банков на решения для управления данными в 2014 г.? Какой динамики ждать в 2015 г.?
Евгений Пухов: Сложно сказать про российский рынок. На международном рынке средний показатель роста CAGR для компаний в сфере information management составляет 20–30%, что говорит о высоком спросе на такие продукты и услуги.
CNews: Какие тенденции будут определяющими в сфере управления данными банков в среднесрочной перспективе?
Евгений Пухов: Определяющие тренды сейчас – снижение расходов на администрирование, снижение рисков потери данных, повышение операционной эффективности, внедрение новых сервисов ДБО, повышение безопасности использования облачных сервисов, технологии аналитики больших данных. Все это невозможно без единого подхода к управлению данными как одним из самых главных бизнес-активов компании.