Импортозамещение должно превратиться в технологическую независимость
Импортозамещение идет полным ходом. Однако очевидно, что для целого ряда иностранных решений еще не существует полноценной отечественной альтернативы. Что делать в такой ситуации? Чем импортозамещение должно отличаться от технологической независимости? Об этом говорили участники секции «Импортозамещение», которая прошла в рамках CNews FORUM 2023.
Иван Панченко: Важно сосредоточиться на разработке уникальных решений завтрашнего дня
В понятие импортозамещения заложено отставание и необходимость догонять. Технологический суверенитет — предпосылка для лидерства. Как его достичь, рассказал Иван Панченко, сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional.
CNews: Какие показатели, на ваш взгляд, позволят констатировать, что импортозамещение состоялось?
Иван Панченко: Импортозамещение многие воспринимают как копирование иностранных технологий и продуктов. Это не так. Если мы будем полностью импортозамещать все иностранные решения, слепо копируя их, зарубежные разработчики уйдут далеко вперед, и стратегические задачи страны так и не будут решены. Поэтому важно смотреть на шаг вперед и сосредоточиться на разработке уникальных решений завтрашнего дня.
Очевидным показателем импортозамещения ПО можно было бы считать наличие зрелых аналогов по всем разделам единого реестра Минцифры. Сейчас по разным оценкам российские компании уже заместили от 50 до 60% (а по некоторым направлениям до 80%) ПО. На горизонте 3-5 лет можно ожидать роста показателя до 90-95%.
Но эти разделы довольно крупные – например, там нет раздела «Веб-сервер» и, как результат, наличие или отсутствие отечественного веб-сервера на формальное импортозамещение не влияет, хотя значение веб-серверов очевидно. В реестре есть широкий раздел «Серверное и связующее программное обеспечение», куда попадает практически что угодно. Поэтому можно ожидать, что на пути к более качественному и полному импортозамещению классификация реестра будет становиться более детальной. При каждой такой детализации, очевидно, формально посчитанный процент импортозамещения будет снижаться. Но для реального импортозамещения это будет полезно.
Другая сторона импортозамещения — его реальное народное принятие. Невозможно эффективно импортозаместить только государственной сектор и КИИ. Вряд ли можно рассчитывать на успех импортозамещения, если о нем будут говорить верные пользователи Windows и PowerPoint. Когда мы увидим, что люди добровольно ставят на свои компьютеры отечественную ОС и стоят в очереди за смартфонами с отечественной мобильной ОС, можно будет быть уверенными – самое трудное в импортозамещении – позади.
CNews: Чем отличается технологический суверенитет от импортозамещения?
Иван Панченко: С одной стороны, технологический суверенитет и импортозамещение можно назвать звеньями одной цепи. Но импортозамещение — это лишь одна из задач, служащих достижению технологического суверенитета. Восприятие импортозамещения как конечной цели делает весьма привлекательным формальный подход к нему: одни отчитываются о разработке «аналога», другие — о его внедрении. Что именно поставили при этом на полку, значения не имеет.
В само понятие импортозамещения заложено отставание и необходимость догонять. Технологический суверенитет – предпосылка для лидерства. Он требует длительной системной работы по развитию собственных зрелых продуктов, создание новых, опережающих технологий и продуктов на их базе, в том числе, не имеющих аналогов в мире, а не формального затыкания дыр в Реестре. Только такой путь позволит обеспечить реальную цифровую независимость и технологическую безопасность страны.
CNews: Как обстоят дела с импортозамещением по части СУБД?
Иван Панченко: Исторически сложилось так, что СУБД PostgreSQL с 1995 года в заметной части разрабатывается в России. Уже почти 9 лет действует созданная российскими разработчиками компания Postgres Professional, которая, внося существенный вклад в этот свободный международный проект, развивает и российский продвинутый продукт Postgres Pro. В России есть зрелое сообщество разработчиков и пользователей СУБД, есть преемственность и воспроизводство кадров.
Однако надо понимать, что иностранные СУБД захватывали рынок в течение десятилетий, и заменить их повсеместно в течение нескольких лет – огромная работа. Поэтому в нашей области с технологическим суверенитетом дела пока обстоят лучше, чем с импортозамещением. Но и оно идет хорошим темпом.