У банков две перспективы: вывести ИТ на аутсорсинг или превратиться в ИТ-компанию
Российские банки переживают кризис, думая о будущем. Выступления участников 12 ноября в рамках CNews Forum 2015 на секции «ИТ в банках: стратегия в новых условиях» наглядно демонстрируют стремление пересмотреть подходы к организации инфраструктуры в соответствии с новыми тенденциями и стратегическими задачами. Переход к цифровому сервису и персонализация, бесшовная интеграция финансовых услуг во все сферы жизни клиента – ближайшее будущее финансовой отрасли.Виталий Патешман: ДБО не столько транспорт, сколько идеология
Виталий Патешман, директор по продажам компании BSS, рассказал CNews, как развиваются системы дистанционного банковского обслуживания для корпоративных и частных клиентов. Его компания пропагандирует новый подход: использование UX Design, HTML5, разделение презентационного слоя и серверной части, реализация омниканальности.
CNews: Как вы оцениваете уровень развития систем ДБО в российских банках?
Виталий Патешман: Системы ДБО для юридических лиц работают в подавляющем большинстве российских банков – степень проникновения стремится к 100%. Их функциональность, с точки зрения классических систем ДБО, вполне удовлетворяет корпоративных клиентов банков. В целом они покрывают повседневные задачи, но фактически это транспортные системы. Практика показывает, что такая функциональность перестает полностью удовлетворять юридических клиентов банка.
Что касается ДБО для физических лиц, то здесь, на мой взгляд, банки и вендоры серьезно недорабатывают, функционал классических систем ДБО не успевает за потребностями розничных клиентов.
ДБО теперь не столько транспорт, сколько идеология. Проектируя и разрабатывая системы ДБО это необходимо учитывать. Поэтому мы пропагандируем новый подход: использование UX Design, HTML5, разделение презентационного слоя и серверной части, омниканальность. Все это серьезные вопросы, связанные с производительностью, безопасностью, удобством развития системы в банке и комфортом использования клиентом.
CNews: Можно ли оценить динамику российского рынка ДБО в 2015 году?
Виталий Патешман: Компания BSS сейчас ведет несколько десятков проектов как по развитию существующих систем, так по внедрению новых. Мы видим серьезный интерес банков к развитию ДБО. Для них очевидны резервы по развитию бизнеса и привлечению нового бизнеса через каналы ДБО.
В целом российский рынок ДБО в 2015 году растет. Стимулирует этот процесс желание банков сокращать операционные расходы. При правильном подходе ДБО мощный инструмент сокращения операционных затрат, затрат на обслуживание клиентов, сокращения количества точек присутствия и сокращения персонала.
CNews: Каковы тенденции развития российского рынка ДБО? Какое место среди них занимает омниканальность?
Виталий Патешман: Омниканальность – это грандиозный шаг навстречу клиенту банка, она востребована практически всеми. Сегодня пользователи располагают несколькими устройствами с доступом к сети Интернет: десктопом, ноутбуком, планшетом, смартфоном, умными часами. Все они дают возможность работать с интернет-банком или мобильным банком. Когда клиент набирает платежное поручение на одном устройстве, прерывается и просто продолжает набор на другом, или составляет платежное поручение один пользователь на декстопе, а подписывает его другой на планшете – это Omni-Channel в действии и такие ее ощутимые преимущества востребованы как корпоративными, так и розничными клиентами банка.
Омниканальность – очень серьезный аспект, характеризующий вендора, его технологичность, новаторство и устремленность в будущее. Не все производители систем ДБО могут продемонстрировать в своих продуктах такой подход.
В целом, современный клиент хочет видеть систему ДБО кроссплатформенной, мультибраузерной, легкой, быстрой и безопасной, с хорошим удобным дизайном и интерфейсом, настраиваемым на стороне пользователя, с адаптивной версткой, чтобы пользователь видел привычный интерфейс на различных устройствах.
CNews: На российском рынке все чаще звучат проекты о применении биометрии в системах ДБО. Можно ли сказать, что это новый тренд? Или пока речь идет о единичных проектах?
Виталий Патешман: Не думаю, что это является трендом, так как количество устройств, поддерживающих биометрию, и пользователей невелико. Да и носит это больше маркетинговый, нежели коммерческий характер. Да, некоторые банки запустили мобильные приложения поддерживающие биометрию, но это больше реакция на появление соответствующих функций в мобильных устройствах, чем ответ на запрос клиентов.
Задачи биометрии – защита и аутентификация. В этом смысле лучшее коммерческое применение получат голосовые технологии, использование которых действительно становится трендом. Они по умолчанию встраиваются в наиболее популярные операционные системы от Microsoft, Apple, Google и уже получили широкое распространение. Голосовые технологии позволяют не только легко и точно аутентифицировать клиента, но и быстро обработать его запрос, экономя время сотрудника колл-центра и самого клиента. Банку голосовые технологии в качестве элемента удаленной аутентификации позволяют существенно экономить на колл-центре с его колоссальным количеством звонков и затратами.