Банки стоят на пороге нового витка развития хранилищ данных
Поддержание работы нескольких разрозненных хранилищ данных в банках становится все менее эффективным. Будущее за единым универсальным хранилищем, объединяющим данные из всех информационных источников и ресурсов в одно целое. Расширенная функциональность такого класса решений предполагает одновременную реализацию как аналитических задач, так и задач по подготовке отчетности для регулирующих органов.Сергей Усачев выделяет это как особый тренд: "Если раньше банки четко разделяли OLTP и OLAP системы, то сегодняшним популярным трендом является активное хранилище данных, к которому обращаются фронт-офисные приложения, системы самообслуживания и даже банкоматы. В этом случае можно разгрузить транзакционные системы и избавить их от необходимости хранения огромного объема данных, предоставив вместе с тем клиентам ряд дополнительных сервисов".
Среди глобальных производителей таких платформ для банков лидеров не так уж много. Эксперты выделяют, в первую очередь, Oracle, IBM, Microsoft, Teradata.
В качестве примера успешной реализации можно привести проект в ВТБ. В 2006 г. руководство ВТБ пришло к выводу о необходимости создания единого хранилища данных для выполнения аналитических задач и формирования консолидированной управленческой и обязательной отчетности. Корпоративным стандартом де-факто в ВТБ являются решения на платформе Oracle. В банке отсутствовала единая централизованная учетная система. Источниками данных служили различные решения, используемые распределенной филиальной структурой ВТБ. В результате главными стали две проблемы: "очистка" данных и их консолидация.
Сегодня хранилище ВТБ насчитывает десятки терабайт данных. На его базе формируются все виды аналитической и управленческой отчетности. "Мы находимся в середине пути по реализации многочисленных форм обязательной отчетности, – рассказывает старший вице-президент, руководитель департамента ИТ ВТБ Дмитрий Назипов. – Целей, которые были поставлены в начале проекта по созданию единого хранилища данных, мы достигли 6 лет спустя после его начала".
В "Промсвязьбанке" выбор был сделан в пользу интеграционного решения на основе программных продуктов SAP – Informatica. Как рассказал Владимир Чичеткин, директор департамента информационных технологий "Промсвязьбанка", платформа по консолидации информационных ресурсов уже введена там в промышленную эксплуатацию, однако процесс развития системы по подготовке отчетности продолжается.
Сегодня объем хранилища составляет 10ТБ. Причем, по мнению эксперта, гораздо более важное значение имеет правильный выбор АБС, нежели создание хранилища, поскольку многие виды учета и ряд аналитических задач могут быть успешно выполнены на транзакционном уровне, без привлечения дорогостоящих вычислительных мощностей специализированной BI-системы.
Универсальность – самое важное
Создание хранилищ данных – особо актуальная для банков задача. Функции аналитической отчетности, OLAP-анализа, прогнозирования, извлечения знаний на основе технологий Data Mining становятся все более востребованными и крупными, и средними территориально-распределенными банками. Современный инструментарий класса BI позволяет внедрять и эффективно использовать аналитические решения практически на всех уровнях организационной структуры банка, а также "бесшовно" встраивать элементы аналитики в транзакционные системы.
"При этом каждый пользователь BI-системы может иметь свое "аналитическое пространство", – говорит Сергей Усачев. – Оно может быть использовано им для профилирования данных, поиска закономерностей и другой исследовательской работы. Если полученные результаты будут оценены как полезные, то соответствующие алгоритмы могут быть перенесены в "общую" область хранилища, чтобы с ними могли работать и другие пользователи".
Хранилища данных сегодня – это не только инструмент для сбора и подготовки банковской отчетности. Помимо загрузки, выгрузки, очистки, консолидации, интеграции, хранения и анализа данных, специализированная аналитическая система позволяет решать множество других важнейших для банка задач, начиная с сегментации клиентской базы и подготовки адресных предложений для различных групп клиентов до создания новых продуктов и услуг. Анализ больших массивов данных и выявление скрытых закономерностей обнаруживают зачастую самые необычные и даже парадоксальные взаимосвязи. И все, что нужно руководителю банка – это умение применять эти знания и умело "встраивать" в бизнес, усиливая, тем самым, свои позиции на рынке.
Вера Семушина