Разделы

ПО Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Техника

10 простых шагов: как уберизировать поездки сотрудников и сэкономить 30% бюджета на корпоративный автопарк

Процесс заказа машины впервые автоматизировали — или «уберизовали» — 10 лет назад. Диспетчеров заменили цифровые платформы, а пользователи начали самостоятельно заказывать транспорт и оплачивать услуги водителей. Позже началась уберизация самых разных областей бизнеса: нефтегазовой и производственной отрасли, строительства, грузоперевозок и рынка труда. Бизнес-процессы начали перестраивать на основе оцифрованных данных, чтобы повысить производительность.

Как эффективно перестроить работу корпоративного автопарка, чтобы служебные автомобили не простаивали? Об этом CNews рассказывает совместно с экспертами международной ИТ-компании БИТ «Мастер», разрабатывающей ПО для автоматизации транспортных перевозок «ТМ: Корпоративные поездки».

1
Анализ транспортных процессов предприятия
2
Постановка цели и задач
3
Оценка препятствий
4
Подготовка руководителей и водителей
5
Выбор программного решения
6
Анализ отзывов клиентов
7
Создание общего пула транспорта
8
Внедрение системы диспетчирования поездок
9
Интеграция системы диспетчирования с программами мониторинга и учета
10
Оценка результатов внедрения
1 шаг

Анализ транспортных процессов предприятия

Легковой транспорт на предприятиях часто используется хаотично. И первое, что необходимо сделать руководителям транспортных отделов или цифровой трансформации — это проанализировать, как выстроены транспортные процессы предприятия на данный момент.

Ответьте на следующие вопросы:

  • как выглядят условия формирования заявок на поездки (например, сколько времени занимает согласование поездки)?
  • какое количество автомобилей в вашем автопарке и как часто они стоят без дела?
  • сколько машин закреплено за конкретными сотрудниками или подразделениями?
  • как долго сотрудники ждут автомобиль?
  • насколько загружены диспетчеры и водители (простаивают ли без работы водители, много ли холостых пробегов)?
  • есть ли случаи нецелевого использования машины?


По статистике, на предприятиях один автомобиль в среднем совершает всего 2-3 поездки в день, при этом на его содержание в год уходит от 1 млн. руб. Пробег же автомобилей возрастает в два раза из-за возврата на базу.

К примеру, до уберизации автопарк «Газпромнефть-Ямал» на Новопортовском месторождении состоял из трех десятков автомобилей, каждый из которых был закреплен за своим цехом. После тщательного анализа оказалось, что за 11-ти часовую смену автомобили находятся в режиме ожидания около 4,5 часов, а время «простоя» составляет более 15 минут.

Кстати, узнать, какие ошибки при управлении автопарком совершает ваша организация, можно, пройдя тест.

2 шаг

Постановка цели и задач

Напомним, уберизация предполагает, что для поездки подбирается ближайший свободный автомобиль. По статистике, один уберизированный автомобиль выполняет около двух десятков заказов в сутки — совместное использование многими пользователями одного автомобиля увеличивает эффективность перевозок. Этот принцип можно реализовать и в рамках корпорации с парком легковых автомобилей.

В целом уберизация позволяет увеличить полезную нагрузку, избежать простоев и холостых пробегов, ускорить поездки. Автоматизация несет с собой и полезную для руководителей аналитику: наличие оцифрованных данных позволяет собирать информацию о работе автопарка, чтобы эффективнее планировать бюджет и управлять процессами.

При грамотно организованной уберизации есть все шансы на 50-80% увеличить число выполненных поездок каждым автомобилем и сократить сроки заказа до 5 минут вместо 2-3 дней.

Алексей Энтентеев

руководитель отдела консалтинга ИТ-компании БИТ «Мастер»

В среднем организация тратит на корпоративные поездки сотрудников на 30% больше денег, чем действительно необходимо, транспорт используется нерационально и простаивает, в 90% случаев не ведется аналитика по количеству выполненных заявок и перемещению служебного автомобиля.

3 шаг

Оценка препятствий

Перед внедрением программной платформы по уберизации корпоративных поездок необходимо оценить, с какими проблемами может столкнуться ваша организация. Это поможет понять, какое именно решение вам потребуется.

Так, в вашей организации может действовать запрет на использование смартфонов. Это значит, что необходимо найти такой программный продукт, в котором предусмотрен альтернативный способ работы с заявками.

Например, в случае с решением «ТМ: Корпоративные поездки», которое нужно было установить на одном из заводов со строгими внутренними правилами, была найдена альтернатива. Мобильные приложения для водителей установили на Android-магнитолы в автомобили, а прием заявок реализовали через веб-кабинет или терминалы. Среди других вариантов заказа транспортамобильные приложения, толстый клиент, звонок оператору или роботу.

Кроме того, на территории предприятия может быть нестабильный интернет-сигнал — если речь идет, например, об удаленном нефтяном месторождении. В таком случае вам потребуется решение, не требующее постоянного 100% покрытия всей территории предприятия интернетом.

Еще один нюанс — информационная безопасность организации и риски утечек персональных данных сотрудников. Чтобы свести их к минимуму, нужна система, где не будет регистрироваться ничего кроме номера телефона, а полная информация о пассажире водителям станет недоступной. Некоторые решения также позволяют настроить ограничение доступа к информации для каждого работника.

Озаботиться стоит и тем, где будет размещено решение. К примеру, ядро «ТМ: Корпоративные поездки» может располагаться как в облаке разработчика, так и в частном облаке, и на корпоративных серверах организации-заказчика.

4 шаг

Подготовка руководителей и водителей

Не всех могут радовать перемены в организации корпоративных перевозок — и это нормально.

Если водители не заинтересованы в увеличении нагрузки — мотивируйте их, выстроив понятную систему KPI, продемонстрируйте, как число выполненных заказов, количество отказов, смен и общий рейтинг, влияют на доход работника. Проработайте вопрос и с подрядчиком, если вы арендуете транспорт. 

Особый разговор должен быть с руководителями — кто-то может отказаться откреплять свой транспорт «в пользу общего дела». Тут нужно действовать гибко: некоторые закрепленные автомобили можно оставить за руководителями, а из остальных открепленных сформировать общий пул и уберизировать только их. Либо же постараться склонить руководство к решению вопроса в пользу эффективности и оптимизации, сделав акцент на том, что их комфорт останется на том же уровне.

5 шаг

Выбор программного решения

Тщательно проанализируйте, какие системы для уберизации корпоративных поездок предлагает рынок. Рекомендуем сосредоточиться на российских решениях, чтобы быть уверенным в безопасности и надежности — напомним, после событий 24 февраля 2022 г. многие зарубежные поставщики корпоративного ПО не стали продлевать лицензии российским клиентам и отказали им в техподдержке. 

Проанализируйте функционал решений. Увы, многие российские программы,  нацеленные на управление автомобилями в парках организаций, ограничиваются учетными функциями.

Важно посмотреть, что именно предлагает разработчик. К примеру,  «ТМ: Корпоративные поездки» нацелены на управление поездками. В нем есть мобильное приложение для сотрудников и водителей, напоминающее приложения «Яндекса» и Uber  — оно брендируется под компанию. Также есть Кабинет клиента для секретаря или другого ответственного сотрудника, который отвечает за создание заявок на поездки, и Кабинет организации для оператора, чтобы принимать звонки и отслеживать исполнение заказа, корректируя их распределение по водителям.

В решении предусмотрена аналитическая платформа, позволяющая следить за статистикой, а принимать звонки может робот. Система использует GPS-трекинг на смартфонах, а также данные с датчиков, установленных на автомобилях организации. Систематизация этой информации и ее привязка к конкретным заявкам помогают экономить топливо, отслеживать местоположение водителей, сводить к минимуму поездки сотрудников по личным нуждам и сокращать холостые пробеги. Удобно также запланировать смены, чтобы управлять экипажами на линии и установить лимиты на поездки.

Еще одна важная функция — возможность работать с онлайн картами Google, Яндекс и 2GIS и другими глобальными картографическими сервисами, это дает доступ к справочникам адресов и пунктов и позволяет тщательнее просчитывать маршруты.

«ТМ: Корпоративные поездки» также предоставляет клиентам возможность делегировать прием заявок на поездки по телефону собственному контакт-центру.

6 шаг

Анализ отзывов клиентов

Чтобы ознакомиться со всеми плюсами и минусами программного решения, не забудьте проанализировать отзывы клиентов компании, посмотреть, какой эффект от внедрения они получили.

Так, у КГБУ «Автобаза при Аппарате губернатора и правительства Камчатского края» после внедрения программы «ТМ: Корпоративные поездки», получилось сократить расходы на автопарк 20 млн. рублей за 2021 г.

Управление в реальном времени, автоматическое принятие решений, уход от человеческого фактора — это все сочетается в решении, которое мы используем. Проект не имеет аналогов в периметре компании.

7 шаг

Создание общего пула транспорта

Итак, вы осведомлены о всех плюсах и минусах автоматизации, купировали все риски и определились с решением. Как же будет выглядеть уберизация на практике?

Напомним: на предприятиях уберизация возможна только при создании общего пула транспорта. Можно открепить от подразделений все автомобили или оставить часть закрепленными, например, за несогласными топ-менеджерами. В итоге сотрудники будут использовать только свободные машины.

Уточним: закрепление автомобилей за департаментами и управлениями приводит к тому, что одни машины используют активно, а другие — нет, и транспорт простаивает. Общий пул помогает выровнять нагрузку.

Например, Омский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» урезал расходы на транспорт в первый год работы на 13,5 млн. рублей за счет уберизации автопарка. Полезная нагрузка на каждый автомобиль увеличилась, что позволило организации отказаться от девяти автомобилей.

8 шаг

Внедрение системы диспетчирования поездок

Система диспетчирования поездок распределяет заявки на автомобили через «умные алгоритмы» без участия операторов. С мобильного приложения заявка поступает в систему, которая быстро подбирает ближайшего свободного водителя с учетом требований. Среди них: статус заказчика, тип машины, удаленность от точки подачи, перерыв на обед, время окончания смены и другие.

Такую функцию, в частности, предлагает программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки», чтобы управлять поездками было удобнее. Можно выполнить интеграцию с другим программным продуктом и персональную доработку системы под нужды предприятия.

9 шаг

Интеграция системы диспетчирования с программами мониторинга и учета

Многие организации уже используют инструменты для управления автопарком, например, , «АвтоГРАФ», Wialon, ГЛОНАСС, GPS и т.д., это необходимо учесть при выборе программного решения.

Так, интеграция «ТМ: Корпоративные поездки» со сторонними системами помогает перенести отлаженные бизнес-процессы в систему управления заявками. В то же время дополнительные возможности датчиков слежения позволят мониторить нарушения. Например, отслеживать превышение скорости водителями, отклонение от маршрута, слив топлива, отключение трекера. 

В приложении будет видно, если заявка была принята не сразу, а через 5 минут, водитель выбрал объездной маршрут и остановился у магазина или закончил заказ спустя 20 минут после того, как пассажир вышел из машины.

10 шаг

Оценка результатов внедрения

По прошествии нескольких месяцев оцените, какие эффекты дала вам уберизация. К примеру, предприятия, открепившие автопарк и внедрившие систему диспетчеризации «ТМ: Корпоративные поездки», сообщают о том, что время оформления заявок у них сократилось в 5-7 раз. Сотрудники без лишних согласований создают заявки на поездки через мобильное приложение, а система подбирает машину за 1-2 минуты.

В целом расходы на содержание автопарка после уберизации сокращаются на треть, так как каждый автомобиль выполняет в 2-3 раза больше заявок. Сам автопарк за счет оптимизации реально сократить более чем на 20%.

Рекламаerid:Pb3XmBtzt5hbBEDBVtWuTQrayT8R6gLZDCaAQS4Рекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью БИТ "Мастер"ИНН/ОГРН: 1831088983/1031800558020Сайт: https://tmcorp.pro/