Как проводится налоговый мониторинг
Инструкция от одного из ключевых провайдеров услуг налогового мониторинга — компании ДРТ.
Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, суть которой состоит в том, что налоговая инспекция не проводит камеральные и выездные проверки, а удаленно контролирует корректность и полноту исчисления и уплаты налогов.
Доступ налогового органа к информационным системам организации и его бухгалтерской и налоговой отчетности позволяет оперативно согласовывать планируемые и совершенные операции, а также снизить объем требуемых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех процедур, которые содержат элементы риска.
Налоговый мониторинг (НМ) проводится в 6 этапов.
Этап 1. Провайдер услуги налогового мониторинга определяет готовность компании участвовать в режиме налогового мониторинга
Сначала провайдер услуги налогового мониторинга знакомится с тем, как организован налоговый (бухгалтерский) учет и готовится налоговая отчетность в компании. Следом он диагностирует информационные системы компании и выбирает оптимальный способ ИТ-взаимодействия.
Далее провайдер должен понять, насколько эффективно будут функционировать системы внутреннего контроля и системы управления рисками организации при запуске режима налогового мониторинга. В результате диагностики создается план-график по переходу к НМ, дальнейшие шаги представляют собой реализацию данного плана.
Этап 2. Организация-налогоплательщик и провайдер готовят регламент информационного взаимодействия с налоговым органом
Стать основой сотрудничества должен приказ ФНС России от 11 мая 2021 года № ЕД-7−23/476@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним». В регламенте нужно прописать порядок предоставления налоговому органу документов и раскрытия показателей налоговой отчетности, показать информационные системы организации, реализующие функции внутреннего контроля в компании, и сообщить о способах внесения изменений в документы.
Этап 3. Организация-налогоплательщик и провайдер готовят отчетные формы по системе внутреннего контроля (СВК) организации
Заполненные документы должны соответствовать приказу ФНС России от 25 мая 2021 года № ЕД-7−23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». В формах отчетности о рисках и контрольных процедурах нужно указать реестр и матрицу таковых и отразить результаты выполнения контрольных процедур.
Система внутреннего контроля (СВК) ориентирована на идентификацию и оценку рисков бизнес-процессов (учет, закупки, сбыт, управление инвестициями и пр.), формализацию и выполнение контрольных процедур (например, бухгалтерские проверки или автоблокировка закупок, превышающих бюджетные лимиты), мониторинг эффективности контроля и автоматизацию отчетности. Это в целом приводит к повышению надежности и эффективности работы бизнес-процессов компании.
В формах отчетности об организации системы внутреннего контроля нужно перечислить мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля и оценить текущий уровень СВК.
Этап 4. Организация-налогоплательщик и провайдер готовят дополнительные документы, необходимые для участия в режиме налогового мониторинга
Требования к этому этапу отражены в приведенном ранее приказе ФНС России от 11 мая 2021 г. Для этого нужно подготовить заявление о проведении налогового мониторинга, раскрыть сведения о физических и юридических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в компании, и доля такого участия превышает 25%, а также привести учетную политику для налогообложения (выбранную налогоплательщиком совокупность способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения). Организация также предоставляет документы о системе внутреннего контроля.
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Решение о проведении налогового мониторинга принимает налоговый орган до 1 ноября года. Сам налоговый мониторинг проходит в течение одного календарного года.
Этап 5. Провайдер осуществляет методологическую поддержку налогоплательщика по вопросам проведения налогового мониторинга
Провайдер помогает налогоплательщику собрать полный пакет документов для участия в режиме налогового мониторинга и участвует в согласовании их с налоговыми органами. Также провайдер анализирует и выявляет у клиента возможные сложные, спорные или новые операции и сделки, требующие согласования с налоговыми органами. Провайдер оказывает техническую и методологическую поддержку при внедрении ИТ-решений для взаимодействия с налоговыми органами, в том числе «витрины данных».
«Витрина данных» - это форма взаимодействия с налоговым органом, при котором организация сама определяет данные налогового мониторинга для публикации и самостоятельно загружает их в систему. Провайдер может предложить разработку «витрины данных» для налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций и др. платежей на базе web-технологий, 1С, Oracle, SAP и других ERP-систем.
Другим способом взаимодействия с ФНС является организация удаленного рабочего места через автоматизированную информационную систему «Налог 3», при котором компания предоставляет сотрудникам ведомства доступ к своей учетной ERP-системе и определяет данные для публикации с помощью настройки ролей и полномочий системы.
Причем технологическая зрелость бизнес-процессов и систем учета повышается и достигается за счет внедрения автоматизированных контрольных процедур, реализуемых в ERP-системах, что влияет на полноту покрытия рисков. Провайдер может предложить ПО для проверки благонадежности контрагентов в автоматическом режиме и, наконец, построить и развивать автоматизированные системы внутреннего налогового контроля.
Этап 6. Налоговый орган формирует план проведения налогового мониторинга и определяет объем контрольных мероприятий
Налоговый орган начинает проверку документов и вправе потребовать у организации пояснений и провести осмотр. При выявлении противоречий и несоответствий служба направляет сообщение с требованием предоставить пояснения или внести исправления в течение пяти дней.
При нарушении в расчете или уплате налогов налоговый орган в течение 10 дней направляет организации уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения. Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности удержания, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Мотивированное мнение приходит в организацию при проведении налогового мониторинга. Оно бывает двух видов:
- по запросу организации (если у самой компании есть неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства)
- и по инициативе налогового органа (если установлен факт, свидетельствующий о нарушении налогового законодательства).
Мотивированное мнение по запросу организации должно направляться в течение месяца с момента получения запроса, а по инициативе налогового органа – в течение пяти дней со дня его составления на протяжении срока проведения налогового мониторинга.
В течение месяца организация должна уведомить налоговый орган о согласии с мотивированным мнением и приложить документы, подтверждающие выполнение описанных в нем указаний. В случае несогласия в ФНС проводится взаимосогласительная процедура, в результате которой служба может изменить свое мнение или оставить все, как есть.
Контакты:
Юлия Орлова
Партнер, Департамент налогов и права
+7 (495) 787 06 00
■ Рекламаerid:Pb3XmBtzsyCLZvQZvo5SRxG2bMa3WZkfRbUyDgrРекламодатель: ООО «ДРТ Консалтинг»ИНН/ОГРН: 7710976720/1147748151220Сайт: https://www.delret.ru