Разделы

ПО Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках Аутсорсинг Облака Конференции Цифровая трансформация

Как зря не потратить деньги на цифровую трансформацию

Для того, чтобы деньги, выделенные на цифровую трансформацию, не оказались выброшенными на ветер, надо четко определиться с целями, заручиться поддержкой руководства, вдохновить своими идеями людей и, конечно, выбрать адекватные инструменты. Как это сделать на практике, обсудили участники секции «Цифровая трансформация» CNews FORUM 2021.

Сергей Лобов: Пока нет единого подхода к пониманию сути «умных» объектов

Умный город – это не просто системы управления уличным освещением и транспортом: он состоит из умных кварталов, умных зданий, умных офисов и квартир, объединенных умной же инфраструктурой. О том, как построить умный город, рассказал Сергей Лобов, коммерческий директор «Группы Т1».

CNews: Сейчас много говорится об «умных» устройствах, домах, офисах, городах. Что это такое?

Сергей Лобов: Пока нет единого подхода к пониманию сути «умных» объектов. Умные, или smart, объекты ассоциируются с интернетом вещей (IoT), а он представляет собой две группы решений – удаленное наблюдение за предметами и их состоянием (телеметрия) и удаленное управление объектами (телеуправление).

Например, включив умные жалюзи в систему интернета вещей, мы можем из любой точки мира узнать, закрыты они или открыты. Подключив соответствующие датчики, мы также сможем следить за уровнем освещенности в офисе, где эти жалюзи установлены. Удаленно управляя такими жалюзи, мы будем влиять как на их состояние, так и на состояние всего офиса.

Этот пример демонстрирует также различные подходы к терминологии. Кто-то скажет, что этот продукт стоит назвать «умные жалюзи», а кто-то назовет такое решение «умным офисом». Грань, проходящая между умными устройствами, помещениями, зданиями и городами, весьма условна.

Усложняет понимание феномена также отнесение к умным объектам решений, не связанных с интернетом вещей. Например, иногда составной частью умного города считают мобильные приложения, с помощью которых граждане могут выражать мнение по тем или иным городским вопросам в формате онлайн.

Мы предлагаем воспринимать умные города как упорядоченную систему, в которой и каждый ее составной элемент, и внутренние связи являются умными. Умный город – это не просто системы управления уличным освещением и транспортом: он состоит из умных кварталов, умных зданий, умных офисов и квартир, объединенных умной же инфраструктурой.

CNews: Какие сложности возникают при создании умного города?

Сергей Лобов: Одна из основных сложностей – отсутствие единого подхода к самому понятию умного города со стороны профессиональных участников рынка, заказчиков и государства.

Есть и другие проблемы. Большинство инновационных решений внедряются не в вакууме, а опираются на существующие инфраструктуру, принципы организации процессов жизнедеятельности, имеющиеся в наличии ресурсы и компетенции. Некоторые инновации можно внедрить в процессе модернизации, но часть из них требует фундаментальной перестройки. Старые здания, дороги, сети и другие объекты были спроектированы без учета имеющихся сегодня технологий и запросов. На тотальное обновление всей городской инфраструктуры ресурсы найти невозможно, поэтому полноценные умные города могут появиться либо как результат постройки с нуля, либо после длительного эволюционного инновационно-замещающего развития.

Кроме того, для развития умных городов имеют значение принятые технологические стандарты. На данный момент существуют конкурирующие технологии передачи данных, например, Lora-WAN и NB-IoT, необходимо определяться с выбором оборудования и протоколов передачи данных.

Еще одним вызовом является зависимость от иностранных компонентов, в первую очередь от оборудования.

CNews: Как вы видите пути преодоления этих сложностей?

Сергей Лобов: Создание умных городов – задача глобального уровня, и без участия государства ее решить невозможно: требуется строительство новых агломераций, выделение на это необходимых ресурсов, развитие эффективных мер поддержки импортозамещения. Хотя регуляторная активность государственных институтов будет полезна во всех аспектах, с осторожностью следует подходить, например, к вопросам назначения обязательных для применения технологий. Общий принцип решения перечисленных проблем заключается в том, чтобы выработать и придерживаться баланса в государственном регулировании.

Со своей стороны, ИТ-компании ищут подходы и решения, которые позволят получить максимальную отдачу от все большего проникновения IoT. Smart-устройства изменяются: формфакторы уменьшаются, энергопотребление снижается, увеличивается производительность и т.д. Дома, офисы, вся инфраструктура города пронизана такими устройствами. К 2030 году количество подключенных к сети датчиков увеличится до 24 млрд, а рынок IoT вырастет до 1,5 трлн долларов. Но собственно «умными» устройства делают программы, которые, анализируя потоки данных от этих устройств, создают сервисы, решают сложные рутинные задачи. Устройства способны фиксировать, что происходит вокруг, сообщать об этом человеку по любым доступным каналам связи. Агрегаторы этих данных – IoT-платформы – собирают всю информацию, анализируют и транслируют пользователю в удобной форме в режиме реального времени.

Аналитики прогнозируют, что к 2050 году городское население будет составлять 60-70% от всего количества жителей планеты. Возрастающая нагрузка на городскую инфраструктуру уже сейчас требует разработки и внедрения решений по ее оптимизации. Транспортные, жилищно-коммунальные услуги и безопасность являются основными потребителями IoT. Они и потянут как локомотив рынок IoT вверх.

Наталья Рудычева