Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Цифровизация ИТ в банках

Maykor приобрел седьмую компанию за год

PST Сompany, специализирующаяся на обслуживании банкоматов, вошла в состав группы Maykor. Главная проблема этого сегмента рынка - низкое качество оказания услуг, поэтому, к примеру, "Сбербанк", как крупнейший заказчик, пытается организовать обслуживание своей техники самостоятельно.

Аутсорсинговая группа Maykor приобрела у холдинга ITG компанию PST Сompany (Payment Service Technology), занимающуюся техническим обслуживанием банковской техники. Сумма сделки не разглашается. Выручка PST Company за 2012 г. составила 133 млн руб., численность персонала – 70 человек.

Желание получить компетенции в сфере обслуживания банковского оборудования в Maykor объясняют ориентацией банков на розничный сегмент - расширением филиальных сетей и увеличением количества устройств самообслуживания: банкоматов и платежных терминалов.

По прогнозам Retail Banking Research London, количество банкоматов в России к 2015 г. увеличится на 54%.

По мнению Maykor, банки заинтересованы в снижении стоимости владения ИТ-активами, в сокращении потерь из-за простоя вышедшего из строя оборудования, а также в рационализации взаимоотношений с поставщиками услуг.

В портфеле услуг Maykor также представлены компетенции по аутсорсингу эксплуатации — обслуживание офисной и компьютерной техники, систем обработки и хранения данных, инженерных систем и др. Таким образом, заказчики компании из финансовой сферы смогут получить комплексное обслуживание своих объектов, в частности, банковских отделений, по единому договору SLA, говорит президент Maykor Сергей Сульгин.

PST Company работает на российском рынке сервиса банковской техники с 2007 г. Среди ее заказчиков - «Сбербанк», «Газпромбанк», «Банк Зенит» и др. Логистическая система компании насчитывает более 30 складских помещений, расположенных в разных федеральных округах России.

На момент приобретения PST Company располагала центральным офисом в Москве, а также дополнительными офисами в Красноярске, Санкт-Петербурге и Туле. В этих городах сервисная поддержка оказывалась собственными силами, в других регионах - посредством партнерской сети (более 80 партнеров).

Кроме того, PST Company владеет ремонтным центром, который позволяет проводить не только ремонтные работы, но и восстанавливать запчасти и принадлежности. На базе центра действует лаборатория по исследованию причин поломок запчастей и поиску эффективных способов их устранения и профилактики.

Активы PST Company ─ ремонтный центр, складские помещения, фонд резервного и диагностического оборудования и др. ─ будут полностью перенесены в «ЦРТ Сервис» (одна из основных компаний группы Maykor) в течение года. Сотрудники и топ-менеджеры PST Company также перейдут в штат «ЦРТ Сервис», сообщила CNews вице-президент Maykor Ирина Семенова.

На рынке обслуживания банкоматов PST занимает незначительную долю, говорит представитель группы «Ланит», чья дочерняя компания «ЛАН АТМсервис» оказывает аналогичные услуги: «Привести точные данные практически невозможно, но, по предварительным оценкам, доля PST в части сервиса более чем в десять раз меньше, чем у «ЛАН АТМсервис».

«Любые слияния и поглощения на сервисном рынке можно расценивать, как положительные, поскольку они переводят конкуренцию в более цивилизованное русло – от конкуренции цен к конкуренции качества, - добавляет представитель «Ланита». - И с этой точки зрения, менеджмент Maykor производит хорошее впечатление».

Качество обслуживания оборудования – это главный вопрос, который волнует крупнейшего заказчика данного рынка – «Сбербанк». В 2008 г. у него было всего 5 тыс. банкоматов и терминалов, а в 2013 г. их число превысило 60 тыс. «Все эти системы требуется сопровождать, - рассказывал CNews в начале 2013 г. один из топ-менеджеров банка. - Конечно, мы не справляемся своими силами и используем аутсорсинг. Но компании на многих локальных рынках зачастую абсолютно недееспособны. Качество поддержки, которое они могут обеспечить, очень низкое».

В банке было принято решение создать дочернюю компанию «Сбербанк-Сервис». «Это будет конкурент такого рода аутсорсингу. Мы считаем, что можем это делать лучше, - говорил его представитель. - Получится - получится, а если нет, значит будем продолжать использовать аутсорсинг».

Более того, в «Сбербанке» считали, что смогут оказывать подобные услуги не только себе, но и на рынок: «Если мы создадим квалифицированный ресурс, мы сможем его использовать и для того, чтобы сопровождать другие компании, и зарабатывать на этом деньги». Изменились ли эти планы в связи с недавней сменой руководителя блока ИТ, CNews не известно.

В Maykor не считают инсорсинговые сервисные компании своими прямыми конкурентами. Это явление на банковском рынке характерно только для крупных банков, считает Ирина Семенова: «Создание таких структур – высокозатратная и непрофильная для банка задача, которая тяжелым грузом ложится на бизнес. Чаще всего, это узкоспециализированные компании, ориентированные, в основном, на отраслевую технику. Мощности, таким образом, закрывают лишь некоторую часть сервисных направлений для конкретных банков».

Отметим, что с начала 2012 г. приобретение PST Сompany стало для Maykor уже седьмым. Ранее в состав группы вошли компании «Инфосервис», сервисное подразделение «Амфител Плюс», Expertek, «ДВ-СТС» и «Автотанк-сервис». Кроме того, была достигнута договоренность о приобретении крупной аутсорсинговой компании «Россервис».

Александр Левашов