Разделы

Цифровизация ИТ в банках

В каких ИТ нуждаются страховщики? Опыт бизнеса и интеграторов

Российский сегмент страхования насчитывает всего около пятисот компаний. Но, несмотря на это, клиентами страховых организаций являются все граждане страны, в первую очередь за счет продуктов ОМС, обязательного медицинского страхования, и ОСАГО, обязательного страхования автогражданской ответственности. А потому вопросы автоматизации работы фронт- и бэк-офисов страховщиков очень важны. Организованный CNews Conferences и CNews Analytics круглый стол «ИКТ в страховании: потребности и решения», прошедший 5 июня, собрал экспертов отрасли и представителей ИТ-индустрии, чтобы ответить, как и при помощи каких инструментов автоматизировать бизнес-процессы страховых компаний.

Мировой рынок ИТ-решений для отрасли страхования фрагментирован. Продукты поставляет большое число вендоров. Скажем, в сфере P&C-страхования (Property&Casualty – страхование собственности и страхование от несчастных случаев) доступны решения 25 вендоров, еще 22 производителя выпускают продукты для автоматизации в области L&P (Life&Pensions – страхование жизни и пенсионное страхование). Кроме того, 14 вендоров предлагают комплексные решения для обоих видов страхования. В отличие от других сегментов, где большая доля рынка принадлежит 4–5 ИТ-компаниям, в сфере информатизации страхования нет явных лидеров и в ближайшие годы не появится.

Продукты, которые автоматизируют страховой бизнес в полном объеме, внедрены считанное число раз. Спросом пользуются специализированные системы, сконцентрированные на решении узкого круга задач и позволяющие интегрировать их с другими системами. По сравнению, скажем, с банковской сферой, где предпочтение нередко отдается российским продуктам, в отечественном страховом бизнесе и российские, и зарубежные решения внедряются примерно в равных долях.

Что автоматизируют страховщики?

Все информационные системы, используемые в страховых компаниях, делятся на три большие группы: фронт-офисные, мидл-офисные и бэк-офисные системы. К ним добавляются общие сервисы, куда входят веб-порталы, инструменты для предотвращения утечек, поддержки пользователей (решения класса Help Desk), коммуникационные сервисы и корпоративная IP-телефония. Очень важными в комплексе фронт-офисных решений являются системы для организации прямых продаж, поддержки партнерских и банковских продаж. Эти приложения используют единый реестр клиентов компании.

Операционный модуль CRM обеспечивает не только поддержку имиджа, но и способствует увеличению клиентской базы, страховых продуктов и в целом повышает эффективность бизнеса и производительность работы сотрудников. Аналитические CRM- и BI-системы обрабатывают собираемые в страховых компаниях данные, а также автоматизируют составление отчетности и консолидацию информации из различных учетных систем. Большие данные, как пояснила Светлана Агапова, член правления, директор департамента страховых и информационных технологий компании «ВТБ Страхование», очень востребованы страховыми компаниями: чем больше известно о клиентах, тем больше продуктов им можно предложить. Впрочем, в отличие от банков или операторов связи, сегодня страховщики знают о своем клиенте не так много, как хотелось бы, – и в этом направлении им предстоит сделать еще немало.

Архитектура приложений страховой компании

Источник: «ВТБ Страхование», 2014

Список бэк-офисных систем начинается с электронного документооборота и электронного архива. Специфичной для страховой компании является система автоматизации полисной системы и урегулирования убытков (они могут быть объединены в одном продукте, но чаще внедряются как две интегрированные системы). Не обходится и без «классических» систем, автоматизирующих бухгалтерский учет, расчет зарплаты, бюджетирование и планирование. Для всего этого «ИТ-хозяйства» необходимо построение систем безопасности, ведь страховые компании обрабатывают персональные данные клиентов и вопрос их сохранности, предотвращения утечек, мониторинга событий и управления инцидентами является отнюдь не последним. Средства для мониторинга работы сети и оборудования, кроме того, позволяют сократить число ИТ-сотрудников в региональных офисах, а арендованные или собственные центры обработки данных дают возможность консолидировать все информационные ресурсы.

Как информатизировать?

На вопрос, подойдут ли российским страховым компаниям западные разработки, Александр Римский, директор по информационным технологиям страховой компании ERGO, ответил в целом утвердительно, хотя и с рядом оговорок. Страховая компания выбирает не столько продукт, сколько интегратора, подрядчика, который займется адаптацией системы под бизнес-процессы страховой компании.

Внедрение новых ИТ-решений в страховых компаниях происходит по стандартной схеме. Предварительно страховой компании проводится анализ требований к продукту, составляется перечень автоматизируемых бизнес-функций, изучаются аспекты совместимости информационной архитектуры новой системы с уже применяемым парком ИТ-решений. От западных решений приходится отказываться в тех случаях, когда ядро системы не поддается модификациям совсем или с трудом, отсутствует возможность вносить изменения в ПО в соответствии с новыми требованиями со стороны законодательных и регулирующих органов или адаптировать их к российской страховой специфике бизнеса.