Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Райффайзенбанк – виртуальные рабочие места для реальных пользователей

Сергей Квашук, вице-президент, руководитель департамента управления базовой ИТ-инфраструктурой "Райффайзенбанка", рассказал об одном из крупнейших проектов внедрения виртуальных рабочих мест на российском рынке. На технологию VDI были переведены более 10 тыс. пользователей, работа длилась более трех лет.

CNews: Как вы пришли к решению развернуть виртуальные рабочие места?

Сергей Квашук: Важную роль в принятии решения сыграли сразу несколько факторов. Во-первых, у нас подходил к концу пятилетний цикл эксплуатации основного пользовательского оборудования: рабочих станций, мониторов, лицензий. Нужно было принимать решение – либо менять оборудование, то есть закупать, устанавливать новые рабочие станции, либо трансформировать рабочее место пользователя с улучшением эксплуатационных характеристик и сокращением затрат на его поддержку.

Во-вторых, в прошлом году Microsoft прекратила поддержку Windows XP в рамках стандартных условий, нужно было менять операционную систему на новую, что также влекло необходимость модернизации рабочих мест.

В-третьих, мы проделали большую работу по передаче ИТ-процессов региональных подразделений на аутсорсинг, и требовалось упростить процедуры технической поддержки, чтобы снизить количество обращений к аутсорсинговым компаниям, сократить число отказов и сбоев, требующих вызова специалистов-аутсорсеров.

Одновременно бизнес поставил перед нами задачу "облегчить" отделения – сократить стоимость их содержания и уменьшить площади. Раньше в каждом небольшом офисе было помещение с серверным оборудованием, которое требовалось обслуживать. Нам предстояло отказаться от этих серверных комнат.

Все перечисленные причины указывали нам на необходимость внедрения VDI.

CNews: С какими проблемами вы столкнулись?

Сергей Квашук: Все проблемы можно разделить на две группы: технические и организационные. К организационным проблемам относится вопрос изменения регламентов и прочих внутренних документов, регулирующих работу пользователя и внутренние бизнес-процессы поддержки, эта проблема была решена путем организационного приравнивания терминала VDI к рабочей станции и использованием термина "рабочая станция" применительно и к терминалу, и к классической рабочей станции со всеми вытекающими. Такой подход в том числе повлиял на выбор модели доставки виртуального рабочего места.

Сергей Квашук: Проект внедрения VDI позволяет открывать новые точки присутствия буквально за часы

На сегодняшний день в мире применяется несколько вариантов организации виртуального рабочего места. Первый и самый распространенный – когда рабочее место пользователя генерируется на сеанс работы пользователя, например в начале рабочего дня, с последующим ее уничтожением, например в конце работы. Этот метод предполагает полную трансформацию ландшафта приложений, внутренних процедур поддержки и его адаптацию к платформе доставки рабочих станций.

Второй вариант – режим виртуальных рабочих станций, выдаваемых на все время работы человека в компании (аналогично обычному ПК). Ему характерна большая нагрузка на инфраструктуру, но зато не требуется трансформация технологий доставки программного обеспечения и изменение бизнес-процессов поддержки.

В Райффайзенбанке очень сложная структура приложений и организации рабочего места сотрудника. К определенному рабочему месту привязаны приложения, банковское оборудование, кассовое окно и так далее. Поэтому мы выбрали второй вариант организации VDI.

Выбор, в свою очередь, породил проблемы технического характера. Рабочее место каждого сотрудника нужно хранить в дата-центре банка, сотрудников более 10 тыс., что требует гигантских объемов памяти – около 1 ПБ на flash-СХД. Сотни тысяч операций ввода-вывода на запись, на чтение генерируют огромную нагрузку, и на момент старта проекта в мире было мало технологических решений, которые могли бы обеспечить такую емкость на flash-СХД.

Мы пустились на различные ухищрения – использовали разные наборы дисковых массивов, различные flash-СХД, применяли технологии аппаратного сжатия, программные системы дедупликации и так далее. В результате мы получили очень сложную и тяжело управляемую архитектуру из множества разнородных компонентов, что предопределило частые сбои в работе подсистемы хранения данных рабочих станций.

Около года назад в России появилось решение XtremIO от EMC. Сначала мы очень осторожно относились к СХД, ее архитектура отличается от решений остальных игроков на рынке, было много вопросов. Но к концу прошлого года проблемы, связанные с VDI, превратились в "снежный ком", оперативно решать их становилось невозможно. И тогда мы решили приобрести EMC XtremIO.

CNews: Как шло внедрение решения?

Сергей Квашук: Мы не прогадали, внедрение EMC XtremIO прошло быстро и без особых проблем. Мы закупили систему из четырех модулей X-Bricks – два кластера, каждый из них мы установили в двух наших дата-центрах. Буквально в течение нескольких дней мы перенесли на них платформу VDI, все 10,5 тыс. рабочих станций.

Сергей Квашук: Не надо доводить построение платформы VDI до абсурда, не надо переводить на VDI 100% рабочих мест

Эффект проявился сразу. Мы избавились от сбоев, проблем с производительностью, проблем технического характера. Одновременно мы высвободили десятки терабайт на flash-массивах. За счет дедупликации, сжатия и тонкого выделения мы уместили 1 ПБ рабочих станций в 15 ТБ реального объема СХД XtremIO. Для нас это очень хороший результат.

CNews: При выборе решения учитывалась потенциальная потребность масштабирования инфраструктуры банка?

Сергей Квашук: Да. Сам проект внедрения VDI позволяет открывать новые точки присутствия буквально за часы. Сейчас у нас примерно 300 отделений по стране. Мы можем в один день эти отделения закрыть, а на следующий – открыть в другом месте. Мы обеспечили бизнесу возможность в любой точке страны открывать полноценный офис с минимальными затратами, требуется только телекоммуникационное оборудование, принтеры, терминалы, мониторы.

В качестве примера хочу описать один случай. На старте проекта VDI у нас случился форс-мажор. Рядом с одним из наших офисов, в котором работали 300 андеррайтеров тогда еще на обычных десктопах с Windows ХР, экскаватор перерубил кабель основного и резервного канала связи. Сотрудники, обслуживающие кредитный конвейер, остались вне рабочего пространства. За 4 часа, заняв все переговорные в других зданиях, мы сгенерировали для этих сотрудников виртуальные рабочие места, поставили терминалы и восстановили работу, фактически обеспечив непрерывность работы кредитного конвейера. Таким образом, возможность оперативно развернуть новые рабочие места ограничивалась только количеством терминалов на складе партнера. Сейчас внедрение XtremIO позволяет генерировать сотни рабочих станций буквально за считанные минуты.

CNews: Чьими силами был выполнен проект VDI?

Сергей Квашук: Проект был выполнен сотрудниками банка. Как я уже сказал, у меня и моей команды был опыт подобного проекта в другом крупном банке. Многие наработки, которые мы сделали там, были применены и здесь. Никакого системного интегратора для непосредственной реализации мы не привлекали.

Я слежу за этим рынком и считаю, что сегодня на российском рынке нет системных интеграторов, которые могут потянуть проект VDI такого масштаба. Они больше нацелены на классические, стандартные решения либо поставки оборудования. В нашем случае все оборудование и лицензии (EMC, HP, Citrix, DELL WYSE) было поставлено IBS Platformix. А наша платформа глубоко интегрирована в инфраструктуру поддержки и структуру компании. Многие решения на VDI-проектах принимаются только сотрудниками компании. Это справедливо и для сетевых европейских банков, и для региональных представительств. Практически везде организации, в которых внедряются VDI-платформы, опираются на собственные силы. Мы сами решали все задачи и несли ответственность.

CNews: Сколько времени длился проект по внедрению VDI и сколько человек в нем участвовало?

Сергей Квашук: В целом работа шла более трех лет, пилотный этап занял 10 месяцев, на VDI было переведено около сотни пользователей 2–3 московских офисов. Последнее отделение перевели на VDI в начале апреля. Без учета аутсорсеров, которые расставляли терминалы в отделениях, на проекте было занято 10 человек.

CNews: Какой совет вы могли бы дать командам крупных компаний, примеривающихся к переходу на виртуальные рабочие места?

Сергей Квашук: Главным слагаемым успеха подобного проекта является абсолютное понимание и поддержка со стороны бизнеса. Прежде чем начинать, необходимо честно предупредить о сложности проекта. При его реализации придется пережить очень многое, будут проблемы. Это полный реинжиниринг всей ИТ-инфраструктуры. Сбои, которые могут случиться, будут глобальными. Придется это пережить, перетерпеть, справиться и идти вперед. Ситуация, когда при первом же сбое начинается паника, откат назад, – неприемлема. Плюсы, которые получит организация, в разы больше всех потенциальных минусов. Нужна вера в себя, в своих людей и четкое понимание, зачем и куда идти. Все остальное – дело техники.

Сергей Квашук: Ранее в инфраструктуре банка было 10 региональных ЦОДов, сейчас всего 3 в Москве

Когда мы начинали, ИТ-рынок и решения вендоров не были готовы к таким масштабным проектам. Но недавно появились решения типа EMC XtremIO, которые позволяют сегодня обойтись без основной массы проблем, которые стояли перед нами. Сегодня есть и мощные blade-серверы с большим объемом памяти, с большим количеством ядер – у нас это HP BL460 G8-G9, которые "тянут" до 100–120 рабочих станций. Когда мы начинали, существовали только blade-серверы НР BL490 G6-G7, которые позволяли разместить в два раза меньше рабочих станций. Появились системы хранения Full Flash с дедупликацией. Появились отлаженные десктоп-контроллеры, мы начинали с XenDesktop 6.0, было очень много проблем вплоть до того, что под нас разрабатывались патчи и формировались релизы. Сегодня, как мне кажется, рынок уже готов. Просто нужно внимательно выбирать решения, и проект будет успешным.

Еще одно правило – не надо доводить построение платформы VDI до абсурда, не надо переводить на VDI 100% рабочих мест. VDI – прежде всего тип решений для массового сегмента пользователей, как я уже сказал. Переводить на VDI все и вся очень дорого и сложно, потому что всегда найдутся пользователи, чьи потребности гораздо сложнее, чем у прочих сотрудников. В нашем случае покрытие технологией составляет 85–90% рабочих мест.

CNews: Как оценить потенциальный экономический эффект внедрения VDI?

Сергей Квашук: При расчете стоимости проекта мы взяли количество рабочих станций, которые планируем заменить на VDI, и посчитали, сколько будет стоить приобретение новых рабочих станций. Эта цифра и стала бюджетом проекта.

Бизнесу всегда сложно доказать необходимость расходов на потенциальные возможности, которые он сможет получить при удачном завершении проекта. Сокращение затрат на техподдержку, скорость развертывания новых рабочих мест и так далее – это все отдаленные перспективы, и они не являются аргументом для увеличения расходов сегодня. Ведь еще неизвестно, чем завершится проект. А наш подход прозрачен и понятен.

Ну и, конечно, проект должны вести профессионалы с большой буквы, потому что VDI-проекты такого масштаба и сложности – расстрельные. Ошибка в планах может очень печально закончиться.

CNews: Можете оценить эффективность VDI-проекта с точки зрения финансовых и трудозатрат?

Сергей Квашук: У нас есть матрица эффективности классического отделения и отделения на VDI. По совокупности факторов, в том числе аутсорсинга, более длительного цикла эксплуатации оборудования, скорости развертывания, отделение на VDI по себестоимости ниже классического примерно на 20%. В филиальной сети Райффайзенбанка работает около 6 тыс. человек, то есть экономия составляет десятки миллионов рублей. Что касается процесса эксплуатации, то при VDI нечему ломаться. Обслуживание отделений – в основном завоз бумаги, картриджей.

Сергей Квашук: Внедрение XtremIO позволяет генерировать сотни рабочих станций буквально за считанные минуты

Технология VDI также позволила провести консолидацию региональных дата-центров. Ранее в инфраструктуре банка было 10 региональных ЦОДов, сейчас всего 3 в Москве. Из них 2 продуктивных и 1 вспомогательный. Особо я хочу отметить роль наших сотрудников группы эксплуатации ЦОД, которые смогли обеспечить оптимальное размещение оборудования, поддерживающего работу VDI большинства сотрудников банка в наших ЦОД, имеющих тяжелейший дефицит мощностей и площадей.

Повысилась безопасность рабочего места пользователя. Отделение может сгореть, его могут ограбить, но это не приведет к потере информации либо эксплуатационных характеристик. Вплоть до того, что сохранится состояние экранов на момент сбоя.

CNews: Планируется ли развитие проекта?

Сергей Квашук: Все зависит от потребностей бизнеса. В прошлом году банк открыл около 30 новых офисов в Москве, рабочие места в этих отделениях были развернуты на VDI, также в 2014 году был открыт новый крупный офис банка в бизнес-парке Nagatino iLAND на 2000 человек, построенный изначально с ориентацией на рабочие места VDI. В начале текущего года был открыт центр разработки в Омске, где также 100% рабочих мест доставляются средствами VDI.

Любые будущие задачи от бизнеса по развитию мы сможем решать с существенно меньшими, чем раньше, затратами как на рабочие места, так и на инженерное обеспечение зданий и помещений в целом.