Разделы

Интернет Интеграция ИТ в банках Веб-сервисы

Первые итоги внедрения интернет-банка «Альфа-Клик»: все решает интерфейс

Уже несколько месяцев клиентам Альфа-Банка доступен обновленный интернет-банк – «Альфа Клик». О том, как создавалась новая версия, какие возможности она открывает пользователям и в чем видят секрет успеха участники проекта, рассказали начальник управления развития интернет-банка Альфа-Банка Илларион Яловенко и менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Синимекс-Информатика» Павел Мышев.

CNews: Как давно компания «Синимекс-Информатика» разрабатывает направление по созданию систем интернет-банкинга?

Павел Мышев: Нужно уточнить. То, что делалось в рамках проекта «Альфа-Клик», — это не коробочное решение, которое можно с незначительными доработками внедрить в любом банке. Это именно заказной проект, он был инициирован и реализован исключительно под задачи заказчика. С Альфа-Банком «Синимекс-Информатика» сотрудничает уже более 10 лет, больше половины из которых — в части развития системы интернет-банкинга. Для банка это приоритетное направление.

На определенном этапе было принято решение, что настала пора обновить существующую систему — в первую очередь изменить пользовательский интерфейс. Эта идея вылилась в масштабный проект, ведь для того чтобы на потребности клиентов банк мог оперативно реагировать и как можно быстрее выводить новые услуги, требовалось поменять технологическую платформу и архитектуру системы.

CNews: Какой этап внедрения «Альфа-Клик» был самым важным и самым сложным?

Илларион Яловенко: Не могу выделить какой-то один этап, на каждом из них были свои трудности, особенности. Внедрение – очень ответственный процесс. Мы проводили множество тестов, тщательно готовились к каждому шагу. Разработка пользовательского интерфейса тоже была непростым этапом проекта: создать макеты — это только часть работ, далее нужно перенести их как бизнес-процессы банка и учесть особенности технологической платформы. Нам нужно было придумать, как с помощью технологии реализовать замысел дизайнеров.

Но самым ответственным, пожалуй, был момент включения нового «Альфа-Клик» и первые результаты обратной связи. Боевое тестирование каждого из сервисов проходило в естественным образом сформированных фокус-группах. Когда определенный функционал был готов к внедрению, мы приглашали желающих принять участие в тесте из числа наших активных пользователей. Новая услуга подключалась ограниченному кругу клиентов, которые активно делились своими впечатлениями.

К сложностям, не зависящим от этапности проекта, относится необходимость поддерживать обе версии интернет-банка: и старую, и новую. Мы намеренно не стали отключать прежнюю систему, потому что, несмотря на очевидные преимущества «Альфа-Клик», у клиентов могут быть причины, заставляющие их обращаться к старой версии. Одна из них — ситуативность использования интернет-банка. Если клиент еще не успел ознакомиться с новой системой и привыкнуть к ней, но внезапно возникла потребность произвести операцию (совершить платеж, проверить баланс), ему проще зайти на привычную страничку, а не пытаться в срочном порядке разобраться в новом продукте, каким бы удобным и интуитивно понятным он ни был.

Павел Мышев: Очень важен подготовительный этап: скрупулезная проработка идеи, совмещение всех пожеланий и требований к функционалу, поиск возможностей для их реализации. Ошибки, допущенные на данном этапе, неминуемо аукнутся при внедрении продукта или тестировании, поэтому было важно максимально полно просчитать все риски. Естественно, важны этапы разработки, тестирования и внедрения. Команда, состоящая из наших экспертов и специалистов банка, уделила много времени созданию визуальных образов будущего интернет-банка. Основной задачей было сделать удобный, понятный интерфейс.

Можно сказать, что этап формирования требований к функционалу и дизайну начался в момент запуска первой версии интернет-банка и не прекращался ни на минуту. К замечаниям и предложениям пользователей в банке всегда относились с должным вниманием. Мы их аккумулировали, когда создавали «Альфа-Клик». На их основе выкристаллизовались требования к технологии, которая смогла воплотить столь масштабный замысел. Пилотная фаза проекта началась с марта 2011 года, активная фаза идет с конца 2011 года, а внедрение нового дизайна реализовано в марте 2013.

CNews: Сколько человек было задействовано со стороны «Синимекс-Информатика» и «Альфа-Банка»?

Павел Мышев: За все время проекта в нем приняло участие около 120 специалистов банка и 50 экспертов компании «Синимекс-Информатика». Это и разработчики, и аналитики, и руководители проектов, и специалисты по тестированию.

CNews: Какой опыт ваша компания вынесла из проекта и в чем секрет успеха проекта?

Павел Мышев: Опыт создания интернет-банка с нуля. Да, прежняя версия системы была внедрена и успешно функционировала, но новая версия строилась на совершено новых технологиях, и требования к ней предъявлялись совсем иные.

Кроме этого, бесценен полученный опыт взаимодействия в одной команде. Это действительно так. Команды были настолько интегрированы друг в друга, что порой рабочую группу мы не могли разделить на «своих ребят» и «сотрудников банка». Я считаю, что именно это обстоятельство стало залогом успешного завершения проекта. Впрочем, слово «завершенный» тут не вполне уместно. Внедрение реализовано, однако проект развивается и только набирает обороты.

Илларион Яловенко: Успех определяется тем, насколько клиентам нравится пользоваться нашим продуктом. Залог положительного результата — это обратная связь с пользователями. В основном мы получаем позитивные отзывы, и это доказывает, что «Альфа-Клик 2.» успешен.

CNews: Каким вы видите развитие интернет-банка в ближайшей перспективе?

Илларион Яловенко: Одно из активных направлений, в котором будут развиваться банки, — это персональный менеджмент. Альфа-Банк и продукт «Альфа-Клик» поддерживают эту тенденцию.

Становятся популярными инструменты, автоматически анализирующие финансовые потоки клиентов – доходы, расходы, и предоставляющие информацию в том виде, в котором человеку удобно ее воспринимать. Так, система может отображать объем затрат за отчетный период отдельно на продукты питания, развлечения или медицинские услуги. Но самое интересное даже не в этом: за анализом должно последовать предложение вашего персонального автоматизированного помощника, как вам лучше распределить бюджет, чтобы сэкономить.

CNews: Спасибо за беседу.

Мария Чимиричкина

Короткая ссылка