Разделы

Цифровизация Аутсорсинг ИТ в банках

Андрей Висящев: На рынке наступил этап зрелого аутсорсинга

Компания "Центр финансовых технологий", известный новатор в сегменте банковского ПО в России, не только поддерживает заданный рынком тренд на все более активное использование SaaS-модели, но и является его драйвером. Она реализует наглядные проекты по переводу на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры банков-партнеров и трансформирует классическую бизнес-модель под актуальные требования рынка. Какие перспективы ведущий разработчик банковского ПО связывает с "облаками" и как видит будущее этого сектора, рассказал председатель правления ЦФТ Андрей Висящев.

CNews: Но ведь определенный банковский продукт фактически и состоит из набора каких-либо операций. Условно говоря, для оформления кредита операционному сотруднику банка требуется заполнить анкету клиента и заявку на кредит, переадресовать ее на скоринговую оценку, затем потенциальный заемщик должен пройти проверку андеррайтеров, службы безопасности и так далее…

Андрей Висящев: Совершенно верно, так или иначе, любой конечный продукт состоит из процессов, а те в свою очередь – из набора субпроцессов. Принципиальная разница в том, что поставляемый нами программный продукт уже содержит все компоненты, необходимые для создания и реализации продукта банковского. На стороне банка уже нет необходимости выполнять настройку взаимосвязей между компонентами, что-то "дописывать", создавать новые компоненты или встраивать существующие. Вся логика и последовательности уже преднастроены и проверены. Сотрудникам банка остается только сконфигурировать параметры, описывающие потребительские свойства продаваемого банком продукта, и при необходимости их актуализировать. Например, в случае потребительского кредита -установить процентные ставки, возможные сроки кредитования, виды обеспечения и так далее. Банк, приобретая наш– софтверный - продукт, сразу получает свой– банковский, готовый к продаже конечным потребителям.


Андрей Висящев: Формируя каталог продуктов, мы анализировали бизнес-процессы в 200 банках различного масштаба и специализации

Такой подход, помимо прочего, сокращает сроки внедрения ПО на стороне банка, снижает издержки на обслуживание продукта, повышает эффективность взаимодействия банка и ИТ-поставщика, а также минимизирует вовлечение персонала банка в процесс администрирования продукта.

CNews: То есть, вы утверждаете, что все продукты во всех банках не имеют принципиальных отличий, и для их запуска в продажу достаточно купить у ЦФТ дистрибутив и настроить необходимые параметры?

Андрей Висящев: Я думаю, вы и я, как обычные потребители, сможем наблюдать это воочию, если начнем углубляться в изучение предложений какого-либо банковского продукта в целом по рынку. С профессиональной точки зрения могу сказать, что по нашей практике в 90% случаев внедрение стандартных преднастроенных продуктов не требует существенных изменений бизнес-процессов банка. Формируя каталог продуктов, мы анализировали бизнес-процессы в 200 банках различного масштаба и специализации.

Все это объясняется тем, что рынок финансовых услуг не стоит на месте. С одной стороны, в целях оптимизации процесса управления и сокращения издержек упорядочивается внутренняя структура банков, процедуры принятия решений, ИТ-ландшафт и т.д. Параллельно происходит и институциональное развитие отрасли, в рамках которого регулятор и профессиональные сообщества разрабатывают и внедряют общерыночные финансовые стандарты. С третьей стороны – все более прозрачными становятся правила конкуренции: путем естественного отбора формируются лучшие практики продвижения и продажи банковских продуктов и услуг.

Безусловно, сами бизнес-модели в разных банках во многом уникальные, и в некоторых случаях процесс продажи стандартного продукта может сильно отличаться от "шаблона", что является ноу-хау банка и его стратегическим конкурентным преимуществом. Эта ситуация больше исключительная и попадает в оставшиеся 10%, но и она учтена в нашей стратегии. Если в результате анализа бизнес-процессов банка мы поймем, что это действительно так, то предложим партнеру разработку специализированных продуктов, которые позволят сохранить высокую доходность и конкурентные преимущества.

CNews: ИТ-услуги в разрезе аутсорсинга довольно часто для наглядности принято сравнивать с другими видами деятельности вроде поставки электроэнергии или телекоммуникационных услуг, в которых клиент никак не вовлечен в процесс формирования продукта, а просто потребляет его за определенную абонентскую плату. Считаете ли вы, что и рынок банковского ПО постепенно придеёт к подобной форме взаимоотношений?

Андрей Висящев: Конечно, уровень вовлеченности ИТ-специалистов банка в таком формате понизится кратно, но произойдет это по большей части в исключительно техническом направлении. В отношении бизнеса банка и в плане ответственности за выбор ИТ-провайдера уровень взаимодействия, напротив, должен возрасти. К примеру, если сейчас компания получает в свой офис или сеть офисов услуги интернет-провайдера, то ответственный за это направление внутри компании делает выбор между поставщиками данных услуг по определенным критериям: стоимость, география присутствия, пропускная способность, отказоустойчивость сети и так далее. Примерно то же самое будет и в нашей сфере – это что касается уровня ответственности.


Андрей Висящев: Главное – мы создали, как теперь уже можно утверждать, эффективный инструмент для диалога, и каталог приложений – это верхушка айсберга

В плане обоюдного вовлечения в бизнес-процессы мы видим третью комбинированную форму сотрудничества, нацеленную на более далекую перспективу. Суть ее заключается в том, что поставщик ИТ мотивирован не только на качественное и быстрое внедрение продукта, но и на получение гарантированного рыночного результата. Такие отношения подразумевают более глубокую интеграцию банка и ИТ-поставщика в осуществлении бизнес-процессов и реализации рыночной стратегии банка.

В этом направлении мы начали двигаться и недавно организовали "Совет партнеров ЦФТ", к участию в котором приглашаем представителей банков, а также российских и международных экспертов в области ИТ и банкинга. Надеемся, что этот институт позволит ЦФТ еще более тесно коммуницировать с представителями банков-клиентов, поскольку основная задача Совета партнеров заключается в выработке совместно с кредитными организациями рекомендаций по определению приоритетных направлений развития приложений, продуктов и прикладного программного обеспечения, разрабатываемого ЦФТ.

Андрей Долгов