Константин Истомин, Directum: «Время классических BPM-систем прошло»
Компания Directum, опытный игрок на российском рынке ECM/BPM, готовится отмечать 35-летний юбилей. В ее активе — внедрения в крупнейших холдингах и компаниях нефтегазового сектора, добывающей промышленности, ритейла, машиностроения и др. Вендор всегда отличался своим видением трендов и подходов к развитию корпоративных информационных систем. Какие принципы выбора системы для цифровых процессов предлагает один из лидеров рынка? Что есть перспективные технологии, а что — маркетинговый шум? Итоги и планы мы обсудили с исполнительным директором компании Directum Константином Истоминым.
Основной тренд — импортозамещение и выбор вендора на перспективу
Market.CNews: Как прошел 2022 год на рынке BPM-систем? Какие актуальные вопросы стоят перед клиентами в 2023-м?
Константин Истомин: Прошедший год не давал почивать на лаврах никому. Стремительное изменение инфоповестки и внешних условий требовало от ИТ-компаний гибкости и динамичности. Было важно четко слушать и слышать клиентов, поддерживать с ними постоянный контакт.
Одним из главных вызовов сферы BPM стал уход ряда компаний, в частности Terrasoft. В сегментах прикладных задач, где часто применяются BPM-платформы — ITSM, ESM, CRM — свернули работы ServiceNow, Salesforce, Atlassian. В смежных секторах ушли IBM, SAP, ABBYY и прочие. Это вызвало существенное движение на рынке. Запросов на цифровизацию процессов мы получали много.
Конечно, основной тренд — импортозамещение. Для клиентов на крупных и небольших внедрениях важен вопрос принципиального выбора российского поставщика на перспективу, так как им необходимо планировать перенос массы систем. При этом нет запросов на «чистый» «дистиллированный» BPM. Для компаний по-прежнему важен не класс ПО, а способность решать конкретные бизнес-задачи. В критериях выбора поставщика в энтерпрайз-секторе на первый план вышли надежность, ориентация на развитие, по платформе — гибкость и масштабируемость. Последний особенно важен для корпораций.
Определенный срез актуальных задач дает завершившийся в апреле конкурс Directum Awards. Импортозамещение проходило красной нитью через многие проекты. Были представлены внедрения 2022 года и начатые раньше. Например, Вологодская область планомерно движется по дорожной карте импортозамещения с продуктами Directum с 2020 года.
В качестве приоритетных направлений заказчики выбирали оптимизацию договорных процессов и закупок, оценку контрагентов и снижение рисков, КЭДО, создание финансового архива и выход на налоговый мониторинг. Сохраняют актуальность классические задачи: скорость взаимодействия, контроль исполнительской дисциплины. При этом они решаются на новом уровне — с подключением искусственного интеллекта, no-code-настройкой матриц сложных согласований, цифровизацией архивного хранения и т.д. Кейсы с доказанной эффективностью, лучшие из которых определил конкурс, становятся ориентиром для сообщества Directum на этот год и далее.
Новшества в Directum RX
Market.CNews: Как меняется платформа Directum RX? Что нового появилось в ней за прошедший год?
Константин Истомин: Мы идем заданными темпами — фактически за год выпускаем четыре мажорные версии Directum RX. Параллельно развиваем и low-code-среду разработки, и no-code-настройку, чтобы дать больше удобных инструментов аналитикам.
В декабре вышел новый вариант поставки — Directum RX Intelligence. Он упрощает лицензирование и ускоряет начало использования интеллекта, не нужна интеграция и предварительное обучение моделей. Такой вариант позволяет экономить время и бюджет, в том числе на поддержке.
Мы ориентируемся на крупных клиентов, поэтому продолжаем работы по масштабированию, повышаем мощность платформы. Регулярно проводим оценку стабильности и отказоустойчивости. Например, в прямом эфире провели нагрузочное тестирование на 50 тыс. одновременных подключений. За процессом следило порядка 200 участников вебинара — представителей крупных компаний.
При этом мы не используем общие синтетические тесты, а проверяем на данных и действиях, приближенных к реальным, с учетом прикладной логики и ролевой активности разных групп пользователей. Так, на недавнем нагрузочном тестировании Agile-доски справились с выполнением 1450 транзакций в секунду в заданной серверной конфигурации.
К теме импортозамещения мы были готовы, заранее учитывали при планировании стратегии. Несколько лет вкладывали существенные инвестиции в развитие платформы. Это позволило форсировать направление. Дополнительно к поддержке ряда отечественных СУБД и ОС за год сертифицировали совместимость с ОС «Альт Рабочая станция» и «Альт Сервер», а также с РЕД ОС. Совместно с «Аквариус» и «Аметист» выпустили программно-аппаратный комплекс для крупных компаний.
Расширяем сотрудничество с интеграторами и консалтинговыми компаниями, вышли на партнерство с десятью крупнейшими игроками рынка и таким образом еще усилили для заказчиков экспертизу. В целом, наша партнерская сеть — это сотни сильных профессионалов, выполняющих крупные проекты. Они помогают быть в тонусе, дают обратную связь из разных регионов и по специфическим отраслям.
Market.CNews: Особенность концепции Directum в предоставлении платформы и экосистемы готовых решений. Как развивается это направление?
Константин Истомин: Идет развитие текущих решений: детализируются процессы, появляются новые настройки, отражаются изменения законодательства — появилась поддержка МЧД, подписание Госключом.
Уход западных поставщиков также открыл окно возможностей наращивания экосистемы. Мы смотрим на запросы рынка и отдельных клиентов, проводим внутренние эксперименты, например, в области ITSM.
С одной стороны, цифровизация работы с заявками в ИТ-службу — пример «малой автоматизации». ИТ-отдел выступает сам себе заказчиком. Если в руках есть гибкий удобный инструмент, такой как Directum RX, то выполнить проект очень легко. Часть клиентов уже решают подобные задачи на базе Directum RX.
С другой стороны, проработанное ITSM-решение с управлением ресурсами ИТ-службы и цифровыми активами — потребность крупных компаний. При этом готовое решение соберет лучше практики, тогда его легко смогут использовать и средние компании.
В экосистеме Directum развиваются и альтернативные «непроцессные» инструменты. Существенный апгрейд прошли модули для управления проектам и Agile-доски, которые в итоге выделились в продукт Directum Projects. В него сразу вошло совсем свежее решение для работы со знаниями — это тоже один из видов корпоративного контента и артефактов.
Low-code + BPM + ECM: мы изначально придерживались именно этого подхода
Market.CNews: Заказчики покупают не отдельно BPM, а связку Low-code + BPM + ECM. Замечаете такое? Как зародился этот тренд и как он будет развиваться?
Константин Истомин: Я бы не сказал, что этот тренд зародился, он существует давно. Время классических BPM-систем прошло. Low-code + BPM + ECM — это общий принцип практически для всех бизнес-приложений корпоративного уровня. Мы его поддерживали с самого начала выхода на рынок. Процессы неотделимы от контента, контент неотделим от бизнес-процессов. Требования по быстрой настройке и постоянной адаптации тоже всегда были ключевыми.
Сейчас скорее нужно говорить об акценте на no-code для снижения общей стоимости владения. Именно настройка без кодирования позволяет активнее привлекать аналитиков и продвинутых пользователей для внедрения и поддержки.
Directum RX продолжает наращивать возможности на всех уровнях. Аналитикам доступны все более удобные возможности для настройки регламентов, условий, свойств. Схема процесса становится понятнее непрограммистам и даже тем, кто не знаком с BPMN. На слое low-code для прикладных разработчиков появляются новые готовые блоки и шаблоны решений. И только при существенных требованиях заказчика необходимо углубляться до программирования и оптимизации кода. Слойность сохраняет баланс между гибкостью настройки и масштабируемостью готовых решений.
Кейсы цифровизации: масштаб и примеры внедрений
Market.CNews: Давайте поговорим непосредственно об автоматизации процессов. Больше ли процессов стали переводить на BPM заказчики? Это мелкие или крупные процессы?
Константин Истомин: Я предлагаю посмотреть на этот вопрос иначе — какого масштаба задачи может закрыть конкретный продукт, работающий с процессами?
Когда Directum RX становится центром ИТ-ландшафта заказчика, плюс в том, что предприятие получает с одной стороны набор готовых решений, реализованных на базе лучших практик, а с другой — мощную ECM/BPM-платформу и инструмент для развития. За счет этого можно решить самые разнообразные задачи, от комплексных до локальных.
Например, в Группе «Эталон» цифровизация на базе Directum RX измеряется не просто процессами, а модулями. Внедрено 12 модулей по направлениям: договорная работа и контрагенты, клиентские документы, запросы дольщиков, сведения о проектах строительства, локальные и нормативные акты, коллегиальные органы, архивы управляющих компаний, делопроизводство и т.д.
Directum RX интегрирован с десятью информационными системами, в цифровом виде проходит множество деловых процедур. За счет единства легко наращивать модули, использовать мастер-данные справочников. В компании обучили аналитиков и разработчиков, они отлично освоили инструментарий и расширяют охват цифровизации по важным для бизнеса специфическим направлениям.
В то же время Directum RX может решить какую-то одну задачу, охватить отдельный процесс. И это будет решение, которое можно развивать, масштабировать.
Приведу в пример проект по налоговой функции в Группе компаний ТМК. Специалисты предприятия проанализировали, как извлечь максимальную пользу от цифровизации, оценили все варианты и выделили по значимости для бизнеса именно процесс по налоговой функции — для снижения рисков штрафов. В итоге внедрение охватило 75 компаний холдинга.
Еще пример: «МЕТРО Кэш энд Керри» используют Directum RX для инвентаризации. Казалось бы, узкий процесс, но в результате экономится 6700 человеко-часов в год. И самое главное, что это была критическая задача для бизнеса, а в требованиях были поддержка юридической значимости документов и удобная работа удаленных подразделений.
Важно, что этот отдельный процесс можно дальше развивать. Например, в сторону архивного хранения контента, подключения мобильных приложений, интеграции с другими системами, охвата новых направлений, выстраивания сквозных процессов, роботизации и т.д. Все это можно сделать с помощью Directum RX благодаря мощной платформе. А универсальные BPM-движки адекватно закрывают только «малую автоматизацию», промежуточные задачи. В какой-то момент наращивания они начинают захлебываться в сложности настроек или быстродействии.
Взгляд в будущее BPM: гиперавтоматизация и Process mining?
Market.CNews: Все чаще говорят о гиперавтоматизации — расширенной автоматизации и интеграции с различным ПО. Согласны ли вы с этим трендом? Как прокомментируете его?
Константин Истомин: Идею гиперавтоматизации в смысле автоматизации максимального числа процессов, исключения промежуточных ручных операций мы поддерживаем. Но отношение как к панацее вызывает скепсис, слишком много маркетингового шума.
Слабость гиперавтоматизации в том, что ее принципы позволяют пойти на поводу желания сделать побыстрее, скатиться просто в оцифровку и не углубляться в принципиальные изменения — цифровую трансформацию.
Продукты Directum поддерживают технологии, которые обычно включают в понятие гиперавтоматизация — RPA, low-code, интеллект. Но для выстраивания сквозных процессов вместо RPA есть и другие способы: бесшовная интеграция, API, шины данных, открытость, единство платформы и т.д. Важнее специфика задачи, а не мода на инструменты.
В долгосрочной перспективе цифровая трансформация, т.е. пересмотр процесса, изменение его структуры, сценария и содержания, отказ от ненужных этапов и сущностей, даст бóльший эффект. К сожалению, у бизнеса на кардинальные изменения может просто не быть времени, ведь нужно заниматься прямыми задачами, вести текущую деятельность. Жизнеспособной видится стратегия сочетания принципов цифровизации и гиперавтоматизации.
Market.CNews: Process mining, Process intelligence — это реально рабочие инструменты или область завышенных ожиданий? Планируете у себя внедрять?
Константин Истомин: Process mining — это технология для анализа сложных процессов в крупных компаниях, когда уже ни один аналитик не в состоянии понять зависимости, и не получается целиком описать ситуацию обычными методами. Данные сводятся из разных систем — ECM, BPM, CRM, MES, биллинга, логов операционных систем и т.д. Говорить, что Process mining должен быть прерогативой BPM, — спорный тезис. Это скорее слой над системами. Такой темой занимается один из наших партнеров. Это дорогие проекты, в них много работ не только по анализу результатов, но и по сбору, классификации, сведению данных, выстраиванию логики.
У нас есть опыт глубинного анализа информации из системы Directum у конкретных клиентов. Узкие места и точки оптимизации определяются на основе поведения пользователей и артефактов: длительности операций, использования интерфейсных элементов, задержек и т.д. Для исследования требуется индивидуальный проект и репрезентативные данные большого числа однотипных прикладных процессов.
Process mining — это только один из трендов, по нему ряд фич запланированы в роадмапе продуктов. Решения Directum становятся ядром экосистемы, охватывают разнообразные задачи, работают у крупных клиентов, то есть со временем данных становится все больше. Поэтому появляется хорошая почва для анализа.
Учитывая наши компетенции в ИИ, мы смотрим на перспективу шире — на общую интеллектуализацию управления, устранение рутины и развитие умных цифровых помощников. ИИ может подсказывать оптимальную маршрутизацию, выбирать, например, менее загруженного или более компетентного сотрудника по теме. С появлением ChatGPT и аналогичных технологий появляются новые возможности генерации текстов документов, проектов задач/поручений и т.д. Такие помощники через несколько лет станут привычными, как подбор лучшего маршрута в навигаторе в обход пробок.
Уже сейчас интеллектуальная обработка входящих документов в Directum RX Intelligence стала демократичной и доступной. Хотя это все еще уникальный продукт для российского рынка — встроенный интеллект не требует предварительного обучения и самостоятельно адаптируется, учитывая опыт взаимодействия с пользователем. Потребность в таких корпоративных внедрениях не закрыта, еще не все компании осознали реальные возможности ИИ в процессах.
Мы стремимся быть лидерами на рынке, предлагая и развивая самые передовые интеллектуальные системы. Мы имеем все для этого — продукты Directum поддерживают российский стек технологий и охватывают широкий спектр задач, начиная от классического документооборота и заканчивая кадровыми процессами, проектами и знаниями.
■ Рекламаerid:Kra23osBPРекламодатель: ООО "Директум"ИНН/ОГРН: 1835056809/1031801962092Сайт: https://www.directum.ru/