Паул Кукитз: Нерешенные проблемы общества — потенциальные идеи для успешного стартапа
В России растет число зарегистрированных ИТ-бизнесов — за первые четыре месяца 2023 года прирост составил 17%. Как сообщается в исследовании компании «Деловая среда» и Rambler&Co, это направление стало лидером по приросту субъектов малого бизнеса. В такой конкурентной среде ИТ-стартапам приходится бороться за внимание потребителей и особенно инвесторов, в результате многие проекты закрываются еще на начальных стадиях. Гарантировать успех может реальная польза для общества, считает создатель популярных ИТ-стартапов Паул Кукитз. Чтобы занять свою долю рынка, важно понять «болевые точки», выявить нерешенные проблемы общества и предложить их решение. Поговорили с экспертом о том, как запускать полезные ИТ-продукты, где брать на это деньги и о том, как совмещать разработку и бизнес.
CNews: Паул, ИТ-индустрия активно развивается, появляется все больше инновационных разработок и продуктов в разных сферах. Как выбрать свою нишу для успешного запуска проекта?
Паул Кукитз: Тут работают общие принципы начала любого бизнеса. Проанализируйте рынок и выявите потребности. Какие проблемы людей или организаций до сих пор не решены качественно? Где есть возможность для инноваций? Это и есть потенциальная идея для стартапа. Дальше нужно оценить свои личные сильные стороны и увлечения. На чем вы специализируетесь? Что вам интересно? Сочетание вашей экспертизы и актуальной потребности рынка — хороший старт. Затем изучите конкурентов, но не копируйте их, а найдите свое уникальное предложение, дополнительную ценность, которую вы можете предложить пользователям. Придумали — тестируйте свою гипотезу на минимально жизнеспособном продукте и собирайте обратную связь от первых пользователей. Интегрируйте и совершенствуйте продукт. Продвижение, конечно, тоже важно.
CNews: Вы создали сервис курьерской доставки блюд из ресторанов Restomania, который сейчас конкурирует на рынке с сервисами Яндекса. Что является ключевой составляющей начинающего стартапа?
Паул Кукитз: Однозначно это команда, которая над ним работает. На примере сервиса Restomania: он создавался с нуля, в частности, мы разрабатывали техническую инфраструктуру, внедряли все архитектурные и технические решения. Благодаря отличной работе технической команды мы смогли создать полезный и популярный продукт. Сейчас он продолжает развиваться и конкурировать с гигантами рынка. Поэтому одной из моих главных задач в работе над ИТ-проектами всегда было собрать как можно больше талантливых специалистов. Любой ИТ-стартап — это в первую очередь бизнес, поэтому не менее важна и заслуга тех, кто занимается непосредственно бизнес-процессами, привлечением инвестиций, решением юридических вопросов.
CNews: На создание этого проекта вместе с командой вам удалось привлечь инвестиции одного из крупнейших операторов России. Насколько реально для успеха стартапа обойтись без внешних вложений?
Паул Кукитз: Многие известные успешные стартапы создавались исключительно на собственные средства, причем речь шла вовсе не о космических суммах сбережений. Однако для развития стартапа бывает не обойтись без внешних вливаний, и рано или поздно придётся искать инвестиции. Зачастую такая необходимость появляется на этапе масштабирования.
CNews: Один из ваших проектов — маркетплейс для индустрии HoReCa Foodhub. Проекты в этой сфере перспективные, но и риски в них высоки. Расскажите о принципе его работы, сложно ли было его реализовать?
Паул Кукитз: Верно, развивать проекты в сфере гостинично-ресторанного бизнеса непросто, но риски есть всегда вне зависимости от ниши. Справиться поможет устойчивая бизнес-модель, которая способна выдержать период турбулентности. По этому принципу мы создавали Foodhub. Мы хотели создать площадку для быстрого взаимодействия между поставщиками услуг и товаров и бизнесом. Сейчас сервис начинает осуществлять поставки из Фудсити в рестораны Москвы. Как технический директор больше всего я уделял внимание функциональности — c командой мы выстроили умную систему рекомендаций по формированию заказа. Сам процесс сделали быстрым, чтобы пользователи могли отправить его в один клик, настроили интеграцию с ERP системами, логистику и электронный документооборот. Сейчас с командой рассматриваем возможность развернуть аналог Foodhub на рынке Израиля.
CNews: Насколько нам известно, с другим проектом — сервисом по экологичной мойке автомобилей Rainer — вы уже выходили на зарубежный рынок. Поделитесь своим опытом, как запустить успешный международный проект?
Паул Кукитз: Самое главное — сервис должен быть интересен той стране, в которой вы хотите его развивать. Чтобы выявить спрос, проводится анализ рынка. Это не быстрый, но критически важный процесс. И если на этом этапе возникли сложности и сомнения, то лучше пока оставить эту идею и рассмотреть другие пути развития. Дальше нужно быть готовым привлекать местных инвесторов, у вас должен быть готов бизнес-план и четкая стратегия.
Другие не менее важные аспекты, к которым необходимо подготовиться заранее, — местное законодательство и правила налогообложения. Кроме того, могут возникнуть сложности с адаптацией к культуре страны. Например, идея проекта отлично вписывается, на рынке есть спрос, но подход к ведению бизнеса в разных странах может разительно отличаться. Иногда приходится выстраивать бизнес-процессы с учетом культурных особенностей, особенно если вы планируете привлекать в команду местных специалистов.
CNews: Вы уже говорили о важности команды в проектах. Сейчас многие молодые специалисты участвуют в ИТ-соревнованиях вроде Хакатона «It junior». Как вы считаете, эффективно ли использовать подобные мероприятия для поиска талантливых членов команды стартапа?
Паул Кукитз: Разумеется, многие так и делают. Все зависит от задач и уровня соревнований. У меня был опыт, когда я пригласил в команду разработчиков одного из участников Хакатона. Но несмотря на большой приток в индустрию молодых специалистов, найти того, кто станет членом команды и продолжит в ней расти, бывает сложно, так как ИТ требовательная сфера. Важны не только навыки, но и интерес специалистов к своей профессии. Без последнего велик риск быстрого выгорания человека, менее эффективной работы и низкой мотивации к развитию.
CNews: Сейчас вы совмещает работу бизнесмена и технического директора. В чем секрет сохранения эффективности?
Паул Кукитз: Бизнес и менеджмент мне были интересны еще со времен обучения в вузе. Параллельно с учебой по ИТ-специальности я развивал навыки управления командой. Сегодня во всех стартапах я задействован как технический директор. Это позволяет мне совмещать две любимые сферы — разработку и управление. С опытом удалось выработать свою формулу эффективности, и искренний интерес к каждому проекту, который мы запускаем, — ее основная составляющая.
CNews: Планируете ли вы запускать новые проекты?
Паул Кукитз: Да, планируем выходить на рынок США с FinTech проектом, который поможет пользователям рефинансировать их кредиты. В феврале мы с ним прошли на весеннюю программу акселерации в Starta.VC, но отказались от участия. Сейчас с командой финализируем бизнес-модель и исследуем рынок. В планах запустить этот проект в 2024 году.