Разделы

ИТ в банках

Альберт Борис, Совкомбанк: Будущее — за экосистемами, в которых нет барьеров между клиентами и партнерами

Совкомбанк — один из самых активно развивающихся частных банков нашей страны. За последние годы в нем появилось множество инновационных, интересных продуктов. Самым известным из них стала карта «Халва». О том, как технологии помогают развитию банка, какие новые возможности появляются для клиентов, партнеров и сотрудников банка, в интервью CNews рассказал Альберт Борис, заместитель председателя правления Совкомбанка.

«Интеграция и развитие тесно связаны между собой»

CNews: С 2015 года розничный бизнес банка серьезно трансформировался и дополнился залоговыми кредитными продуктами и картой «Халва». Кроме того, банк за это время присоединил 6 кредитных организаций и приобрел 2 страховые компании. Как вам удавалось настраивать ИТ-инфраструктуру под новые бизнес-линии и одновременно проводить интеграцию купленных банков с подчас полностью несовпадающей архитектурой ИТ-систем?

Альберт Борис: Интеграция и развитие, в том числе продуктовое, в нашем случае тесно связаны между собой. Значимая часть продуктов, которые сейчас предлагаются банком, стали результатом успешно проведенных присоединений. Например, направление автокредитования появилось в результате присоединения Меткомбанка, компетенция по работе с малым бизнесом получена в рамках санации банка «Экспресс-Волга», а работа со средними и крупными компаниями стала развиваться в результате объединения с Росевробанком и др.

При этом в части случаев интеграции носят скорее финансовый характер, например, мы помогаем собственникам небольших банков, которые по разным причинам хотят уйти с рынка, сделать это наиболее корректно по отношению к клиентам, контрагентам и регулятору. Внутри Совкомбанка сформирована отдельная команда, которая занимается присоединением банков малого и среднего размера.

borisofishial1.jpg
Альберт Борис: Мы исходим не из желания создать экосистему, следуя общей рыночной моде, а из потребностей клиентов и желания создать новый, более понятный и выгодный, чем кредитные карты, продукт

Если говорить об основных причинах успешности проведенных интеграций, то я бы выделил несколько факторов. Первый – это способность быстро принимать решения. Очень важно быстро определять направление движения или целевое состояние и планомерно продвигаться к нему. В большинстве случаев важно максимально быстро дать определенность сотрудникам, чтобы не потерять их. Кроме этого, уже в процессе реализации возникает масса развилок, которые важно оперативно проходить.

Второй фактор связан с накопленным опытом и компетенциями команды: чем больше интеграций мы проходим, тем более правильными оказываются принимаемые решения, тем лучше и четче мы их реализуем, эффективнее обходим возникающие препятствия. Когда вы входите в проект интеграции с командой, у которой за плечами несколько успешных проектов, то вероятность успеха повышается кратно.

Следующий важный фактор — это вступление в период преобразований с хорошими core-системами (основные внутренние банковские системы, — прим.авт.) и процессами.

Наш подход к интеграции сильно отличался от того, что было принято на рынке. Мы стремились максимально быстро перевести бизнес-процессы интегрируемой компании на нашу инфраструктуру, не допуская дублирования, чтобы в банке работала одна розничная система, одна главная бухгалтерская книга, один процессинг и так далее.

Таким образом каждую следующую интеграцию мы начинали в состоянии без дублирования систем и процессов, и с системами, готовыми к дальнейшему масштабированию. Сейчас похожий подход мы применяем на рынке страхования.

Если говорить о запуске карты рассрочки «Халва», то она не была результатом интеграции, а является хорошим примером быстрого старта за счет партнерства. Мы запускали продукт с коллегами из МТБанка, которые достигли выдающихся результатов на рынке Беларуси. Используя экспертизу коллег, мы смогли всего за 3,5 месяца запустить абсолютно новый для нас и для рынка продукт.

CNews: Какую интеграцию купленного банка можете назвать самой сложной?

Альберт Борис: Росевробанк был крупнейшим из банков, который мы когда-либо приобретали и интегрировали. В нем было хорошо выстроено направление по работе с юридическими лицами, ради которого во многом он и приобретался. Во время присоединения мы старались не потерять экспертизу, наработанный опыт и сохранить команду, которая могла продолжать развивать этот бизнес.

Интеграция происходила в два этапа. Первый— это юридическое объединение: мы стали одним банком примерно за 5-6 месяцев, но еще не унифицировали бизнес-процессы. Второй этап — унификация процессов, занял еще около года.

«Мы фокусируемся на том, чтобы закрывать потребности, связанные с покупками»

CNews: Недавно вы купили у Qiwi-банка портфель карты «Совесть». Насколько успешно прошел этот переход? Удалось ли вам сохранить всех клиентов и перевести на «Халву»?

Альберт Борис: Покупка портфеля карт «Совесть» — один из самых успешных интеграционных проектов. Основную часть проекта — перевод портфеля карт «Совесть» из Qiwi-банка — мы завершили примерно за два месяца, а 50 тысяч клиентов «Ак Барс Банка» (карта «Совесть» выпускалась на балансе двух банков) были переведены всего за 1 месяц. При этом карточки у клиентов продолжали работать, а это достаточно сложная технологическая задача.

Интересным фактом является то, что проект был выполнен в разгар пандемии, полностью в удаленном режиме. Коллег из Qiwi мы видели только на видеозвонках, и обе команды работали почти полностью вне офисов. Сам переход произошел достаточно качественно, а большинство клиентов продолжили пользоваться картой «Халва».

Любая интеграция, помимо новых клиентов и прибыли, приносит дополнительные знания и компетенции. Несмотря на то, что Совкомбанк является лидером в области карт рассрочки, был ряд идей, которые мы «подсмотрели» у карты «Совесть». Например, опция «Десятка», оформив которую клиент получал рассрочку на 10 месяцев у всех партнеров без исключения. Общаясь с клиентами, мы выяснили, что это очень удобно — не надо проверять, какой период предусмотрен для конкретной торговой точки. Конечно, мы существенно модифицировали эту опцию (у нас она называется подпиской «Халва.Десятка»), но основой была идея, заложенная в карте «Совесть».

CNews: В декабре этого года приложение Совкомбанка «Халва» заняло 3 место в рейтинге Markswebb в категории «экосистемы». Подскажите, ставили ли вы изначально перед собой задачу построения экосистемы на базе «Халвы»? Планируете ли вы конкурировать с экосистемами «Сбера» и «Тинькофф», которые тоже вошли в тройку победителей?

Альберт Борис: Изначально мы исходили не из желания создать экосистему, следуя общей рыночной моде, а из потребностей клиентов и желания создать новый, более понятный и выгодный, чем кредитные карты, продукт.

В рамках запуска этого продукта мы смогли собрать, с одной стороны, уже 6 миллионов клиентов, а с другой — более 220 тысяч магазинов-партнеров, которые готовы давать специальные условия для наших клиентов, оплачивать беспроцентную рассрочку за то, что клиенты покупают именно у них, а не у их конкурентов.

Партнеры постоянно предоставляют уникальные спецпредложения, и мы обеспечили удобную навигацию для клиентов среди этих предложений, привлекая новых клиентов для партнеров.

Партнеры заинтересованы в развитии и повышение ценности собственных бонусных программ и продвижении мобильных приложений, и мы помогаем им в этом, показывая бонусный баланс их программ в нашем приложении и предлагая скачать их приложения. Многие из нас даже не представляют, сколько баллов они накопили на бонусной карте конкретного магазина, а в приложение «Халва» клиенты заходят в среднем 7-8 раз в месяц и всегда видят, сколько баллов на картах партнеров. Более того, мы напомним, если скоро их часть сгорает. Плюс уже есть возможность прямо в нашем приложении выпустить бонусную карту некоторых партнеров. Можно выпустить карту в один клик из нашего приложения и начать получать бонусы.

Партнеры заинтересованы в росте среднего чека, и мы делаем нашим клиентам покупку у партнера картой «Халва» самым выгодной, предоставляя рассрочку или кешбек.

«Сбер» и «Тинькофф» — это экосистемы, которые ориентированы на удовлетворение максимально широкого спектра потребностей клиентов: заказ билетов в кино, доставку еды, заказ такси и так далее. Мы, несомненно, будем с ними конкурировать в области финансовых сервисов и услуг. Но мы сфокусируемся на том, чтобы закрывать потребности, связанные с покупками. Заказ такси — вне компетенции Совкомбанка, для этого на рынке есть другие профессиональные игроки, которые разрабатывают специализированные приложения.

boriskezhual1.jpg
Альберт Борис: Вокруг «Халвы» создана уникальная экосистема с точки зрения количества партнеров и выгод, которые они предоставляют

Мы настроены на партнерство и не планируем допускать в нашу экосистему только компании, которые нам принадлежат. У нас огромное количество партнеров, которые ценят наших клиентов и могут сделать им лучшие предложения.

Мы не пытаемся построить «барьер» между клиентами и партнерами. Мы хотим, чтобы наши клиенты всегда делали покупки на самых выгодных для себя условиях, в том числе и в приложениях или сайтах наших партнеров — розничных магазинов. Мы не хотим стать маркетплейсом, который забирает клиентов у наших партнеров. В этом и есть основное отличие от упомянутых экосистем.

Мы считаем, что создание суперапов, включающих в себя максимальный набор функций, вскоре вступит в конкуренцию с решениями технологических гигантов, например, Apple или Google, которые так же наполняют собственные экосистемы специализированными приложениями. То есть условный Apple заинтересован, чтобы партнеры, выкладывающие свои приложения в AppStore, отлично решали одну из задач клиента с iPhone, а не пытались подменить своим приложением операционную систему. Так, ApplePay практически свел к нулю преимущества, которые изначально были одним из драйверов появления суперапов — удобство оплаты. Сегодня вы можете оплатить без ввода реквизитов почти на любом сайте. Мы видим, как часть игроков пытается конкурировать с оплатой, например, ApplePay, убирая на своих страницах интернет-эквайринга эту опцию и заменяя ее собственным аналогом. Но не исключено, что это в итоге приведет к снижению конверсии при оплате и вынудит магазины перейти на интернет-эквайринг тех банков, где такая опция есть.

Мы уверены, что вокруг «Халвы» создана уникальная экосистема с точки зрения количества партнеров и выгод, которые они предоставляют. Это и есть наша область роста.

«У нас получается привлекать к себе в команду профессионалов»

CNews: Подобные амбициозные планы требуют большого количества ИТ-специалистов. Как вы собираетесь конкурировать с крупнейшими игроками на рынке? Желание доминировать и опережать конкурентов в области технологий уже разогнало средний уровень зарплат среди ИТ-специалистов до небес. Какова ваша стратегия?

Альберт Борис: Да, стоящие перед нами задачи требуют постоянного роста ИТ-команды. В 2020 году мы приросли на 350 человек. Сегодня в ИТ работает более 1100 сотрудников. И мы продолжаем активно расти. В этом году мы планируем вырасти еще примерно на 30%.

Раскрою несколько секретов о том, как у нас получается привлекать в команду профессионалов. Во-первых, мы развиваем региональные центры аналитики и разработки. На сегодняшний день крупные центры открыты в семи городах. В основном эти центры достались нам после приобретения других банков. Совкомбанк активно включился в их развитие и увеличил штат с десятка до сотен специалистов. В каждом из этих регионов у нас есть опытная и зрелая управленческая и экспертная команда, налаженные процессы подбора, адаптации и обучения сотрудников. То есть, это не удаленная локация, управляемая из Москвы, а полноценный самостоятельный центр, который взаимодействует с аналогичными центрами в других регионах.

Сейчас конкуренция за региональных специалистов нарастает, в первую очередь в формате удаленной работы из дома, но мы видим, что для значимой части ребят возможность прихода в офис, очного общения с коллегами, наставничества имеет большое значение. Не все конкуренты могут это дать.

Плюс не у всех компаний, даже с учетом появления удаленки, настроены процессы для взаимодействия с распределенными командами, а мы занимаемся этим уже 6-7 лет. У компаний уйдет время, чтобы научиться работать не только с отдельными удаленными сотрудниками, а в комбинированном режиме с распределенными кластерами сотрудников в офисах и на удаленке. Естественно, есть ряд компаний, которые тоже значимое время работают с распределенными центрами и умеют решать описанные проблемы. С ними мы и будем конкурировать за счет остальных наших преимуществ.

Опросы кандидатов в области ИТ показывают, что в топ важных критериев при выборе работодателя, помимо уровня дохода и удобства офиса/гибкости рабочего графика, входят современность используемого технологического стека, готовность компании инвестировать в ИТ, возможность значимо влиять на создаваемый продукт или технологии. Это ровно то, на чем мы фокусируем в Совкомбанке.

Мы осознанно создаем большую часть систем и приложений собственными силами на современных технологиях. Это несет массу плюсов не только с точки зрения отказоустойчивости, стабильности, скорости развития, но и позволяет нашим сотрудникам набирать экспертизу в востребованных и интересных технологиях.

Подход руководства и акционеров банка заключается в том, что каждый принятый ИТ-специалист — это дополнительная прибыль, которую мы получим. То, что делает команда ИТ, позволяет либо автоматизировать и сэкономить, либо запустить что-то новое и заработать. В этом плане мы не «расходная статья», а источник дополнительной прибыли. С соответствующим отношением с точки зрения инвестиций в ИТ и сотрудников.

Специалисты, которые приходят в команду, особенно уровня middle и senior, способны влиять на то, какими продуктами будут пользоваться миллионы наших клиентов. Несмотря на то, что банк уже достаточно большой и входит в топ-10, приходя к нам, вы не станете одним из 20 человек, которые отвечают за небольшой раздел или функцию в приложении. Мы активно развиваемся, и те, кто к нам присоединяются, получают значимую область ответственности и отличные возможности развития и роста.

Ну и естественно, Совкомбанк предлагает рыночные условия по доходу и поощряет тех, кто любит превосходить ожидания. В результате мы имеем надежную профессиональную команду, в которой приятно работать. И каждый найдет, чем можно гордиться в своей работе.

«70% приложений Совкомбанк создает сам, и только 30% приобретает у поставщиков»

CNews: С чем связано, что вы решили развивать собственное направление по разработке, а не пользоваться услугами аутсорсеров?

Альберт Борис: Сегодня 70% приложений Совкомбанк создает сам, и только 30% приобретает у поставщиков. Есть области, в которых выгоднее использовать вендорские продукты. Например, это системы, в которых ведется учет сильно регулируемых продуктов, или связанные с отчетностью для Банка России, с взаимодействием с государственными органами. В таких проектах можно добиться значительной экономии и воспользоваться опытом команды, которая специализируется в данной области. Для работы с подобными задачами важно найти партнера для долгосрочного сотрудничества.

Существуют направления, к развитию которых мы предъявляем специфичные требования, — карта «Халва», мобильное приложение для нее. Готового решения наших задач в этой области не существует, никакой синергии от использования вендорских решений добиться невозможно. Большое влияние на разработку оказывает накопление реального клиентского опыта и экспертизы, которые позволяют лучше организовать работу продуктовых команд для собственных разработок.

Такой комбинированный подход дает Совкомбанку преимущество перед другими игроками рынка, которые или массово используют вендорские решения, или только создают что-то свое, что отнимает у них гораздо больше ресурсов и времени и не дает возможность переиспользовать инвестиции, сделанные другими.

Наталья Рудычева