Разделы

ИТ в банках

Райффайзенбанк перешел на виртуальные серверы на флеш-скоростях по цене диска

Сергей Квашук, старший вице-президент Райффайзенбанка, рассказал о проекте модернизации платформы виртуализации. Основным критерием при выборе системы были показатели IOPS/ТБ/RU, победили флеш-массивы Violin Memory. Сейчас около 40 физических серверов банка обслуживают 3 тыс. виртуальных.

CNews: Сколько лет вы используете флеш-массивы Violin Memory и под какие задачи был куплен первый массив?

Сергей Квашук: Три года назад, когда мы закупили первую пару массивов Violin Memory, Райффайзенбанку требовалось нарастить мощность серверной платформы виртуализации, которая на тот момент превысила уже тысячу виртуальных серверов и требовала более производительного решения с высокой емкостью. При этом хотелось, чтобы объем размещений в ЦОДах не увеличился или вырос ненамного. В результате из решений трех крупных вендоров мы выбрали Violin.

CNews: Почему нельзя было решить задачу решениями производителей в глобальных стандартах банка?

Сергей Квашук: На тот момент мы испытывали дефицит места в дата-центрах, а также мощностей электроэнергии и охлаждения. Поэтому мы рассматривали именно то решение, которое в минимальных массово-габаритных характеристиках даст максимальный эффект. Чтобы это решение было не слишком дорогим, мы организовали мультивендорный конкурс, где сопоставили системы от ЕМС, IBM и Violin Memory.

CNews: Как воспринял банк использование новых технологий Violin Memory под виртуализацию рабочих мест пользователей?

Сергей Квашук: Система покупалась как универсальная для нужд платформы виртуализации. На тот момент на серверной платформе в том числе была развернута платформа VDI. Со временем она разрослась, и мы были вынуждены для нее построить отдельную инфраструктуру. Изначально мы преследовали цель обеспечить высокие показатели производительности платформы виртуализации в целом. С этой задачей высокоскоростные решения по хранению данных от Violin Memory справились на отлично – с результатом, даже теоретически не достижимым на классических дисковых массивах.

CNews: Расскажите, пожалуйста, более подробно про роль Violin в отношении VDI. Каковы были плюсы и минусы?

Сергей Квашук: С точки зрения задач под VDI приобретенные нами системы Violin Memory показали очень высокую производительность и ультра низкое время отклика, многократно превысив пороговые показатели проекта и позволив полностью «проглатывать» неизбежные «бут-штормы» – одновременные подключения нескольких тысяч пользователей к виртуальным станциям. Это позволило успешно запустить проект, который перерос традиционный массив. После внедрения флеш-массивов Violin пользователи не почувствовали разницу между виртуальным местом и физическим ПК лучший результат для любого проекта виртуальных рабочих мест. В итоге VDI проработал на массивах Violin больше года, пока для Violin не появилась более сложная задача.

CNews: Не было ли вопросов к организации сервиса на территории России?

Сергей Квашук: Нет, проблем с сервисом у нас никогда не возникало. У нас было несколько сервисных обращений, например замена вышедших из строя модулей памяти, решение вопросов, связанных с оптимизацией системы и программными ошибками в микрокоде. Локальная сервисная служба своевременно меняла модули памяти, а удаленный сервис быстро решал проблемы с прошивками. Причем это были чисто технические проблемы, которые никак не отражались на производительности и не оказывали влияния на бизнес-пользователей. Сами системы обслуживаются в режиме онлайн, без прерывания сервиса.

CNews: Какие критичные бизнес-системы сейчас обслуживают массивы Violin Memory?

Сергей Квашук: Это почти весь сегмент Intel-систем банка – около 3 тыс. серверов. То есть почти все, что работает под управлением Windows и Linux, базируется на Violin.


С точки зрения бизнес-приложений это системы электронного банкинга, системы взаимодействия с ЦБ, внутренняя бухгалтерия, файловые серверы, Active Directory, серверы приложений. В целом несколько тысяч систем, создающих наибольшую нагрузку на СХД, часть систем, имеющих статус архивных и низко нагруженных все же размещены на классических дисковых массивах. Мы не любим доводить даже самую хорошую идею до абсурда.

CNews: Сколько физических серверов обслуживают 3 тыс. виртуальных?

Сергей Квашук: Порядка 40 аппаратных серверов, это 8–9 поколение «блейдов» НР BL460 в максимальной комплектации.

CNews: Какие решения использовались до Violin Memory?

Сергей Квашук: До Violin Memory мы использовали ЕМС VNX5500. Решения обладали достаточно серьезными возможностями для своего времени, имели SSD-диски, в них широко применялись технологии FAST VP, FAST Cache. Но так как наши ЦОДы были перегружены, мы в первую очередь смотрели энергомассовую эффективность системы (IOPS/ТБ/RU). И здесь у Violin конкурентов не было. Тот же самый XtremIO – достаточно сложное решение, которое занимает много места в стойке, а это мы не всегда можем себе позволить.

Что касается Violin Memory, то это одно из немногих решений на рынке, которое позволяет фактически в трех юнитах получить такие высокие ёмкость и производительность, какие в классических решениях возможны в нескольких шкафах, а по времени отклика вообще не достижимы. С помощью флеш-решений мы снимаем взаимное влияние систем друг на друга. Когда на одной системе хранения работает несколько серверов и нагрузка на одном оказывает влияние на соседний, то возникает проблема на обоих. В случае, когда степень концентрации серверов огромна, как у нас, – это тысячи серверов, – то сложно отследить инструментальными методами причины проблем и быстро отреагировать на ситуацию. Проще обеспечить общую производительность платформы на достаточно высоком уровне. И существующие сейчас All Flash-решения позволяют это делать достаточно недорого. Стоимость системы Violin Memory при пересчете на терабайты сравнима со стоимостью терабайта в системе хранения Enterprise уровня, причем при использовании обычных дисков.

CNews: Удалось ли сократить затраты на СХД с внедрением Violin Memory?

Сергей Квашук: Если сравнивать с системами класса Hi-End, то, естественно, Violin дешевле, с системами уровня Mid-Range – близки при пересчете на один полезный терабайт при несопоставимо более высоких характеристиках производительности и времени отклика у Violin в обоих случаях, что означает заметное повышение эффективности хранения данных даже при равной цене. Дополнительную и заметную экономию мы получаем на месте в стойках и энергопотреблении, что также тянет за собой снижение нагрузки и, соответственно, затрат на инфраструктуру по охлаждению в ЦОД.

CNews: Скажите, пожалуйста, если отвлечься от проблемы физического места и энергопотребления в вашем ЦОДе, то в таком случае вы могли бы пойти сейчас по другому пути? C точки зрения минимизации затрат.

Сергей Квашук: Сегодня, наверное, мы бы все-таки смотрели в сторону All Flash-систем, потому что это более перспективно в плане дальнейшей эксплуатации, потому что системы хранения покупаются не на один год. В нашей практике мы каждую систему эксплуатируем не менее пяти лет. И сейчас почти уже все вендоры перешли на создание флеш-систем хранения. Эти продукты отличаются по стоимости, но в принципе для любого бюджета можно найти высокопроизводительное решение.

CNews: Violin используется для консолидации приложений?

Сергей Квашук: Да. Одной из основных задач использования All Flash в серверной платформе виртуализации стояла задача максимальной степени консолидации наших серверов и перевод их на виртуальную платформу без потери производительности и эксплуатационных характеристик. Одновременно мы перевели сотни серверов из региональных ЦОДов в Москву. Ранее в инфраструктуре банка было 10 региональных дата-центров, сейчас всего три в Москве, из них два в стадии активной эксплуатации и один вспомогательный.

CNews: Проект по переходу на Violin Memory выполнялся силами сотрудников банка?

Сергей Квашук: Да, полностью. Система достаточно проста и фактически любой администратор СХД способен сконфигурировать ее из коробки. Тем не менее коллеги из «Крок» вызвались поучаствовать во внедрении на общественных началах.

CNews: Какие бы вы дали рекомендации руководителям крупных компаний при выборе All Flash массивов для задач консолидации приложений?

Сергей Квашук: Я бы мог дать совет тем, кто строит системы сейчас либо планирует модернизацию, что, в первую очередь, стоит рассматривать All Flash-массивы, потому что это наиболее перспективно и сравнимо по стоимости с обычными дисковыми решениями.

CNews: Вы сами планируете расширять использование Violin на какие-то другие направления?

Сергей Квашук: Основная цель и стратегическая задача – обеспечить высокую производительность и надежность для систем операционного дня и карточного процессинга. Одним из вариантов решения этих задач мы видим использование новых технологических схем неотъемлемым компонентом каждой из которых безусловно являются системы All Flash.

Не смотря на наш общий консервативный подход к этому вопросу мы достаточно изучили работу различных All Flash-систем, знаем все их плюсы, минусы и нюансы, поэтому готовы к подобной модернизации.

В целом все всегда зависит от потребностей бизнеса. Райффайзенбанк в 2013–2014 годах активно расширил свое присутствие, открыто 25 новых офисов в Москве. В 2014 году был открыт новый крупный офис банка в бизнес-парке Nagatino iLAND на 2000 человек. В начале текущего года начал работу центр разработки в Омске. Потенциально в перспективе все системы банка могут быть переведены на флеш.