В 2022 году из-за санкций и ухода западных вендоров в банковской ИТ-инфраструктуре произошли масштабные изменения. О катализаторах импортозамещения, пересмотре клиентского пути и актуальных трендах цифровизации банков рассказал руководитель направления RNT Group по работе с финансовым сектором Алексей Лебедев.
Алексей ЛебедевRNT Group
СNews: В 2023 году законодательно было указано о необходимости перехода на отечественное ПО, однако банки выступили с предложением отсрочить эту историю. В чем основные причины этой просьбы?
Алексей Лебедев: Наиболее жесткие требования ЦБ установил в отношении платформ и инфраструктуры для платежей, которые должны быть переведены на российский стек с максимальным приоритетом. Насколько я знаю, большая часть банков к этому уже готова.
Однако импортозамещение в банковской отрасли, как и в любой другой, затрагивает весь технологический стек — это прикладные решения, системное ПО, ИТ-инфраструктура, банковское оборудование (например, банкоматы). Проблема в том, что это все сложные комплексные проекты с сжатыми сроками, где зачастую нет возможности выбора решения. Банки ждут от рынка готовых решений, а их нет или они закрывают лишь фрагменты процессов и не полностью соответствуют нефункциональным требованиям. Например, есть сложность с заменой баз данных Oracle. Главная альтернатива последних двух лет — это PostgreSQL, на которую мигрируют «Сбер», Газпромбанк, «Яндекс», «Авито» и другие. Уверен, что каждый банк уже попробовал в какой-то части ландшафта использовать эту или другую российскую СУБД. Но пока примеры использования PostgreSQL связаны с относительно небольшими объемами обрабатываемых данных. Основная задача сейчас — это сделать так, чтобы по параметрам и нагрузкам, которые есть у передовых банков, приблизить эту платформу к возможностям Oracle.
Импортозамещение шло бы быстрее, если бы у банков было четкое понимание, как они могут на этом заработать. Поэтому, на мой взгляд, основное, что не позволяет банкам двигаться с более высокой скоростью — это отсутствие бизнес-драйвера. Поменяв одну систему на другую, банк не получает конкурентного преимущества на рынке. Но если в рамках импортозамещения он поставит перед собой дополнительные задачи, например, переосмыслить путь клиента, найти новые точки соприкосновения и возможность предложить новый продукт и тем самым получить дополнительный эффект для бизнеса, то это может стать катализатором и придать импульс импортозамещению.
CNews: Какие банковские услуги сейчас больше всего зависимы от западных вендоров? Какие системы заменить сложнее всего?
Алексей Лебедев: Здесь вопрос, скорее, стоит в расстановке приоритетов, нежели в сложности перехода — невозможно сразу заменить все процессы, решения и оборудование, и это понятно каждому. Фронтальные решения и платежная инфраструктура, в целом, уже переведены на новые платформы. Для поддержки дистанционного банковского обслуживания и партнёрских программ используются либо системы на базе отечественных или открытых технологий, либо ПО собственной разработки. Как правило, нет проблем с кредитным конвейером: на рынке есть много систем и движков для автоматизации бизнес-процессов для розничного и корпоративного кредитования, в том числе для малого и среднего бизнеса. Хуже обстоит ситуация с системным ПО, средствами виртуализации, системами поддержки принятия решений и СУБД.
Тем не менее банкам приходится в ускоренном порядке менять архитектуру систем и формировать новый ИТ-ландшафт, легализовывать решения в контексте импортозамещения. В отношении систем критической инфраструктуры, в частности, АБС и процессинговых платформ, пока еще идут процессы перехода и экспериментов. Примеров, когда банки за счет собственных сил или с помощью партнеров смогли полностью уйти в импортозамещение — единицы. Но прогресс в обеспечении технологической независимости очевиден, успехи здесь есть.
CNews: Банки традиционно достаточно много тратят ресурсов на развитие собственных ИТ-подразделений и кэптивных ИТ-компаний. В целом на рынке заметен тренд на расширение внутренней разработки. Как это влияет на импортозамещение? Насколько в таких проектах задействованы внешние поставщики ИТ-услуг?
Алексей Лебедев: Очевидно, что там, где у банка есть собственная сильная экспертиза, нет смысла привлекать внешнего подрядчика. Но при переводе критических высоконагруженных платформ требуется комплексный подход. Нужны бизнес- и технологический консалтинг, аудит, всесторонняя оценка возможных рисков и ИТ-решений. При этом важно не потерять в качестве и надежности оказываемых банковских услуг. Здесь сложно обойтись без профессиональных ИТ-партнеров. У нас есть опыт и компетенции, чтобы сопровождать заказчика на всем пути трансформации — от разработки бизнес- и цифровой стратегии до внедрения платформ и помощи с оптимизацией инфраструктуры.
Наш подход заключается в том, чтобы использовать импортозамещение как способ получить новые преимущества для бизнеса. Одно из возможных направлений — это пересмотр клиентского пути. События последних пары-тройки лет серьезно повлияли на ожидания и потребности клиентов и каналы, сервисы и продукты, которыми они пользуются. Мы анализируем, где можно улучшить и дополнить пользовательский опыт, устранить разрывы, если они есть, пересобрать различные этапы. И уже для нового варианта предлагаем готовые компоненты из тех, что есть на рынке, или заказные решения, если платформы с нужными параметрами отсутствуют. В результате банк не только не теряет в качестве клиентских сервисов и продуктов, но и улучшает их, сохраняет и преумножает доверие клиентов. При этом создается технологическая основа для получения преимущества в долгосрочной перспективе и решается задача импортозамещения. Подход был разработан на основе более чем 20 летнего опыта компании RNT Group по цифровизации финансового сектора, и сейчас мы его активно применяем в ряде российских банков.
CNews: Есть ли проблема в наличии ИТ-специалистов, обладающих необходимыми знаниями для того, чтобы развернуть новые банковские системы?
Алексей Лебедев: Так как сроки импортозамещения достаточно сжатые, потребность в квалифицированных специалистах выросла в разы. Кроме того, параллельно продолжают реализовываться проекты по цифровой трансформации, связанные, например, с большими данными, блокчейном, искусственным интеллектом, что также влияет на рынок ИТ-труда. Банкам нужны те же специализации, которые были популярны последние два года: это Java, JavaScript и фреймворки, Python, микросервисная история — Spring и Spring Boot, Scala, Kotlin. Поэтому проблема нехватки кадров ощущается достаточно сильно.
К специалистам выдвигаются и новые требования. Компании хотят, чтобы сотрудник не только имел нужные технологические компетенции, но и умел говорить с бизнес-заказчиком на одном языке.
CNews: Как обстоят дела с оборудованиями? Можно ли ему подобрать замену сейчас?
Алексей Лебедев: Проблемы с закупкой оборудования нет. Банки приобретают железо через параллельный импорт. Также существует ряд российских компаний, которые производят сервера и поставляют их на рынок. Но сложность в том, что мощности этих поставщиков недостаточно, чтобы обеспечить необходимым железом всю ИТ-инфраструктуру. К тому же, сохраняется высокая стоимость на российское оборудование.
CNews: Помимо импортозамещения, какие еще актуальные для банков тренды вы видите на рынке сейчас и в 2024 году?
Алексей Лебедев: Я жду роста проектов, связанных с использованием больших языковых моделей. При обслуживании клиентов наличие решений, способных понимать и генерить информацию на обычном человеческом языке, может кардинально поменять пользовательский опыт и тем самым дать серьезные преимущества банку. Банки и сейчас используют AI, но больше в контексте снижения затрат и управления рисками.
На фоне сохранения ограничений в сфере платежей будет расти востребованность цифровых финансовых активов и применения блокчейна. Еще один не потерявший актуальности вопрос — применение Open API, открытый и безопасный обмен данными между участниками рынка.
Потенциально интересная тема — это включение методик поведенческой экономики в процесс создания банковских продуктов и сервисов для клиентов. При принятии решений все мы — потребители услуг — руководствуемся не только рациональными аргументами. На нас могут влиять психологические и эмоциональные факторы. И если банк продумывает и учитывает их при создании предложений для своих клиентов, он может получить дополнительную прибыль или эффект. В свое время один из крупных банков запустил сервис под лозунгом «Возьми от банка все!», с помощью которого показывал клиенту, какие услуги в Интернет-банке он использует, а какие нет и предоставил персональные рекомендации по расширению ДБО. Это как раз пример воздействия на клиента в духе поведенческой экономики. Думаю, что в будущем таких кейсов появится больше, так как борьба за клиента не ослабеет, а будет только набирать силу.
■ erid:LjN8KCjSgРекламодатель: ООО "РНТ"ИНН/ОГРН: 7719232155/1037739707147Сайт: https://rntgroup.com/