Спецпроекты

На страницу обзора
Условия использования аналитического ПО должны соответствовать уровню властной структуры
Первый заместитель директора Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Юрий Захаров рассказал, какие задачи в сфере госуправления решаются с помощью инструментов бизнес-аналитики. Несмотря на возрастающее количество интересных и масштабных задач, ИТ-рынок пока не готов предложить госсектору стандартные решения. Да и чиновники не всегда могут оценить потенциальные возможности аналитики.

Юрий Захаров

CNews: Как вы оцениваете динамику спроса на аналитические ИТ-решения со стороны госсектора в России в 2013 году по сравнению с 2012-м?

Юрий Захаров: Сейчас наблюдается своеобразный мораторий на распространение аналитических ИТ-решений в органах государственной власти, хотя если говорить о Санкт-Петербурге, мы продолжаем развиваться. Скоро будет 10 лет, как наряду с другими решениями используется аналитика от SAS. Наши разработчики, пройдя соответствующее обучение, создают аналитические приложения на базе решений SAS и других стандартных продуктов.
Динамика их внедрения стабилизировалась, мы постепенно распространяем свои решения на уровни муниципальных образований, районов и города в целом как субъекта РФ. С точки зрения финансов, объем расходов на аналитику для обеспечения внутренних потребностей органов государственной власти остается практически неизменным. Однако, если раньше шло внедрение новых систем, то сейчас речь идет, как правило, о повышении качества аналитики, расширении ее функционала.
CNews: Как меняется качество аналитики?

Юрий Захаров: Меняется круг решаемых задач и характер аналитики. Наш Центр осуществляет аналитическую поддержку деятельности органов госуправления. Мы мониторируем и аккумулируем официальную информацию о развитии региона, как по городу, так и по отдельным территориям – 18 районам и 111 муниципальным образованиям, а также по отраслевым направлениям: всего у нас более 30 отраслевых комитетов и управлений. В зависимости от задачи, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно мы анализируем информацию и по установленным правительством Санкт-Петербурга критериям представляем данные по оценке деятельности органов власти.

Что касается конкретных решений, внедрение SAS обеспечило наших аналитиков необходимым инструментарием для прогнозирования и работы с электронным бюджетом. На базе SAS создан прогнозно-аналитический комплекс, позволяющий разрабатывать модели в масштабе отраслей и отдельных процессов. При этом разрабатываются типовые модели, которые затем загружаются в банк моделей и впоследствии могут использоваться предметными специалистами без специальной физико-математической подготовки. Хотя еще несколько лет назад аналитика на SAS не была столь доступной пользователям.

Содержание аналитики в госсекторе – сложный вопрос. Уровень федерального управления устанавливает для регионов количество расчетных показателей. Иногда их количество сокращается. Наверное, это правильно с точки зрения обобщения информации от регионов. Но на своем уровне мы стараемся сохранять все первичные и расчетные показатели. Таким образом, формируется классическая "пирамида" – для более высокого уровня управления используется агрегированная аналитика, для муниципального и регионального – она более детализированная.

CNews: Речь идет об укрупнении?

Юрий Захаров: Нет, об агрегировании. Например, раньше надо было собрать численные значения по 3 тыс. показателей и рассчитать 200 значений, а сейчас при сохранении объема первичной информации мы должны рассчитать только 100 значений. Возможно, подробная детализация на федеральном уровне излишня, но для обеспечения деятельности регионального правительства и губернатора, местной власти, наоборот, необходимо расширить спектр первичных и рассчитываемых показателей, чтобы предоставлять руководству больше информации. В целом число показателей для регионального уровня практически не меняется последние 2–3 года.

CNews: Как вы считаете, нужна ли госсектору аналитика в ежедневном режиме?

Юрий Захаров: Обязательно, и такой аналитикой мы также занимаемся. Описанный выше фронт работ – это стратегия, а ежедневная аналитика – это тактика. Город живет, интенсивно развивается, где-то воду отключили, где-то авария произошла... Поэтому обязательно должна решаться задача мониторинга ситуации в городе в режиме онлайн.

CNews: Если сравнивать Россию с развитыми странами, то какие новые задачи будут решать системы бизнес-аналитики в госсекторе через 2–3 года?

Юрий Захаров: С точки зрения анализа и прогнозирования экономического развития, мы пока не видели продвинутых аналогов не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Если иметь в виду опыт Швейцарии, Австрии, о котором мы часто слышим на конференциях, то это не тот масштаб и несколько другие задачи, которые стали бы однозначным ориентиром для нас.

CNews: Какие новые задачи вы решали бы с помощью аналитики?

Юрий Захаров: Таких задач много. Во-первых, каждая команда руководителей формулирует новые требования, например, к той же визуализации – кому-то нравятся графики и диаграммы, кому-то столбики, а также к внутреннему содержанию отчетов.

Во-вторых, каждому уровню власти соответствует и свой уровень аналитики. В связи с этим, на каждую систему поддержки принятия решения разрабатывается ТЗ, а затем – программное обеспечение. Чем ниже уровень иерархии управленческой структуры, тем проще и дешевле оно должно быть. Так, например, для уровня поселений или районов такие масштабные решения, как SAS, по критерию "стоимость/эффективность", на наш взгляд, применять нецелесообразно.

CNews: Чего вы ждете от вендоров?

Юрий Захаров: Прекрасный вопрос, пожелания есть. Прежде всего, вендорам нужно учитывать специфику работы с российскими госструктурами. Это и ограничение доступа к информации, и особенности бюджетирования, и схемы расчетов. С государством не получается сотрудничать по принципу "сначала деньги – потом стулья", как это иногда допускается в бизнесе. Если, например, аналитики в организации хотят расширить свои возможности, для этого им сначала нужно продемонстрировать руководителям, что дает тот или иной новый инструмент. Соответственно, нужно иметь права и уметь пользоваться этим ПО, а лицензия и обучение стоят денег. В этом случае нужны специальные тестовые лицензии. Иначе мы попадаем в замкнутый круг: не можем обосновать покупку продукта, потому что не можем его купить, чтобы опробовать и показать его возможности.

Дальше, что касается лицензирования... Почему бы в сфере сотрудничества с госструктурами вендорам не перейти на более приемлемую схему, основанную на бюджетном кодексе, нормативных документах? Например, для широкого распространения в госсекторе решений SAS надо пересмотреть лицензионную политику. Ведь когда мы работаем по схеме пролонгации прав, наш заказчик не может ничего записать в нематериальный актив. А это для него связано со многими сложностями.

Кроме этого, мы неоднократно предлагали русифицировать больше решений SAS. С одной стороны, это расширит использование потенциальных возможностей продукта российскими разработчиками и повысит его привлекательность в целом, а с другой – нам будет гораздо проще доказывать и показывать органам власти и целому ряду проверяющих бюджетные расходы структур, для чего и почему мы выбрали это решение.

CNews: Изменился ли ИКТ-бюджет центра в 2013 году?

Юрий Захаров: В целом он остался на уровне прошлого года. Если же говорить о его сегментации, то она меняется в соответствии с задачами. Появляются новые масштабные проекты, например, в конце прошлого года мы решали задачу модернизации сегмента "Здравоохранение". В целом расходы по этому направлению составили около 1 млрд рублей. В основном это были разовые федеральные инвестиции. Сейчас вся страна решает вопрос перевода услуг в электронный вид. В следующем году наверняка будут новые большие задачи, которые, надеюсь, будут связаны с мониторингом и анализом социально-экономического развития.

CNews: Какую долю вашего ИТ-бюджета составляют расходы на бизнес-аналитику?

Юрий Захаров: Примерно треть. Мы бы хотели тратить на аналитику больше, развивать ее, но пока такой возможности нет. К сожалению, целевым образом не выделяются средства на оценку возможностей новых решений.

CNews: Можно поподробнее о желаниях в сфере бизнес-аналитики?

Юрий Захаров: Хотелось бы, чтобы в органах власти реально функционировали ситуационные центры – своеобразные пункты коллективного управления территориями. Они должны обеспечивать деятельность руководства в плане стратегического развития, на базе их данных должны обсуждаться программы социально-экономического развития, итоги реализации, должны составляться различные рейтинги для органов власти и т.д.

Ситуационные центры должны также аккумулировать информацию и отражать состояние региона в режиме онлайн: там трубу прорвало, там света нет, там техногенная ситуация, там преступление или ДТП, там социальная напряженность. Для этого необходимо иметь соответствующие источники данных на нижнем уровне и инструменты анализа и представления данных на верхнем – в ситуационных центрах. Такая схема уже реализуется в Санкт-Петербурге, примерно 60% работ уже выполнено.

Другая сторона вопроса – повышение спроса на визуализацию информации. При этом надо учитывать потребности и губернатора, и начальника какого-нибудь управления. Нам нужны такие гибкие инструменты. В этом направлении мы тоже работаем – создаем интерфейсы для разных уровней ответственности.

CNews: Какие системы бизнес-аналитики используются центром сегодня и для каких целей? Когда они были внедрены? Охарактеризуйте, пожалуйста, масштаб их нагрузки.

Юрий Захаров: Мы интенсивно используем три информационно-аналитические системы. Нашей базовой системой обрабатывается около 27 тыс. показателей социально-экономического развития. Реализуем прогноз на 5–7 лет вперед. По макроэкономике для генплана города делали прогноз до 20 лет. Так что можно представить диапазон решаемых задач и объем информации, накапливаемый в хранилище данных. Аналитические приложения (визуализация информации для ситуационного центра, бюджетирование, прогнозы и т.д.) центра используют разный аналитический инструментарий, в том числе реализованный на базе решений SAS.

CNews: Какие задачи вы решаете с помощью ваших собственных разработок?

Юрий Захаров: На базе приложения SAS Enterprise Guide нашими специалистами разработано собственное приложение, которое назвали "Банк моделей". Его можно развивать, наращивать, им могут пользоваться специалисты-предметники. Для специалистов по анализу информации реализовали на SAS тонкий клиент, аналог веб-интерфейса для руководства. Для финансистов сделали «Электронный бюджет» и т.д.

CNews: Можно ли оценить объем доработки функционала вендорского аналитического решения к нуждам госзаказчика?

Юрий Захаров: В 99% случаев приходится что-то дорабатывать, хотя вендорские решения очень качественные и мощные, отличаются гибкой настройкой. Почте всегда среди тех, кто работает с приложениями, должны быть продвинутый аналитик, администратор и просто пользователь. В результате повседневной работы рождаются новые идеи и предложения.

CNews: Какова степень интеграции ваших аналитических систем?

Юрий Захаров: Каждое приложение, как правило, решает определенные самостоятельные задачи, при условии обеспечения информационного взаимодействия. Поэтому, было бы хорошо видеть в одном окне весь перечень имеющихся аналитических возможностей. Накоплено уже много разработок: аналитик по демографии использует одни модули, аналитик по здравоохранению – другие, руководитель должен сразу видеть возможности своих подчиненных. Поэтому пока этого нет. Требуется единый, объединяющий интерфейс. Мы к этому идем. Надеюсь, к концу этого года он у нас появится.