Спецпроекты

На страницу обзора
Зачем компаниям частные «облака»
Облачная тема по-прежнему удерживает высокие позиции в рейтинге самых обсуждаемых. Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений компании КРОК, поделился опытом создания частного «облака» и рассказал, какую выгоду и каким компаниям данное решение может принести.

Иван Шумовский

CNews: Рынку частных «облаков» в России предсказывают высокую динамику в ближайшие год-два. Видите ли вы реальные основания для этого?



Иван Шумовский:
Количество запросов, поступающих от наших заказчиков, действительно увеличилось в разы. Но я бы не сказал, что большой процент из них сегодня в полной мере осознает пользу, которую может принести «облако», в том числе и частное. Однако зрелость облачного рынка возрастает год от года, производители совершенствуют свои продукты, и компании все больше понимают, что это такое и для чего нужно.



CNews: Что является сдерживающим фактором для реализации облачных проектов в России?



Иван Шумовский:
По большей части это незрелость взаимоотношений между ИТ-службами и бизнесом. На западном ИТ-рынке, например, гораздо лучше выстроена связка «ИТ — бизнес»: более четко видно, какую пользу можно извлечь от ИТ и при каких расходах. В России пока немного компаний, я полагаю, могут точно сказать: мы инвестируем в ИТ 1 млн и получим 500 тыс. прибыли, а может, 1,5—2 млн. Такая прозрачность и является одной из целей внедрения частных «облаков». О подобном проекте задумываются, когда роли ИТ-департамента с технического обслуживания бизнеса переключаются на поддержку его ключевых задач.



Вторым сдерживающим фактором является возможная стоимость построения такого решения как с точки зрения лицензирования составляющих продуктов, так и возможной покупки дополнительного оборудования. Важно понять конечную цель решения. Допустим, для простых задач, например, автоматизации ИТ-служб, можно обратиться к продуктам условно «инфраструктурных» производителей – Microsoft, VMware, Citrix и др.



Для более сложных задач, возникающих, в частности, в разнородных средах — например, когда в ИТ-инфраструктуре есть и виртуальные, и физические серверы, которыми нужно управлять единообразно, или же когда изначально имеющиеся составляющие частного «облака» построены на продуктах разных вендоров, — подойдут решения от традиционно сильных в «сервисных» решениях производителей — BMC, HP, IBM и пр.



Я отмечу еще один редкий, но неприятный фактор — инертность самих ИТ-служб. Да, после внедрения «облака» именно на них ложится большая ответственность по управлению сервисами, работа ИТ-служб становится более прозрачной. ИТ-шники могут попросту бояться этой ответственности и затягивать облачные внедрения.



CNews: Можно ли говорить об оценке экономической эффективности частных «облаков» по сравнению с классической инфраструктурой? Каковы экономические показатели?



Иван Шумовский:
Первый шаг, необходимый при внедрении «облаков», — это построение каталога ИТ-сервисов, которые предоставляют службы для нужд своей компании. Например, стандартная для каждой компании процедура — выделение рабочего места новому сотруднику. Помимо стола, стула, телефона и прочих хозяйственных вещей ему необходима некая ИТ-единица — компьютер или планшет, подключенная к корпоративным ресурсам компании. Стоимость этого оборудования и скорость, с которой оно разворачивается, можно легко выразить в конкретных и понятных цифрах. Почему бы не превратить организацию рабочего места в облачный сервис? Виртуальная рабочая станция может быть выделена быстрее, чем физическая — буквально в течение нескольких минут, потому что нет необходимости заказывать оборудование, доставлять и долго его настраивать.





Другой вопрос, насколько бизнесу важно, чтобы рабочее место разворачивалось почти мгновенно и не требовало большого физического пространства? Для call-центра, например, весьма критичен параметр скорости, а для компании, которая арендует помещения и знает стоимость каждого квадратного метра, крайне значимо, сколько места займет новый сотрудник и все его оборудование.



CNews: Какие еще стандартные сервисы можно выделить?



Иван Шумовский:
О стандартном ИТ-сервисе можно говорить, когда существуют повторяющиеся типизированные действия, задачи или процессы. Так, при разработке приложения всегда необходимо наличие среды для тестирования. Эта среда предопределена, то есть заведомо известны ее параметры, поэтому можно легко посчитать стоимость разворачивания. Кроме того, очень важна скорость ее предоставления. Облачная среда разворачивается гораздо быстрее традиционной, а эксплуатация оказывается гораздо более выгодной.

В связи с этим облачные технологии часто сравнивают с электричеством — и не зря. Когда нам надо подключить прибор, мы включаем вилку в розетку, прибор получает питание. Когда он больше не нужен, мы просто его отключаем. По такому же принципу работы эволюционируют и облачные технологии. Частное «облако» – это и есть та идеальная автоматизированная система предприятия с минимальным участием человека в предоставлении каких-либо сервисов.



Cnews
: Какой компании необходимо частное «облако»?



Иван Шумовский:
Я бы переформулировал этот вопрос так: какой компании необходим сервисный подход? Если предприятие может сформулировать перечень сервисов, оценить их параметры и двигаться в сторону улучшения — например, сокращения стоимости или времени предоставления сервисов, то создание частного «облака» может принести ощутимую выгоду. Среди них — операторы связи, страховые компании, банки. В этот список можно добавить ритейл. Все российские топ-ритейлеры – наши заказчики, и мы прекрасно знаем, что перед ними тоже стоят упомянутые задачи. Актуально это и для энергетических компаний, для которых важно соотносить затраты, например, между филиалами.



CNews: Какие основные задачи компании решает построение частного «облака»?



Иван Шумовский:
Наши заказчики — крупные зрелые компании, для которых важным фактором является скорость вывода новых продуктов на рынок, например, новых тарифов для телеком-операторов, новых банковских и страховых продуктов. Любые сезонные предложения потребителю должны быть своевременны: мало смысла во введении тарифа под условным названием «Летний» в середине августа. Существует специальный термин — Time to market. Это время вывода продукта на рынок: чем оно меньше, тем большую выгоду может получить компания. Для разработки новых продуктов нужны отдельные среды. Очевидно, что ИТ-службы должны их вовремя подготовить. Все может прекрасно работать и в классической инфраструктуре, но тестовая среда разворачивается там неделями, а то и месяцами. Важно ускорить процесс разработки, сократить срок, к примеру, хотя бы до двух дней. В частности, телеком-операторы точно знают стоимость каждой минуты, а потому рассчитать экономическую выгоду от ускорения процессов разработки им не составит труда.



Вторая потребность, которая может подвигнуть компанию на внедрение частного «облака», это т. н. распределение затрат. Если мы можем измерить, какие отделы или группы сотрудников используют ИТ-сервисы, то можем соотнести затраты на них внутри компании или холдинга. Тогда у ИТ-службы есть аргументы для конструктивного диалога с бизнесом, обоснования бюджета на основе статистики потребления сервисов. Например, бухгалтерия потребляет сервис ERP, отдел продаж — CRM, отдел маркетинга – некие специфические пакеты. На это уходит определенный объем вычислительных мощностей, который можно измерить и соотнести данные.



Могу привести еще гипотетический пример. Предположим, страховая компания выходит на региональный рынок, ей необходимо максимально быстро сформировать штат агентов, оснастить их устройствами с доступом (или просто доступом в случае с BYOD) к определенным приложениям — допустим, CRM-базам данных потенциальных застрахованных. Но если расчеты оказались ошибочны и бизнес в данном регионе нужно «сворачивать», а известно, что закрытие так же, как и открытие, требует затрат, тогда «облако» за счет быстрой сворачиваемости ресурсов позволит существенно сократить расходы.



CNews: Какие шаги должен предпринять бизнес для успеха проекта по переходу на частное «облако»?



Иван Шумовский:
Прежде всего, эти шаги должны быть совместные с ИТ-службой. Главное — выявить и формализовать перечень ИТ-сервисов, которые будут предоставляться бизнесу. Первые пункты в этом списке, как правило, касаются доступа к бизнес-приложению и выделению рабочих мест, т. е. то, что напрямую предоставляется конечному потребителю. Кроме этого, необходимы сети, связь, серверы, системы хранения данных, лицензии и т. д.



Затем ИТ-служба детализирует, дополняет этот список и декомпозирует ИТ-сервисы, просчитывает стоимость пользования. Итоговое решение, выгодно компании иметь частное «облако» или нет, основанное на этих подсчетах, должны принять уже представители бизнеса.



Cnews
: От каких факторов зависит цена решения?



Иван Шумовский:
Стоимость зависит от наличия тех или иных компонентов частного «облака» в организации. Если смотреть укрупненно, то частное «облако» – это, как правило, виртуализация плюс автоматизация, модули по учету затрат, каталог сервисов, интерфейс пользователя. Соответственно, инфраструктура должна быть подготовлена для соответствующих внедрений (на схеме наглядно представлены все необходимые составляющие). В противном случае придется вложиться в дополнительное оборудование. Нужно также учесть стоимость облачных лицензий и — самое главное — стоимость работ по автоматизации и выделению сервисов, декомпозиции, настройке связи и пр., которая будет осуществляться либо собственными силами, либо с привлечением внешних провайдеров услуг.


Составляющие инфраструктуры частного «облака»


Кроме того, цена сильно зависит от количества сервисов и их сложности. Надо понимать, что каталог сервисов не может быть определен без непосредственного участия представителей компании-заказчика.



CNews: Опишите собственный опыт КРОК по использованию частного «облака».

Иван Шумовский: Нам постоянно нужна тестовая среда для каких-либо инфраструктурных задач или разработки новых программных продуктов для заказчиков — мы одновременно ведем множество проектов с элементами разработки. Однажды нам стало понятно, что динамики и производительности имеющегося реального тестового стенда нам не хватает, и мы приняли решение использовать внешние «облака». Ряд тестовых сред в проектах, не чувствительных с точки зрения безопасности, наш отдел разработки стал выносить в публичное «облако». Если раньше мы не особо считали затраты на виртуальные мощности в наших внутренних лабораториях, то теперь, когда стали приходить счета от провайдера на тысячи долл., потребность в собственном «облаке» стала очевидной.

Еще одним критичным параметром для КРОК является скорость разработки — это элемент конкурентной борьбы. Чем быстрее мы выполним разработку, проведем тестирование, тем быстрее сможем предоставить результат заказчику. Стало понятно, что процесс предоставления тестовых сред нам надо автоматизировать, и за пару месяцев мы построили частное «облако» на совокупности технологий нескольких вендоров.

КРОК стал одной из первых компаний в России, использующих технологию частного «облака» для тестирования разрабатываемых решений. Мы поняли, насколько это эффективно: скорость выделения виртуальных машин сократилась с дней до часов.



CNews: Как осуществляется выбор решений?



Иван Шумовский:
Как и во всех других проектах, КРОК применяет собственный подход, основанный на «четырех векторах». Первый вектор — задачи заказчика: что компания хочет получить от проекта? Второй вектор — технические требования, и на этом этапе уже можно сформировать некоторый набор продуктов. Третий вектор — стоимость проекта, определение коммерческой выгоды. И наконец, четвертый вектор можно назвать политическим: заказчик может иметь свои предпочтения в выборе продукта, регламенты или просто давнюю и успешную историю взаимодействия с вендором.



CNews: Сколько сегодня у вас конкурентов, способных создать частное «облако»?



Иван Шумовский:
Их очень немного. Частное «облако» — решение комплексное, как правило, мультивендорное, поэтому конкурентами могут быть только другие интеграторы, которые так же, как и мы, обладают экспертизой по продуктам множества производителей: только это может дать, так сказать, пространство для маневра. Однако на сегодняшний день КРОК является самым титулованным поставщиком облачных услуг. Мы имеем партнерские статусы практически у всех производителей продуктов для построения «облаков». В штате компании работают сертифицированные по этому направлению специалисты. Устоявшиеся отношения со множеством производителей тоже играют далеко не последнюю роль. Но главным преимуществом КРОК я считаю наш опыт построения своего собственного «облака». Мало кто из российских ИТ-компаний разработал что-то подобное.