Отечественный финансовый сектор всегда был лидером по внедрению цифровых технологий как в России, так и в мире. Несмотря на изоляцию от мирового рынка, российский рынок ИТ в финсекторе развивается в соответствии с глобальными трендами — внедряются искусственный интеллект, цифровая валюта, оказание услуг на базе биометрии. Экспертиза, опыт и азарт российских ИТ-специалистов не дадут банковскому сектору потерять лидирующие позиции в области цифровизации.
Рынок ИТ в финсекторе: как завершится 2024 г.
Опрошенные CNews эксперты отмечают, что отечественный финансовый сектор всегда был лидером по внедрению цифровых технологий. Остановить этот процесс невозможно, и в 2024 г. он продолжился несмотря ни на что. «Однако банки были в большей степени сосредоточены на процессе импортозамещения и с успехом прошли его основные этапы. При этом компании переосмыслили свои стратегии и сфокусировались не просто на замещении зарубежных ИТ-продуктов отечественными аналогами, но и на создании собственных решений», — говорит Дмитрий Харитонов, первый заместитель генерального директора холдинга Т1.
В 2024 г. финансовый сектор в основном занимался проектами перестройки, модернизации и поддержки инфраструктуры, т.к. это направление является наиболее чувствительным и важным для поддержания непрерывности и надежности банковских процессов. Большая активность также была направлена на тестирование многочисленных решений и услуг, которые возникли после ухода западных вендоров, в т.ч. в рамках политики государства на импортозамещение. «Надо понимать, что замена ушедших технологий требует много усилий и бюджетов, которых в моменте может у компаний не быть, поэтому в первую очередь предпочтение отдается проектам, по которым либо установлены дедлайны от государства (например, КИИ), либо есть критичные замечания к функционированию ИТ-систем после ухода вендора», — рассказывает Константин Усаковский, руководитель по работе с крупнейшими финансовыми и телекоммуникационными организациями Softline. В части замены бизнес-приложений российский ИТ-сектор в целом и финансовая отрасль, в частности, не торопятся замещаться. Это обусловлено тем, что ранее были приобретены постоянные лицензии на ПО, а российские компании-партнеры накопили существенные экспертизы по поддержке систем.
Станислав Шлишевский, руководитель направления по работе с финансовым сектором «Инфосистемы Джет», уточняет, что банки начали интересоваться программным обеспечением от отечественных вендоров примерно со второго квартала 2022 г. и до середины 2023 г. изучали рынок. Реальные проекты стартовали лишь во второй половине 2023 г. Исключение составляют, пожалуй, только проекты в сфере информационной безопасности — они не были заморожены ни на секунду. «Столкнувшись с шквалом кибератак, российские организации, в особенности финсектор, наоборот, стали уделять больше внимания вопросам защиты. Во-первых, по ряду направлений пришлось экстренно замещать зарубежные решения, так как функциональность некоторых средств защиты информации резко деградировала при отключении вендорских подписок. Во-вторых, пришлось усилить защиту, внедряя дополнительные отечественные решения», — комментирует Павел Волчков, заместитель директора центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет».
Главные тренды рынка
Несмотря на изоляцию от мирового, российский рынок ИТ в финсекторе развивается в соответствии с глобальными трендами: все шире используется искусственный интеллект (ИИ), внедряются цифровая валюта, система быстрых платежей и удаленное оказание услуг на базе биометрии. Специфическими отечественными трендами являются импортозамещение и поиск новых способов международных переводов.
Постепенно набирает популярность новый архитектурный подход. Еще недавно бизнес выбирал крупного поставщика большой системы, делал один огромный проект — и оказывался в зависимости от этого поставщика на 10–15 лет, объясняет Александр Глазков, генеральный директор, член совета директоров компании «Диасофт». Новая архитектурная модель, разработанная BIAN (Banking Industry Architecture Network), предполагает создание 36 бизнес-областей, включающих более 320 компонентов (сервис-доменов). «То есть вместо одной огромной системы у вас сотни функциональных компонентов, каждый из которых вы в любой момент можете заменить. Бизнес получает гибкость, свободу выбора, пространство для маневра», — говорит Александр Глазков.
Заметно активизировался спрос на прикладные решения. По мере роста цифровой зрелости и появления новых трендов компании стали присматриваться к российским решениям класса Data-Governance (управление данными). Даже самые консервативные банки и приверженцы Open Source-решений начали переходить на отечественные СУБД. Одновременно идет замещение CRM-систем, обновление кредитных конвейеров и инструментов скоринга. Банки создают инфраструктуру обработки цифрового рубля, дорабатывают системы анализа данных с помощью инструментов Machine Learning (ML). «Постепенно все информационные системы и инструменты в финансовых институтах заменяются, и на российском рынке достаточно решений для прикладных систем», — говорит Станислав Шлишевский, руководитель направления по работе с финансовым сектором «Инфосистемы Джет».
Крупнейшие проекты
Российские банки постепенно находят, дорабатывают и внедряют продукты от российских разработчиков или создают собственные. Так, ВТБ начал перевод рабочих мест пользователей с ОС Windows на отечественную Astra Linux. К концу 2024 г. российской ОС будут пользоваться 30 тыс. сотрудников.
Газпромбанк переводит инфраструктуру на отечественные решения для организации виртуальных рабочих мест и управления динамической инфраструктурой. Сейчас в Газпромбанке уже развернуты платформа для управления виртуальными серверами и контейнерами Basis Dynamix и платформа виртуализации рабочих мест Basis Workplace, с их помощью создано более тысячи виртуальных машин. К 2025 г. количество виртуальных рабочих мест в Газпромбанке достигнет 30 тысяч.
Россельхозбанк активно движется по пути полного отказа от IBM и Oracle. В банке разработали на Java информационную систему «Свой бизнес» для обслуживания юридических лиц (ранее использовалось ПО от Oracle), объединяющую монолитную часть и микросервисы. Также была разработана платформа для перехода банка к электронному документу. Россельхозбанк перевел сотрудников из иностранных мессенджеров в «Цифровой офис сотрудника», разработанный на Java. В систему интегрирован календарь, почта, мессенджер и канал для голосового общения.
Кроме того, Россельхозбанк разработал собственную интеграционную платформу на базе open source технологий, которая стала не только интеграционным решением, но и PAAS платформой AppFarm. На ее базе реализуется полный цикл разработки собственного программного обеспечения и обеспечивается работа приложений в единой экосистеме.
Промсвязьбанк стал первым российским банком, который провел расчеты в цифровых рублях. Предприниматель — клиент ПСБ, работающий в сфере онлайн-образования, открыл электронный кошелек, создал QR-код и передал его покупателю для последующей оплаты услуг, которая прошла успешно. Он также смог в мобильном приложении ПСБ обменять цифровые рубли на безналичные рубли и обратно, произвел операцию b2c в цифровых рублях.
Так, Сбербанк начал создавать собственный аналог SAP ERP. Это будет несколько интегрированных между собой систем для управления финансами, закупками, недвижимостью и персоналом на единой ERP-платформе. На первом этапе решение будет использоваться самим Сбербанком, а впоследствии — предлагаться на открытом рынке.
Разработано отечественное устройство для бесконтактного считывания банковских карт ВСАМ-01 — оно может использоваться, в числе прочего, в магазинах и вендинговых автоматах. Также его можно применять в общественном транспорте для бесконтактной и одновременно безналичной оплаты проезда.
В конце 2023 г. сразу три банка начали устанавливать в Москве отечественные банкоматы. Они почти полностью состоят из российских компонентов — таковых в них, если не считать программное обеспечение, которое тоже разработано отечественными специалистами, ровно 80%. К 2026 г. их производитель обещает 100-процентную локализацию.
Импортозамещение — зло или благо
Участники рынка уверены, что импортозамещение дает положительный импульс развитию отрасли. На рынке появляются новые разработки, отечественные специалисты значительно нарастили экспертизу. Последние годы российский индустрия активно работает с прорывными технологиями — искусственным интеллектом, большими данными, биометрической идентификацией. «Все это позволит банковской отрасли успешно реализовывать свои цифровые стратегии, несмотря на внешние изменения. Кроме того, на рынке сформировалась благоприятная среда для экспорта отечественных разработок в дружественные страны», — говорит Дмитрий Харитонов, первый заместитель генерального директора холдинга Т1, генеральный директор «Т1 Иннотех».
Экспертиза, опыт и азарт российских ИТ-специалистов не дадут банковскому сектору откатиться назад, уверен Николай Кожевников, директор департамента по работе с ключевым заказчиком в банковском секторе Rubytech. «Вместе с технологиями мы в свое время получили огромный опыт ведения сложных, инновационных проектов, построили конвейеры подготовки новых специалистов и создания новых продуктов и решений. Поэтому, вероятнее всего, наш банковский сектор продолжит лидировать в мире», — согласен с ним Константин Усаковский, руководитель по работе с крупнейшими финансовыми и телекоммуникационными организациями Softline.
Благодаря импортозамещению и необходимости разработки собственных решений российские ИТ-компании продолжают наращивать свой потенциал. «Многие решения, которые разрабатываются сейчас у нас, имеют новую архитектуру и используют более актуальные подходы, чем классические западные продукты», — говорит Станислав Шлишевский, руководитель направления по работе с финансовым сектором «Инфосистемы Джет». При этом банки других стран не имеют острой необходимости разрабатывать свои решения и внедрять их настолько быстро — многие из них работают на системах, которые начинают устаревать, и не спешат меняться.
Планы на ближайшие годы
Одной из приоритетных задач на ближайшее время является создание отечественной автоматизированной банковской системы (АБС). Сейчас ИТ-компании в тесном сотрудничестве с финансово-кредитными организациями работают над появлением платформы на микросервисной архитектуре, изменяя сам подход к разработке АБС.
Не потеряют своей актуальности и другие задачи — обеспечение бесшовной миграции систем, решение кадрового вопроса, цифровая устойчивость, особенно на объектах критической информационной инфраструктуры. «На фоне роста киберугроз бизнес уже внедряет практики безопасной разработки ПО и повышает требования к защите данных», — говорит Дмитрий Харитонов, первый заместитель генерального директора холдинга Т1, генеральный директор «Т1 Иннотех».
После решения базовых вопросов с замещением инфраструктурных технологий все больше внимания будет уделяться внедрению искусственного интеллекта и машинного обучения, развитию технологий взаимодействия с клиентами (биометрия, аналитика больших данных, услуги через удаленные каналы), продолжает Константин Усаковский, руководитель по работе с крупнейшими финансовыми и телекоммуникационными организациями Softline.
Станислав Шлишевский, руководитель направления по работе с финансовым сектором «Инфосистемы Джет», считает, что будущее — за созданием платформ данных и глобальных экосистем сервисов. Компании заинтересованы во внедрении и интеграции систем, которые работают с данными и извлекают из них пользу.
Таким образом, российские банки имеют все шансы сохранить мировое лидерство в сфере использования цифровых сервисов. Они развиваются в соответствии с общими трендами — активно внедряют искусственный интеллект, цифровую валюту, предлагают услуги на базе биометрии, создают сервисы на базе больших данных. Только теперь все это обеспечено исключительно отечественными технологиями.