Происхождение ИТ-решения для страховщиков не имеет значения
ИТ в страховых компаниях играют огромную роль, несмотря на всю консервативность отрасли. С помощью технологий функционируют точки продаж «шаговой доступности», обеспечивается сокращение вывода линейки новых продуктов на рынок, развиваются кросс-продажи на базе BPM-инструментов, сокращаются издержки. Актуальный срез рынка информатизации страхового бизнеса 5 июня 2014 г. представили участники круглого стола «ИТ в страховании: потребности и решения», организованного CNews Conferences и CNews Analytics.
На российском рынке существует несколько достаточно продвинутых решений, при помощи которых можно информатизировать практически все направления деятельности страховщиков. Одно из них — это Flextera Insurance. Как отметил Максим Коноваленко, заместитель директора департамента «Страхование» компании «Диасофт», система создана на Java, является мультиплатформенной, масштабируемой и безопасной. В ее состав входит визуальный конструктор бизнес-процессов и экранных форм. Решение выполнено в сервисной архитектуре и интегрируется с любыми бэк-офисными системами.
Сравнительно новым на российском рынке является продукт «1С:Страховая компания КОРП» (базируется на «1С: Предприятие 8.3»). Необходимость в подобном решении обусловлена тем, что предыдущая система для страховщиков на основе 1С-платформы появилась довольно давно, в 2006 г., и на сегодня уже устарела. За прошедшие годы появились новые виды страхования и изменились требования к корпоративным системам со стороны Российского союза автостраховщиков, да и бизнес демонстрирует тенденцию к укрупнению. За создание нового продукта по итогам проведенного «1С» тендера взялся разработчик «Аксиома-Софт». Новое решение, по словам Сергея Виноградова, заместителя генерального директора компании «Аксиома-Софт», характеризует интерфейс, привычный для 1С-пользователей. Решение нацелено на охват всех бизнес-процессов страховой компании, интегрируется с веб-порталом и выполнено в модульной архитектуре. К базовой поставке можно добавить дополнительные модули для перестрахования, обслуживания агентских договоров, формирования управленческой отчетности, интеграционные модули и так называемые проектные кейсы для страхования жизни, добровольного медицинского страхования, КАСКО, страхования грузов, ипотечного страхования и др.
Появляются на российском рынке и западные продукты для автоматизации страховой деятельности. Одно из таких решений – система израильского разработчика Sapiens, адаптированная для российского рынка компанией «Сапран». Как рассказал Евгений Богачев, директор по развитию направления страхования компании «Сапран», это модульная система, которую можно настраивать для работы с различными страховыми продуктами, с ее помощью можно обеспечить финансовый учет и автоматизировать урегулирование убытков. В состав системы входят конструкторы форм, бизнес-правил, отчетов, средства для страхового документооборота.
Руководители ИТ-служб страховых компаний отметили, что необходимость внедрять комплексные решения целиком возникает довольно редко. Как правило, автоматизируются отдельные «белые пятна», которые присутствуют в ИТ-инфраструктуре многих российских и зарубежных (работающих в России) страховых компаний. Архитектуру приложений представила Светлана Агапова, член правления, директор департамента страховых и информационных технологий «ВТБ Страхования». Выделено семейство фронт-офисных приложений, общие сервисы, мидл- и бэк-офис. Каждый раздел насчитывает по меньшей мере еще около десяти всевозможных систем и технологий. Скажем, в блоке общих серверов есть системы защиты персональных данных, клиент-банк, веб-сервисы, DLP-решения, системы поддержки принятия решений и др. Вне зависимости от происхождения используемого ИТ-решения (российское или зарубежное) страховые компания сталкиваются с определенными сложностями. Так, при внедрении тиражных решений необходимо внесение изменений в ИТ-инфраструктуру и возможны сложности с миграцией данных.