Выбираем ECM для банка: полезные советы
ECM-система является одной из ключевых ИТ-составляющих, необходимых для работы современного банка. В этой связи количество проектов по оптимизации документооборота в финсекторе заметно возросло. Разработчики готовы держать ответ и выводят на рынок новые продукты. Как правильно подойти к выбору решения, учесть все нюансы, и какие специфические требования предъявляет сектор?При использовании в рамках одной организации разных ECM зачастую встречается дублирование информации. Клиент открывает счет, берет автокредит, потом ипотеку, обращается то в одно отделение, то в другое. Он может быть директором фирмы (и не одной) и общаться с тем же банком как юридическое лицо. Разные подразделения банка запрашивают у человека одну и ту же информацию. Это не только раздражает клиента, но и создает лишние затраты времени, увеличивает объемы хранения и риски ошибок. Банки могут применить тот же принцип, что заложен в 210-ФЗ "О порядке оказания государственных и муниципальных услуг", запретить разным департаментам и отделениям требовать с клиента информацию, которая уже содержится в базе данных банка. Для этого тоже нужна единая ECM.
Одной из важных целей объединения ECM является оптимизация инфраструктуры. Разумеется, это касается не только банков, но и для них это имеет огромное значение. Единая ECM позволяет более гибко управлять хранением содержимого (на физическом уровне), резервным копированием, правами доступа и т. д. Современные решения для хранения информации давно перестали быть "тупым железом", они инкапсулируют в себя передовые технологии управления информацией, такие как дедупликация данных, архивирование, и даже некоторые функции управления записями (RM). Единая ECM позволяет упростить взаимодействие со сложными программно-аппаратными комплексами хранения информации.
Как выбирать ECM для банка
Если принять тезис о том, что банку нужна единая ECM, то с неизбежностью возникает вопрос ее выбора. Какими критериям следует руководствоваться? Об этом много раз говорилось на страницах различных изданий, нет смысла повторяться. Но в дополнение к ранее сформулированным принципам следует принять во внимание особые требования по использованию выбранной платформы в качестве единой ECM банка.
Дмитрий Лактионов, представитель по продажам решений Enterprise Content Management, IBM в России и СНГ:
Для минимизации привязки к внедряющей компании ECM-платформа должна обладать развитым инструментарием по созданию и настройке ECM-приложений силами специалистов заказчика, как в сфере настройки бизнес-регламентов и правил, так и в части создания и настройки самих приложений для решения новых и изменившихся задач.
Рассматривая задачи, стоящие перед банками, лучше пойти от простого к сложному. Базовыми являются контент-менеджмент решения: архивы клиентских документов, перехваченный принтерный вывод из банковских систем (COLD), внутренние базы знаний и т.п. На следующем этапе требуется автоматизация различных документарных процессов: выдача кредитных карт, кредитов; прием и обработка заявлений и претензий; взаимодействие с государственными структурами. За этим следует аналитика по массивам неструктурированной информации: анализ потребностей; выявление мошенничества; конкурентный анализ и т.п. Также платформа ЕСМ должна обладать отличными возможностями по масштабированию, как вертикальному и горизонтальному, обусловленному в первую очередь ростом нагрузки, так по территориальному принципу.
Если говорить об информационной безопасности и вопросах сертификации, то на практике оказывается все гораздо сложнее, т.к. наличие сертификата у программной части ЕСМ-платформы не дает права говорить о сертифицированности комплекса в целом. Т.е., в любом случае приходится идти по пути аттестации всего программно-аппаратного комплекса.
Идя несколько вразрез с модной тенденцией, что "продавать нужно через бизнес", заметим, что задача интеграции ECM все же в основном ложится на ИТ-службу, и в этом вопросе нельзя принижать значимость технических факторов. Выбор в пользу той или другой платформы ECM должен быть обоснован с учетом особенностей технической инфраструктуры банка.
В целом же требования к единой ECM вытекают из вышеперечисленных рисков и задач. Так, платформа ECM должна быть сертифицирована для обработки персональных данных согласно требованиям 152-ФЗ. Конечно, можно взять и несертифицированную платформу и потом самостоятельно аттестовать разработанное решение. Но этот путь более хлопотный.
Правильная ECM должна поддерживать стандарт CMIS, чтобы реально выступить платформой для интеграции систем по управлению контентом и не заниматься разработкой многочисленных модулей интеграции с другими хранилищами документов и бизнес-приложениями. Ведь если смотреть на вещи реально, тотальная одномоментная миграция с унаследованных ECM-решений уровня департамента на новую платформу невозможна. Этот переход может растянуться на годы, по мере морального устаревания отдельных систем и постепенной их замены.
Будущая единая ECM должна штатными средствами поддерживать работу с различными продвинутыми комплексами хранения данных.
И, разумеется, решение должно быть представлено в России. Говоря так, мы подразумеваем не только возможность получить счет на закупку лицензий в рублях. На рынке должно быть достаточное количество специалистов, умеющих работать с этой системой и понимающих местную специфику, особенно в части взаимодействия с различными контролирующими органами.
В любом случае, в первом приближении можно призвать на помощь магический квадрант Gаrtner: если уж выбирать, так из лидеров. В любом случае такое решение относится к числу стратегических и должно приниматься на высшем уровне.