Виктор Орловский: "Сбербанк" – это философия
Как в 2011 г. "Сбербанк" развивал умное управление очередями в отделениях, сеть терминалов, корпоративный и интернет-банкинг, как готовится вывести на рынок новые виды peer-2-peer-платежей и развивать доступ к госуслугам, об этих и других проектах, а также рациональной кадровой политике CNews рассказал отвечающий за ИТ старший вице-президент банка Виктор Орловский.CNews: Претендуете на создание single-sign-on, единой точки авторизации через аккаунт на "СбербанкОнл@йн" в другие сетевые сервисы?
Виктор Орловский: Мы будем иметь это в виду.
На этом, пожалуй, перечисление основных бизнес-проектов со значимой ИТ-составляющей 2011 г. можно закончить. В общем их было открыто более 200, возможно, я что-то и упустил.
Не секрет, что на модернизацию ИТ тратятся большие средства – "Сбербанк" является крупнейшим в РФ инвестором в информационные технологии, самым большим на рынке потребителем ИТ-услуг, но делаются эти инвестиции с умом, и в долгосрочной перспективе они дадут банку возможность сделать колоссальный рывок.
Сбербанк-технологии
CNews: Можем немного подробнее остановился на SAP? Вы комментируете данные CNews об объеме соглашения с этим немецким вендором - $36 млн?
Виктор Орловский: Мы никаким образом не комментируем наши коммерческие отношения.
CNews: Вы называете исполнителей по проектам с разными модулями? IBS на HCM уже звучал.
Виктор Орловский: Мы работаем с большим количеством компаний. С кем-то более успешно, с кем-то менее. Я бы сейчас не стал перечислять исполнителей, потому что боюсь забыть кого-то из них. Я бы не хотел давать никому из них публичных оценок. Скажу лишь, что работать со "Сбербанком" престижно, но это и очень большая ответственность. Скажу честно, до прихода в "Сбербанк" я даже не представлял себе какая. Неработающие системы в "Сбербанке" – это миллионы и даже десятки миллионов неудовлетворенных пользователей. Длительная неработоспособность некоторых систем вполне может вызвать социальное напряжение. При этом многие системы ввиду колоссального объема операций (несколько сот миллионов транзакций в день) работают на пределе своих возможностей. Развивать и поддерживать такие системы вместе с нами означает брать на себя долю ответственности. Многие поставщики этого не понимают на первых порах – но, надо сказать, либо быстро учатся, либо сдаются и перестают работать с нами.
Виктор Орловский: "Сбербанк" является крупнейшим в РФ инвестором в информационные технологии, самым большим на рынке потребителем ИТ-услуг
Мы ценим партнерские долгосрочные отношения как с клиентами, так и с нашими партнерами.
CNews: Существует ли генеральный подрядчик на этих работах?
Виктор Орловский: Одного генерального подрядчика, конечно, нет. Есть "Сбербанк-технологии" . Их могу отрекламировать как хорошего подрядчика и считаю, что эта компания, которой на сегодняшний день чуть больше месяца, имеет очень хорошее будущее и в Сбербанке, и за его пределами. Сейчас, на мой взгляд, мы можем собрать и уже собрали лучших специалистов на рынке, и они обеспечат нам прорыв. Я считаю, что эта компания может стать ключевым игроком на рынке разработки программного обеспечения для финансового сектора. Наша задача построить в компании инновационную венчурную среду, создать корпоративную культуру, стимулирующую творчество, вырастить из молодых талантливых специалистов лучших экспертов в своей области.
CNews: Именно в разработке ПО?
Виктор Орловский: Да. И предоставления всякого рода сервисов по так называемой SaaS-модели.
CNews: Ограничиваясь банковской сферой?
Виктор Орловский: Пока да, а там посмотрим. Непонятно, чем "ограничится" сама банковская сфера через 10-15 лет и за какие пределы выйдет наше понимание того, что есть современный банк.
CNews: Планируете разрабатывать госуслуги для основного портала или создавать альтернативный проект?
Виктор Орловский: Я считаю, что государственные сервисы во многом похожи на финансовые услуги. Будучи частью "Сбербанка" (банк ведет совместно с государством множество проектов, направленных на обеспечение госуслуг), "Сбербанк-технологии" вполне может стать поставщиком технологий и услуг для такого рода проектов.
CNews: Известен гендиректор "Технологий" – Денис Калинин из IBS Datafort. Кто еще пришел в команду?
Виктор Орловский: Таких людей очень много. Михаил Хасин – руководитель команды разработчиков ПО для Deutsche Bank. Многие ключевые сотрудники перешли в "Технологии" из самого "Сбербанка". Я считаю, что это очень сильная, одна из самых сильных команд на рынке разработки, управления проектами и системной интеграции.
CNews: Какие-то еще крупные соглашения с вендорами можете назвать?
Виктор Орловский: С каждым из больших вендоров, будь то IBM, Oracle, Hewlett-Packard, Microsoft, Avaya, мы стараемся заключить максимально комфортные для нас, но при этом прозрачные и интересные для самих вендоров долгосрочные соглашения. Важно, чтобы вендоры понимали, что мы с ними работаем не до завтрашнего дня, а на долгую перспективу. Когда компания понимает, что сотрудничество - это не конъюнктура, а стратегическая цель, то она готовы идти на очень большие уступки.
Для нас это в первую очередь внимание этих компаний, соответствующие приоритеты их развития, и, очевидно, лучшие на рынке ценовые предложения и бескомпромиссно – самые передовые технологии. Совершенно точно ни в одной из областей мы не готовы покупать "вчерашний день", только "завтрашний". Для самих поставщиков это понимание того, что мы будем работать с ними и завтра, и послезавтра, и через несколько лет, если они предоставляют нам качественный сервис. Я думаю, что все крупные заказчики могут сказать вам ровно те же слова, которые сейчас произнес я, но не у всех получается обеспечить партнеров этими самыми долгосрочными планами.
У нас все подрядчики понимают, какие проекты мы стартуем. Все понимают, как долго они будут продолжаться, куда мы движемся. Многие верят в стабильность нашей финансовой ситуации. Понимают, что за нашими действиями стоит серьезная стратегия. Вендорам также интересны наши амбициозные планы развития как в клиентских сегментах, так и в географиях.