ЦФТ: Банк может отдать на аутсорсинг все, кроме оценки рисков
Известно, что банковская отрасль осторожнее других относится к возможности перехода на аутсорсинг. Если такие услуги, как поддержка ИТ-систем, обслуживание рабочих мест, сервис печати распространены широко, то аутсорсинг АБС пока еще российскому рынку в новинку. Александр Погудин, член Совета Директоров ЦФТ, в интервью CNews поделился мнением о современном развитии банковской информатизации, существующих фобиях банкиров в отношении передачи бизнес-процессов на обслуживание внешней компании и факторах, позволяющих кредитно-финансовым организациям с большим доверием смотреть в сторону аутсорсеров.Сегодня мы наблюдаем взаимный рост рынков: сервис-провайдеры пытаются изучить потребности бизнеса и дорасти до них (процессы действительно бывают очень сложные), а банки в свою очередь стремятся формализовать процессы. Укрупняясь, они даже вынуждены порой сделать это внутри своей структуры. SLA нередко заключаются между подразделениями банка, может быть введен обязательный протокол взаимодействия, сравниваться эффективность. И это значимый шаг в сторону полноценного аутсорсинга.
CNews: Как оценить эффективность аутсорсинга?
Александр Погудин: Деньгами. Больше никак. Должен быть SLA. Например, доступность системы определяется так: трубка снимается через три секунды после звонка, ответ дается в течение 10 минут, система не «падает» больше, чем на 10 секунд в день. Существует масса критериев, их можно придумать великое множество. Банк хочет купить некий сервис у провайдера. Сервис формализован. А дальше – деньги. Банк оценивает, сможет ли он этот сервис оказывать себе самому за те же деньги, которые хочет провайдер. Если да, то в самом деле, зачем покупать? Но чаще аутсорсеры могут предложить сервис дешевле за счет эффекта масштаба.
Оценить эффективность аутсорсинга можно только деньгами
Допустим, в ЦФТ есть 10 администраторов баз данных, которые администрируют, условно говоря, 300 серверов. А банки должны держать в штате каждый минимум по одному администратору баз данных. И так во всем. Мы можем сделать это более эффективно, хотя бы потому что мы специализируемся на этом.
CNews: Как вы оцениваете рынок решений сервис-провайдеров?
Александр Погудин: Давайте я представлю некий актуальный срез того, что точно есть. Так, у ЦФТ есть независимый процессинговый центр «КартСтандарт», ДБО-провайдер Faktura.ru, платежная система «Золотая корона», система денежных переводов «Золотая корона – Денежные переводы», система по сбору коммунальных платежей «Город» – действительно большая, объединяющая десятки тысяч поставщиков услуг. Все эти системы по масштабу сравнимы с крупнейшими банками. И, конечно, нашим важным звеном является софтверный бизнес, который всегда базировался на продаже ПО.
И вот мы предложили заменить продажи ПО на аутсорсинговую модель, если хотите, назовите это SaaS. Суть в следующем: банк покупает не ПО под названием «Банковская система», а различные сервисы: печати 101-й формы баланса банка, ведение кредитного договора и т.д. Раньше он покупал ПО, а теперь покупает сервис через обязательство ЦФТ сделать этот сервис определенной доступности и определенного качества.
CNews: Как осуществляется переход на новую модель?
Александр Погудин: Смотрите, я – банк. Я решил сыграть в идеальную модель. Оставляю себе только стратегию, куда я иду, и основной инструмент зарабатывания, которым я владею, – это оценка рисков. Все остальное я, как идеальный банк, готов отдать аутсорсеру. Что именно я отдам? Конечно же, я захочу в первую очередь отдать сторонней организации охрану. Наверное, бесперебойное электроснабжение, физическую защиту данных, вычислительные мощности, телекоммуникационные каналы – не хочу этим заниматься сам. К кому я обращаюсь? К компаниям, которые занимается хранением данных с надежностью на условиях аренды ЦОДов.
Аутсорсинг понятен и хорошо воспринимается, когда речь идет о необходимости сокращения расходов
Что дальше? Наверное, формализую-ка я сервис по привлечению клиентов, поддержки клиентов. Кто мне поможет? Call-центр. Я беру список call-центров, ищу партнера. Что мне еще нужно? Пожалуй, подбор персонала. Есть масса кадровых агентств, которые точно умеют делать это лучше, чем я, – при условии, что я четко сформулирую, что именно хочу получить. И так я раскладываю сотни сервисов, в которых, как выясняется, я нуждаюсь и которые могут быть получены мною со стороны. По каждому из них нахожу конкурентную среду, провожу конкурс, нахожу минимальную цену. Конкуренция – это всегда благо. Наличие собственных служб делает их монополистами по отношению к собственному банку. И их монопольная плата зашивается в тарифы для клиентов.
CNews: А что будет, скажем, с ИТ-специалистами: они должны переквалифицироваться в смотрящих за договорами или вообще уйти?
Александр Погудин: Думаю, таким смотрящим должен стать уже не ИТ-специалист, а, скорее, менеджер. Ведь как он может ЦФТ заставить работать лучше? Только деньгами, приписав это в договоре. Это уже абсолютно менеджерская работа, может быть, даже с юридическим уклоном (знание базовых понятий, безусловно, необходимо, как и в любом специализированном бизнесе).
CNews: Каковы предпосылки такого изменения модели?
Александр Погудин: Что должно быть в банке, чтобы он созрел до такой модели? Первое – это понимание владельцем этого бизнеса, что такая модель более эффективна. Второе – наличие некоего риска. Аутсорсинг понятен и хорошо воспринимается, когда речь идет о необходимости сокращения расходов – а ведь она практически всегда есть. Фактор риска нивелируется правильным контрактом. Согласен, это действительно некое другое видение, взгляд за горизонт – что дальше там? Но чтобы до аутсорсинга дозрел банк, нужно, чтобы созрел провайдер. Последовательность действий именно такая.
CNews: Долго созревала компания ЦФТ?
Александр Погудин: Не могу сказать, что это случилось вдруг и именно сегодня. В той или иной модификации аутсорсинг у ЦФТ был всегда. У нас всегда были и успешно развивались сервисные проекты, просто сейчас аутсорсинг пришел в банки, и это очень горячая тема.
Десять банков сегодня получают банковский сервис ЦФТ, еще несколько контрактов на подходе. Как они пришли к решению перейти на эту модель? У каждого заказчика свои причины, своя мотивация.
Спрос на наш сервис будет расти, и ради этого мы многое поменяли внутри ЦФТ
Есть банки, которые просто увидели, что это правильная методика снижения затрат. Другие сделали ставку на ЦФТ как на технологического партнера, используя практически все из линейки наших продуктов – этим они с успехом решают вопрос совместимости ИТ-систем. Некоторым банкам данный подход позволяет быстро и просто присоединять новые структуры. Один из наших банков-клиентов таким образом за год присоединил два банка и одну лизинговую компанию.
Есть финансовые организации, которые, благодаря сервису ЦФТ, избежали проблемы замены ИТ: когда пришло время все кардинально обновлять, они решили перескочить этап покупки нового «железа», приложений, внедрения систем – и просто подключили сервис, который работает так, как они хотят.
Мы верим, что спрос на такой сервис будет только расти, и ради этого мы многое поменяли внутри ЦФТ в части бизнес-процессов, создали ЦОДы, проработали договорную базу, постоянно инвестируем в инфраструктуру и компетенции специалистов. И это сегодня наше преимущество, ведь мы предлагаем банкам проверенную на эффективность альтернативу традиционному формату организации своего ИТ.