«Неофлекс»: Мы всегда исходим из бизнес-задач заказчика
Какие требования предъявляет сегодня банковский рынок к фронт-офисным системам? Как увеличить эффективность продаж и качество обслуживания? Как обеспечить баланс между бизнес-требованиями и возможностями ИТ-платформ? Алексей Кирюшенков, руководитель бизнес-направления Neoflex FrontOffice, рассказал о подходе компании «Неофлекс» к разработке комплексных решений для автоматизации кредитования.Возможности фронт-офисной платформы «Неофлекс» в области обслуживания можно проиллюстрировать результатами проекта в Росбанке, где с конца 2010 года эксплуатируется решение по обеспечению активных продаж. По итогам 2012 года в банке был зафиксирован рост обработанных call-центром звонков на 92%, а количество проданных кредитных продуктов увеличилось на 21%. На сегодняшний день с системой работают более 5500 пользователей в 450 отделениях Росбанка.
CNews: «Неофлекс» связывают многолетние партнерские отношения с ведущими производителями промышленных ИТ-платформ, в том числе с такими компаниями, как IBM и FICO. Какое применение находят продукты этих вендоров в рамках Neoflex FrontOffice?
Алексей Кирюшенков: Мы действительно ориентируемся на лучшие в своем классе решения и в первую очередь на промышленные платформы ведущих мировых вендоров, что позволяет использовать лучшие практики, накопленные лидерами ИТ-¬отрасли, адаптируя их решения под российскую специфику. В основе кредитного конвейера Neoflex FrontOffice – платформа IBM BPM, позволяющая строить производительные решения с высокой степенью масштабируемости. Также мы предлагаем для использования совместно с Neoflex FrontOffice системы класса BRMS (business rule management system) другого нашего партнера, компании FICO. Платформа FICO Capstone Decision Accelerator широко и успешно применяется для автоматизации управления рисками.
Сегодня никого не нужно убеждать в преимуществах промышленных платформ – их способность работать с большими объемами данных, отказоустойчивость и масштабируемость подтверждена сотнями и даже тысячами успешных внедрений. Технологические риски в таких проектах минимизированы, поскольку и поставщики ПО, и сами банки накопили достаточную экспертизу в использовании решений с индустриальным статусом.
Но это верно для развитых банков с высоким уровнем зрелости ИТ. Когда банк впервые идет в сегмент массового кредитования или «реанимирует» это направление, полномасштабное внедрение фронт-офисной системы, основанной на индустриальных продуктах, не всегда оправданно. Пока новый бизнес не дает прибыли, а перспективы окупаемости неясны, сложно защитить даже бизнес-проект с существенными расходами на промышленные платформы. Для таких ситуаций «Неофлекс» предлагает «облегченный» фронт-офис – в этом случае вместо тяжелых индустриальных платформ применяются решения open source, что предсказуемо снижает порог входа, сокращает объем необходимых инвестиций. В дальнейшем при росте бизнеса вырастает нагрузка на такое решение, расширяются требования к возможностям – и банки переходят на новый технологический уровень, внедряют промышленные платформы для более эффективного управления бизнес-процессами. Архитектура Neoflex FrontOffice позволяет плавно переходить от проектов уровня start-up к мощным высокопроизводительным решениям.
CNews: Ситуации, когда банк при создании фронт-офисного ландшафта делает выбор в пользу одного поставщика – большая редкость, своего рода неосуществимая мечта вендора. Обычно речь идет о необходимости интегрировать множество систем разных производителей. Как добиться того, чтобы вендорские продукты работали в унисон?
Алексей Кирюшенков: В проектах по созданию сложных ИТ-ландшафтов нередко интегрируются десятки систем, и ситуация, когда отдельные поставщики тянут одеяло на себя, может создать серьезные проблемы – как технологические, так и ресурсные. Зону интеграции, на мой взгляд, должна брать на себя компания, специализирующаяся в этой области. Взгляд профессионального интегратора принципиально отличается от позиции отдельного вендора. Вендор отвечает только за свою систему, а интегратор изначально находится в ситуации, когда результат его работы завязан на всех участвующих в проекте поставщиков.
Мы зачастую выступаем в роли генерального подрядчика, который ведет все интеграционные работы, координирует взаимодействие между всеми участниками проекта и гарантирует готовность каждой из систем к работе. Наш подход в этом случае – предоставить заказчику решение «под ключ».
У нас за плечами больше четырехсот успешных интеграционных проектов, и в банках есть понимание, что их собственные ИТ-команды, какими бы квалифицированными они ни были, в большинстве случаев не располагают настолько обширным опытом. Мы выступаем не только в качестве исполнителей технологического решения, но и как консультанты, готовые поделиться своими знаниями. Нами накоплена уникальная экспертиза и разработана детальная методология ведения работ, созданы алгоритмы взаимодействия и согласования, правила для проведения приемно-сдаточных испытаний. Наша работа отчасти состоит в том, чтобы договориться со всеми «на берегу» и тем самым максимально снизить степень неопределенности, которая характерна для сложных интеграционных проектов. В большинстве случаев нам удается найти с вендорами общий язык, и они перестают видеть в нас конкурента – мы выступаем как партнеры, а со многими поставщиками ПО у нас есть соответствующие партнерские соглашения.
В одном из недавних проектов компания «Неофлекс» интегрировала 15 компонент различных поставщиков – от CRM до fraud prevention, в том числе и нашей разработки. Кредитный конвейер для выдачи пластиковых карт удалось запустить в эксплуатацию через три месяца после старта работ.
CNews: Для розницы характерен высокий уровень рисков, и, как следствие, банки, работающие в этом сегменте, уделяют повышенное внимание средствам риск-менеджмента. Что в этой области предлагает «Неофлекс»?
Алексей Кирюшенков: Дело не только в том, что розничное кредитование несет в себе определенные риски. Здесь есть еще одна тенденция, которую также необходимо учитывать: банки активно осваивают клиентский сегмент subprime-заемщиков, где риски существенно выше, чем в категории prime. Конечно, это находит отражение и в технологической сфере – ИТ-инструменты для риск-менеджмента становятся все совершеннее.
Я уже упомянул об относящейся к классу BRMS системе FICO Сapstone Decision Accelerator. Эта система позволяет менять стратегии принятия решения по кредитным заявкам в режиме реального времени. Важно отметить, что внесение изменений в кредитную стратегию проходит без привлечения внешних или внутренних разработчиков – собственными силами специалистов по риск-менеджменту и бизнес-аналитиков. Тем самым банк получает возможность быстро адаптировать свои продукты под внешние запросы рынка или под внутренние нормативы уровня риска. FICO CDA позволяет автоматически оценивать заемщиков по более чем 100 критериям и вычислять свыше 50 показателей качества кредитной истории. Таким образом, обеспечивается быстрое прохождение заявки на кредит по всем стадиям принятия решения, включая прескоринг, скоринг, андеррайтинг, верификацию. Обращения к БКИ, внешним и внутренним базам данных и другим источникам информации, формирование скорингового балла — все это также происходит в автоматическом режиме, что на порядок сокращает объемы рутинной ручной работы.
Другой продукт партнера «Неофлекс», компании FICO – платформа FICO Blaze Advisor – используется для расчета лимитов по кредитным картам и ставок в процессе повторных продаж на основе правил risk based pricing/risk based limits.
Для работы с просроченной задолженностью компания предлагает систему FICO Debt Manager, предназначенную для автоматизации всех стадий взыскания – от pre-collection до legal collection.
Перечисленные продукты являются частью комплексных фронт-офисных решений, реализованных компанией «Неофлекс» в более чем десяти российских банках, включая «Азиатско-Тихоокеанский Банк», «Бинбанк», «Петрокоммерц», Русфинансбанк, Транскапиталбанк и другие финансовые организации.
CNews: Разрабатывает ли компания собственные продукты для управления рисками?
Алексей Кирюшенков: Да, такие разработки есть. Среди них специализированное хранилище данных, предназначенное для решения задач отчетности и аналитики по банковским рискам. Хочу отметить, что это решение отличается от традиционных банковских хранилищ возможностью быстрого развертывания и сравнительно невысокой стоимостью внедрения. Создаваемое информационное пространство позволяет формировать отчеты, проводить OLAP-анализ выполнять ad hoc запросы на основе данных по заявкам, клиентам и кредитам. Хранилище предназначено для проведения детального анализа кредитного портфеля, выявления причин возникновения просроченной задолженности и совершенствования кредитной стратегии банка на основе достоверных данных. Этот продукт уже внедрен нами в двух крупных российских банках и продолжает развиваться, обогащаться новыми отчетными формами и аналитическими инструментами.
CNews: Банковская автоматизация – сфера, где бизнес и технологии переплетены самым тесным образом. На ваш взгляд, что все-таки первично – бизнес-задача или возможности ИТ-решений?
Алексей Кирюшенков: В любом ИТ-проекте можно идти от бизнеса, можно – от технологий, главное – сочетать эти подходы, выбирая тот, который на определенном этапе будет более эффективным. Начиная проект, мы всегда исходим из бизнес-задач заказчика, именно от них и нужно отталкиваться, всегда неизбежно опираясь на имеющиеся возможности ИТ-решений. Свою роль как поставщика программных продуктов и интегратора мы видим в том, чтобы предложить заказчику лучшие проектные практики и продукт, в наибольшей степени соответствующий поставленным задачам.
На стадии, когда бизнес-задача понятна, ИТ-инструментарий выбран, на первое место выходит технологичность. На этом этапе важна методика, план проекта, четкие даты и сроки, механизмы контроля – это как раз та область, где компания «Неофлекс» имеет сильные позиции, что подтверждается результатами наших работ. Поэтому совершенно осознанно девизом компании является была выбрана фраза «Неофлекс» – ваш союзник в развитии!».