Разделы

Цифровизация Конференции ИТ в банках

ИТ в страховании: мобильность и "облака"... подождут

По количеству игроков отрасль страхования невелика – не более 500 компаний, – но очень значима, поскольку благодаря обязательному страхованию (ОМС и ОСАГО) клиентами являются почти все граждане России, да и страхование бизнес-рисков зачастую является обязательным. При этом степень автоматизации компаний незначительна, а потребностей масса. Копировать методы банков (формально банки и страховщики принадлежат одной отрасли) не получается, поскольку организация бизнеса носит принципиальные отличия.

Реализация этих задач включает не только своевременную доставку картриджей и ремонт аппаратуры. Чтобы обеспечить требования страховщиков по управлению печатью, нужно выполнить еще и комплекс консалтинговых работ по оптимизации потоков документов и настроить интеграцию с системами документооборота.

Наряду с переносом затрат на печать из капитальных в операционные и общего их сокращения примерно на 25 %, компании получают и ряд других преимуществ: единую цену за монохромный и цветной отпечатки при согласованном уменьшении с увеличением объемов печати плюс полную прогнозируемость затрат и прозрачную финансовую отчетность.

Строгая отчетность – специфика отрасли

Страховое дело требует строгой отчетности, которую в обязательном порядке нужно подавать регулятору и в налоговые органы. Комплект отчетов состоит из более чем 20 форм, содержащих по десятку страниц и тысячи строк. Только форма 2С имеет больше 100 разделов.

С 1 января 2013 г. нагрузка на бизнес еще больше возросла: страховщики в обязательном порядке должны составлять отчетность по МСФО. Как и предсказывали эксперты, переход на международные стандарты оказался серьезной проблемой для отрасли. По состоянию на 31 мая 2013 г. более 20 страховых компаний не предоставили в срок отчетность по МСФО, сообщила ФСФР. Основные трудности, с которыми столкнулись страховщики, — это рост издержек, дефицит квалифицированных специалистов по МСФО, проблемы с автоматизацией учета.

Ярослав Дорошенко, генеральный директор компании «Стримлайн консалтинг», рассказал об опыте реализации настраиваемой системы строгой отчетности для страховой компании на платформе SAP BI. Конечно, возможности такой мощной платформы позволяют реализовать отчеты любой сложности. Однако частое изменение требований регуляторов заставляет компании постоянно модернизировать свои информационные системы подготовки отчетности, а специалисты по SAP BI на рынке стоят очень дорого.

Чтобы развязать это противоречие, компания «Стримлайн консалтинг» разработала специальный язык описания форм, который позволяет бизнес-специалистам вносить изменения прямо в таблицах Excel, которые воспринимаются системой как своего рода матрица для проведения расчетов и заполнения итоговых форм. Система снабжена набором контрольных отчетов, которые позволяют проверить корректность формул и правил, внесенных пользователями в таблицы. В результате страховая компания может получить ускорение подготовки отчетности в 3 раза, особенно для статистических форм.

При этом достигается высокая скорость обработки: цикл расчета полного комплекта форм не превышает 2 часов, одновременно готовятся протоколы проверки взаимоувязок и расшифровки строк. Подключение новых систем оперативного учета возможно благодаря описанному интерфейсу обмена данными, а простота поддержки достигается за счет правил сбора данных для строк форм, которые вводятся при помощи шаблона Excel.

Светлана Балобина, директор департамента учета страховых и перестраховочных операций компании «Альянс», рассказала об опыте внедрения решений SAP для учета страховых операций, реализации параллельного учета и консолидированной отчетности. Выбор платформы был обусловлен корпоративными стандартами. По требованию западных акционеров компания должна была предоставлять отчетность и по МСФО еще до того, как это стало в России обязательным для всех страховщиков.

Внедрение SAP в группе Allianz началось еще в 2006 г. и проходило в три волны. Очередь до России дошла в 2008-м, когда был выполнен пилотный проект в компании «Альянс РОСНО Жизнь», а полностью система была развернута в 2010 г. Российская специфика проявилась в необходимости ведения учета по РСБУ. Специалисты из Словакии, осуществляющие поддержку SAP, разбираться с российским бухучетом отказались, поэтому компании пришлось привлекать местного подрядчика, чтобы выполнить необходимые доработки и настроить корреспонденцию счетов для модуля FS-CD. В 2014 г. планируется внедрить отчетность о движении денежных средств для казначейства, форму 2С и отчеты по перестрахованию.

Общие тренды страхового бизнеса

ИТ должны динамично реагировать на изменения в бизнес-среде. Хотя страхование отличается разумно-консервативным подходом, абсолютно стабильной эту сферу считать нельзя. Для крупных компаний, таких как «Росгосстрах», масштаб бизнеса увеличивает инерционность и повышает ответственность за принятие решений. Поэтому нужно делать инвестиции, только приводящие к результатам, сказал Дмитрий Лаврентьев, вице-президент, руководитель департамента информационных технологий компании «Росгосстрах».