ИТ в банках: «Ледниковый период» завершится через пару лет
Несмотря на всю сложность ситуации на российском финансовом рынке сегодня, ИТ-директора банков сохраняют умеренный оптимизм. Необходимость сокращать расходы или импортозамещать, по их мнению, оборачивается новыми возможностями. Эти возможности и новые стратегии обсудили на конференции «ИКТ в финансовом секторе 2015», организованной CNews Conferences при поддержке CNews Analytics 24 марта 2015 г.Банк «Уралсиб» и сам выступает аутсорсером, спонсируя участие более чем 200 банков в международных платежных системах и оказывая процессинговые услуги. В то же время банк сам закупает такие услуги, как хостинг сайтов, обслуживание банковского оборудования, разработка приложений, все виды тестирования, поддержка серверного и телекоммуникационного оборудования, сервисы печати и копирования. С 2014 г. банк начал активно прибегать к аутстаффингу, переводя своих сотрудников в штат сторонней компании или подбирая сотрудников внешних организаций для работы в банке.
ЦОД и экономия
Любой банк, обладающий серверной, сетью серверных или большим распределенным вычислительным центром, несет серьезные расходы на электричество. Если принять, что 1 кВт стоит примерно $0,08 или в $700 в год, то обеспечение электричеством ЦОДа мощностью 1МВт с коэффициентом энергоэффективности (PUE), равным 2, за год обойдется в $1,4 в год. Снижение PUE до 1,5 позволяет сократить счет за электричество до $1,05. Игра стоит свеч, уверен Алексей Соловьев, системный архитектор Schneider Electric. Он рассказал о способах оптимизации расходов при эксплуатации дата-центров.
Некоторые меры не требуют никаких капиталовложений: например, можно просто переставить стойки таким образом, чтобы обеспечить правильные воздушные потоки, а отключение неиспользуемых серверов, по данным спикера, дает порядка 10% экономии энергопотребления. Соловьев также рекомендовал обратить внимание на консолидацию приложений на новых серверах. Наибольший эффект он видит в выборе оборудования с наименьшим энергопотреблением.
Большинство «падений» дата-центров происходит по причине человеческого фактора, поэтому в первую очередь необходима оптимизация службы эксплуатации заказчика, либо перевод участка на аутсорсинг, говорит Соловьев. Schneider Electric уже предоставляет в России сервисы по мониторингу и эксплуатации инженерных систем дата-центров.
Люди и косты
Режим экономии коснулся далеко не только затрат на ИТ. В том числе, пострадали и бюджеты HR-блока. Оптимизировать расходы на обучение сотрудников позволяют решения для проведения вебинаров. Как рассказал директор по развитию бизнеса Webinar.ru Иосиф Панасюк, многие банки, в том числе «Сбербанк», ВТБ24, «Альфа-Банк», «Банк ТКС» и другие, пользуются разработанным компанией инструментом для проведения интерактивного дистанционного обучения сотрудников и клиентов (например, работе на Forex). «Промсвязьбанк» использует решение также для проведения онлайн-совещаний с регионами. Формат вебинара востребован, несмотря на наличие систем ВКС и других решений для видео-коммуникаций, так как позволяет не отрывать сотрудника от рабочего места и имеет гораздо более простой интерфейс.
То, как рынок реагирует на сложившуюся ситуацию, напоминает кризис 2008 года, считает Анастасия Мурафетова, руководитель департамента «Гарс Телеком». Тогда по уменьшению количества внутренних номеров можно было судить, что компании сокращали персонал примерно вдвое. «Как и тогда, с последнего квартала 2014 года мы наблюдаем стремление со стороны абсолютно всех наших клиентов сократить расходы на связь», — отмечает Мурафетова, поясняя, какие решения провайдера действительно позволяют сократить эти затраты.
По данным Мурафетовой, доля звонков из организации на мобильные сотрудников достигает порядка 50% всего траффика. Конвергенция фиксированной и мобильной связи FMC (Fixed-mobile convergence) позволяет бесплатно звонить по коротким внутренним номерам на городские и мобильные телефоны внутри корпоративной сети. Отмена мобильного рабства будет способствовать росту популярности этой услуги, ожидает Анастасия Мурафетова.
В последние годы спрос номеров, начинающихся на 8-800, был невысоким, но в условиях кризиса имеет смысл посмотреть на эту услугу другими глазами, уверена Мурафетова. Стоимость владения таким номером стала существенно ниже и отличается примерно на 30% от стоимости владения обычным номером.
Аналитика и бизнес
Рынок решений для бизнес-аналитики кризис пока почти не затронул. Возможность вести бизнес точечно, прицельно, не тратя усилий на ненужные действия, остается востребованной в непростые времена. Ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики компании «Терн» Эдуард Федечкин рассказал о решениях, на которые он рекомендует обратить внимание, чтобы монетизировать данные. В качестве ответа на кризис наработки, накопленные в компании годами, запатентовали как систему «Терн-Аналитика». В ней реализовано решение типовых задач в различных отраслях. Это OEM-решение основано на технологии SAP Business Objects.
Решение другого партнера компании — Tibco Spotfire — быстро внедряется, помогает принимать решения в режиме реального времени и задействовать различные виды аналитики. Как рассказал Федечкин, «Ситибанку» применение этого инструмента при кросс-продажах за месяц позволило увеличить потоки средств от имеющихся клиентов на 21%.
Карты и мобильники
В непростые времена для кредитного рынка банки начинают делать упор на развитие транзакционного бизнеса. Достичь значительного эффекта здесь позволяют цифровые каналы продаж. Вице-президент Банка Москвы Максим Патрин рассказал о скачке в развитии электронного бизнеса банка. Два года назад, когда он пришел в банк, финансовая организация сильно отставала от рынка и не имела мобильных приложений вообще. «Мы поставили перед собой задачу догнать и перегнать рынок. Для этого мы построили единую мобильную платформу, чтобы запустить магазин атомарных банковских приложений, чтобы предоставлять партнерам мобильные банковские услуги как сервисы и, конечно, чтобы создать мобильный банк. Концепция развития атомарных сервисов позволила одновременно нанять несколько команд, параллельно разрабатывающих разные мобильные приложения. Таким образом мы уменьшили время вывода приложений на рынок», — рассказал Патрин.
Разработку облачной мобильной платформы банк отдал на аутсорсинг. В ней была реализована возможность работы с картами любых банков. «Мы решили не ограничиваться своей клиентской базой и преследовали амбициозную цель зайти на клиентские базы других банков», — комментирует Патрин. Разработка приложений была отдана на аутсорсинг восьми командам. Работы шли и идут сразу по двум дорожным картам: по развитию функционала и по усилению безопасности.
В августе 2013 г. было выпущено первое приложение «Кошелек», которое скачали 150 тыс. пользователей. Летом 2014 г. появились еще два приложения — «Квартплата» (25 тыс. скачиваний) и «Переводы» (30 тыс. скачиваний). Как правило, около 70% скачавших приложение регистрируются и 50% впоследствии активно пользуются, рассказал эксперт. Банк планирует выпустить в течение года еще два приложения и сконцентрироваться на совместных проектах по использованию мобильной платформы в приложениях партнеров.
Яркий пример предоставления мобильных банковских сервисов «наружу» — это приложение «Парковки Москвы», созданное Департаментом информационных технологий Правительства Москвы и ГУП «Московский социальный регистр». Финансовая часть приложения, включая привязку карт к номеру телефона и проведение платежей, реализуется Банком Москвы. Сейчас в банке разрабатывается функционал регулярного пополнения парковочного счета.
ММикрокредитной компании «Домашние деньги» мобильное приложение для сотрудников, интегрированное с системами ERP, CRM и корпоративным порталом, позволило минимизировать внутренне мошенничество, повысить эффективность работы агентов, улучшить качество кредитного портфеля. Как рассказал главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов, в приложении реализованы GPS-трекинг сотрудников, фотографирование и передача полного пакета документов по заявке, контроль платежей клиентов и ряд других функций, которые необходимы компании, оказывающие финансовые услуги в сегментах, мало интересных банкам.
Импортозамещение и опенсорс
Интерес к импортозамещению пока носит скорее теоретический интерес, делится наблюдениями Руслан Вагизов: «Заказчики прощупывают рынок, пытаясь понять, есть ли альтернативы». А альтернативы есть, считает эксперт. Он рассказал, что видит возможности замены Oracle на азиатскую СУБД, причем без переноса кода. Такая миграция может занять от 9 месяцев до года, полагает Вагизов. В сервисном каталоге его компании в прошлом году появился анализ на возможность импортозамещения тех или иных технологий.
В «Промсвязьбанке» в рамках создания единой фронтальной системы состоялось внедрение первой опенсорсной системы — платформы iBanking. Она представляет собой презентационный слой фронтальной системы, который агрегирует сервисы с единой шины и сервисы, которые идут не через шину, и упаковывает их в понятный менеджеру и клиенту продукт. Применение опенсорсных и самописных решений позволило существенно сократить затраты на поддержку ПО, рассказал Андрей Леушев, старший вице-президент и руководитель блока развития «Промсвязьбанка». «Сейчас на эти рельсы переводятся и другие проекты», — рассказал он. Банк стремится свести к минимуму затраты на вендорскую поддержку.
«В импортозамещении для нас важна не столько сама замена технологий, сколько возможность сэкономить», — рассказал Олег Илюхин, директор департамента информационных технологий «СДМ-Банка». Примерно 20% ИТ-бюджета банка зависит от курса валют. Наибольшая готовность рынка наблюдается пока только в части импортозамещения оборудования. По оценкам спикера, замена POS-терминалов на устройства китайской или отечественной сборки может дать экономию в 30-50%. В части системного ПО и СУБД российский рынок к импортозамещению пока условно не готов, резюмирует Илюхин. Попытка банка перейти на межсетевой экран российского производителя оказалась неудачной: при ограниченном функционале годовые затраты оказались сопоставимы с инструментом западного разработчика. Но есть и плюсы — по его словам, почти все поставщики в ходе переговоров с «СДМ-Банком» согласились зафиксировать курс доллара или евро на 2015 г.
«Применение опенсорсных решений не может быть самоцелью,— согласен Эдуард Федечкин. — Мы успешно используем их, но когда в этом есть необходимость».
Денис Сотин рекомендует внимательно смотреть на условия коммерческого использования опенсорса, который может оказаться не таким уж и дешевым. «Импортозамещение – не только вопрос наличия конкретных продуктов, но и прозрачных подходов к развитию и сопровождению открытого ПО», — подчеркнул он.
Александра Кирьянова
Презентации участников конференции