Чего боятся банкиры: турбулентность, "большой взрыв" и другие риски
Не успели российские банкиры опомниться от угрозы мирового финансового кризиса, пережить тотальное засилье "облаков" и освоиться с новыми инициативами регулятора, как на финансовый рынок навалились новые "ужасы". Кризис переродился в "турбулентность", а место "облаков" заняли "Большие данные". ИТ, как всегда, предлагают свои рецепты, ставшие предметом обсуждения на конференции "Информатизация банков: новые решения старых проблем", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.Понятно, что те финансовые организации, которым доступен такой уровень обеспечения безопасности, можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако, как уже было сказано, вопросы ИБ актуальны сегодня для любого банка. На выполнение этих задач направлены многочисленные аппаратные решения, предлагаемые сегодня рынком. В качестве примера можно привести продукт Acme Packet, NET-NET SBC, презентованный директором по продажам компании "Стартелеком" Галиной Коваленко. Устройство устанавливается в VoIP-сеть пакетной телефонии компании и отделяет ее от других сетей, защищает от взлома, кражи трафика и сетевых атак. С помощью модуля шифрования устройство уменьшает вероятность прослушивания телефонных разговоров. Встроенный фаерволл повышает защиту сети передачи данных. Кроме того, решение может служить своего рода "переводчиком стандартов", используемых разными типами сетевой аппаратуры, гейткипером.
Свободная АБС: дешевая и надежная?
На конференции была анонсирована разработка первой в России автоматизированной банковской СПО-системы, а также высказано мнение о том, что открытый код является следующим шагом в развитии АБС. По словам Валерия Башкатова, директора Центра компетенции Progress CSBI Group, разработчика и апологета нового решения, весь код системы будет открыт, лицензирования не потребуется.
По сравнению с проприетарной моделью разработки и внедрения АБС у СПО есть ряд преимуществ. Это возможность сокращения расходов на первых этапах внедрения; отсутствие жесткой привязки к вендору ПО; доступ к исходным кодам и самостоятельная доработка. Также среди бонусов внедрения такой АБС г-н Башкатов выделяет безопасность и качество, а также быстрое внедрение доработок. Основным плюсом внедрения такой системы для банка является, конечно, дешевизна. Если же говорить в целом, то новое решение будет строиться на базе основного продукта компании CSBI Group "Банкир Про" и включать все основные рабочие модули. Безопасность будет обеспечена средствами исходного проприетарного продукта, также разработчик ожидает, что сыграет роль ее имидж, предоставляемые гарантии, высокий уровень техподдержки. Кроме того, некоторые опытные разработчики АБС также уже изъявили желание участвовать в разработке новой системы.
Особенности интеграции
Тему разработки и внедрения новых автоматизированных банковских систем продолжили Александр Зоткин, генеральный директор компании Haulmont, и Виталий Татару, CIO, Cetelem, BNP Paribas Group. В конце 2011 года Cetelem, подразделение потребительского кредитования BNP Paribas, и "Сбербанк" заключили соглашение о создании совместного банка на рынке потребительского кредитования в точках продаж в России. Делается это путем перевода бизнеса Cetelem из ведения "БНП Париба" на платформу КБ "БНП Париба Восток". Партнерство выводится на рынок под брендом Cetelem. Разумеется, в этой связи потребовалась значительная ИТ-реструктуризация, включающая в себя как архитектурную трансформацию, так и изменения в бизнес-процессах взаимодействия ИТ-департаментов компаний. Изменения проходили постепенно, ступенчато, однако цель – общая интеграция в соответствии со стандартами Сбербанка – достигнута уже сейчас. Интересно, что коллег эксперта заинтересовали не столько прикладные вопросы перехода, сколько бизнес-аспекты, например, будет ли Cetelem в своей работе использовать клиентскую базу Сбербанка. Ответ был однозначен: не будет.
Александр Зоткин также рассматривал проблему реструктуризации и модернизации ИТ-системы финансовой организации, но не с точки зрения совместной работы команд, а применительно к собственно АБС. При возникновении необходимости смены автоматизированной банковской системы руководство финансовой организации может выбрать одну из двух стратегий: в терминологии Haulmont это Big Bang или Parallel Running . Первый подразумевает моментальное переключение организации с одной системы на другую. Он широко распространен и хорошо известен как ИТ-специалистам, так и бизнесу по причине относительной простоты технической реализации. Однако он несовместим с требованиями риск-менеджмента, так как чреват, например, потерей информации, а также крайне требователен к временным , людским и материальным ресурсам на этапе бета-тестирования. Однако, судя, например, по рассказу Леонида Белышкова, начальника департамента ИТ "Росэнергобанка", где процесс замены старой АБС на решение от компании "Диасофт" Flextera еще не завершен, но работы идут полным ходом и, надо сказать, вполне успешно, метод "большого взрыва" может быть вполне оправдан.
Тем не менее Haulmont проповедует второй подход, называемый Parallel Running. Он обеспечивает непрерывность бизнеса из-за отсутствия простоя (переход осуществляется постепенно), не требует дополнительных расходов по миграции данных и их двойного ввода (работает система репликации). Кроме того, по мнению экспертов компании, такой способ гарантирует более быстрый возврат инвестиций за счет раннего использования наиболее важной функциональности. Однако интегратор, конечно, должен обладать широкой экспертизой.
Мелочей нет
В банковском бизнесе нет маловажных вопросов. Так, неполадки на этапе печати документов могут приостановить, например, работу фронт- или бэк-офиса и вылиться в большие материальные и, что важнее, клиентские потери. Об этом говорил Михаил Хургес, директор по развитию компании ServiceDirect. Сегодня одним из основных способов безболезненно решить проблему налаживания бесперебойной печати в финансовой организации является обращение в сервисную компании, то есть печать можно отдать на аутсорсинг. Главная проблема печати – обеспечение непрерывности или, другими словами, сроки восстановления сервиса в случае сбоя.
Как правило, этот пункт прописывают в SLA, однако клиенту надо понимать, как устроен процесс поддержки и какова финансовая ответственность провайдера за срыв сроков. Кроме того, разумно попросить рекомендации существующих заказчиков.
Также потенциального провайдера надо попросить посчитать все постоянные издержки (абонентская плата, обязательный объем печати, предоставление выделенного сотрудника, аренда техники и т.д.). Это затраты, которые не удастся сократить в кризис (т.к. они не зависят от объемов печати), так что чем меньше эта сумма – тем лучше. Следует посчитать и все переменные траты для ожидаемого объема печати (его можно прикинуть по закупкам бумаги). Наконец, надо документально описать процесс взаимодействия, так как нужно понять, какую работу придется делать банку и какую отчетность его руководство будет регулярно получать для контроля ситуации. Таковы рекомендации специалистов-аутсорсеров.
Презентации участников конференции