Кирилл Антонов, «Липтсофт»: У некоторых банков до сих пор работают системы десятилетней давности
Финансовые организации России, прежде всего банки, сейчас переживают период модернизации техники и оборудования. Модернизации «добровольно-принудительной»: она связана как с устареванием систем, так и с новыми требованиями законодательства к информационно-техническому обеспечению банков: Указ Президента РФ от 30.03.2022 №166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». О ситуации на рынке и новых продуктах компании рассказал CNews коммерческий директор «Лаборатории информационных платежных технологий» («Липтсофт») Кирилл Антонов.
«Как провести модернизацию, чтобы бизнес получил максимальную выгоду»
CNews: Кирилл, компания «Липтсофт» создает финтех-сервисы для банков с 2012 года. Можно ли сегодня назвать этот рынок оптимально насыщенным?
Кирилл Антонов: Нет, назвать насыщенным наш рынок я пока не могу. Да, у нас есть конкуренты, но нельзя сказать, что существует широкий выбор технологий и решений. Например, таких, как наша продуктовая фабрика «Про».
Во многих сегментах рынка все благополучно — в частности, с дистанционным банковским обслуживанием, процессингом, разного рода дополнительными, например, интеграция с сервисами театров, кино, ВЭД, ФНС, страхование. Там работает много хорошо зарекомендовавших себя российских вендоров.
Сейчас основные вызовы для банков именно в сегменте автоматизированных банковских систем (АБС).
CNews: Какого рода проблемы характерны для этого сегмента?
Кирилл Антонов: Среди основных вызовов — необходимость импортозамещения программного обеспечения (ПО) и процесс естественного устаревания софта.
Во многих действующих в РФ АБС «под капотом» так или иначе используют западный софт, с которого надо переходить на отечественный. Есть соответствующий федеральный закон, есть требования ЦБ, их надо выполнять.
Часть АБС уже морально устарела, некоторые системы — довольно сильно. В числе наших клиентов есть банк, который использует АБС, сделанную на архитектуре тридцатилетней давности. Конечно система регулярно обновляется, но система проектировалась и разрабатывалась, когда я еще учился в университете. Молодых специалистов для развития и поддержки решения найти очень сложно, потому что нигде уже не готовят тех, кто умеет работать с такими технологиями. Получается, что компании вынуждены своих сотрудников держать в «золотой клетке».
Затраты на поддержание действующей инфраструктуры, как правило, и так велики. А при переходе на ПО, соответствующее всем требованиям, приходится искать новые, не менее дорогостоящие решения. И одновременно поддерживать старые как минимум на этапе перехода. Возникает вопрос: как провести модернизацию так, чтобы бизнес получил максимальную выгоду с минимальными рисками в плане бесшовности перехода?
Есть три способа модернизации домена АБС. Первое — взять новое комплексное решение и перейти на него. Но на российском рынке таких готовых систем немного, они только появляются. Также нельзя просто выключить одну АБС и включить другую — это трудоемкий и дорогой процесс с точки зрения внедрения и миграции данных. Второе — с помощью вендора адаптировать текущую АБС к новому корпоративному ПО, соответствующему законодательству и на новых архитектурных принципах.
Третье — создать систему микросервисов и переложить на нее часть нагрузки АБС. Мы изучали рынок и в итоге пошли по этому пути — такова философия нашей продуктовой фабрики «Про».
«Наши компоненты мы реализовали исключительно за счет open-source-технологий»
CNews: Как работает ваша продуктовая фабрика?
Кирилл Антонов: Мы даем инструмент, с помощью которого можно быстро создавать банковские продукты, настраивать и управлять их жизненным циклом. Практически любых — депозитов, кредитов, пакетов расчетно-кассового обслуживания, комиссий и аккредитивов и т.д. Продуктовая фабрика «Про» — это своего рода конструктор, который позволяет создать актуальное предложение продуктов для клиента и сразу проверять его востребованность на своей базе клиентов.
Допустим, звонит корпоративный клиент и говорит: «Мне предлагают более интересный пакет услуг в другом банке. Я ухожу». Мы говорим: «Подождите, мы сейчас изучим конфигурацию вашего пакета и сделаем ее более интересной именно для вас». Мы настраиваем индивидуальный тариф по пакету РКО для конкретного клиента.
Наша продуктовая фабрика позволяет формировать либо подготавливать ровно тот формат и объем информации по продукту, который нужен для использования в конкретном канале коммуникации с клиентами. При этом сам канал может быть любым — привычное мобильное приложение, сайт, портал колл-центра, информация от операциониста в отделении банка, банкомат…
У нас используются исключительно open-source компоненты, такие как Kafka, Keycloak, Grafana. Но, если для заказчика важно, чтобы стояло определенное ПО, зарегистрированное в Минцифры, его можно «прикрутить» к нашему решению.
Если говорить про фронтенд, то это React, всем известный и хорошо себя зарекомендовавшая себя open-source библиотека. База данных PostgreSQL. Для бэкенда-системы мы используем Kotlin, на нём, собственно написана наша система. Это современные технологии, с ними умеют работать многие ИТ-специалисты.
Но главное — нам удалось избежать vendor-lock, привязки к одному конкретному поставщику. Это был самый важный критерий выбора технологий, где нет необходимости покупки дополнительные лицензии.
«Привлечения дополнительных специалистов не потребуется»
CNews: Влияет ли ваш софт на производительность и безопасность ИТ-систем организации? Как он сочетается с другими продуктами и системами банка?
Кирилл Антонов: Наша решение использует привычный набор технологии, которые легко встраиваются в ИТ-ландшафт банков.Также нашу экспертиза позволила нам спроектировать стандартные интеграционные адаптеры, к каждой из систем банка, чтобы упростить процесс интеграции.
В части безопасности мы поддерживаем современные практики DevSecOps, которые применяются в банках топ-20.
CNews: Банки, особенно крупные, как правило не допускают поставщиков софта или оборудования к своим системам. Как у вас происходит взаимодействие с фин. организациями?
Кирилл Антонов: Мы здесь достаточно гибкие для банков, кому-то мы передаем образы и инструкции от нашей платформы и помогаем в развертывании, где-то мы встраиваемся в процессы DevSecOps внутри банка. И разумеется, мы обучаем команду банка, которая будет непосредственно работать с системой. У нас для этого есть целое подразделение, которое мы называем «Школой технологов».
Важная составляющая нашей системы — «витрина». Это модуль нашей платформы, который необходим для формирования продуктов со сложной логикой. Витрину мы используем для работы бизнес-правил по продуктам.
Часть данных (например, шаблоны продуктов) мы предустанавливаем при внедрении системы по запросам компании-заказчика, какие-то загружают непосредственно сотрудники ИТ-подразделений банка либо его подрядной организации. Это то, что называется настройкой продуктов in-house.
Причем нашу витрину могут использовать также и другие системы банка для анализа клиентов.
CNews: Какова минимальная команда технической поддержки продукта? Насколько сложной является программа обучения работе с ним?
Кирилл Антонов: Все, конечно, зависит от сложности системы, которая требуется. Обычно мы обучаем сотрудников в течение двух недель. У продуктовой фабрики понятный интерфейс, для поддержания работы системы понадобится та же команда, которая уже работает в ИТ-подразделении банка или в других департаментах банка. Привлечения дополнительных специалистов не потребуется.
Если говорить про конкретных специалистов, нужно несколько технологов и дата-инженеры, которые будут наполнять «витрину». И человек «из бизнеса», который будет следить за линейкой продуктов и говорить, какой именно продукт нужно завести для клиента или групп клиентов.
«После запуска первой версии в одном из банков его АБС стало легче дышать»
CNews: Как появилась и как используется ваша продуктовая фабрика? Каковы результаты?
Кирилл Антонов: История проекта началась на рубеже 2022-2023 годов. Решили посмотреть, что можно сделать с АБС, как можно ее разгрузить. Но потом против России ввели санкции и появилась реальная необходимость импортозамещения. Тогда и возникла концепция создания микросервисов, взаимодействующих с АБС и принимающих на себя часть ее задач.
После запуска первой версии в одном из банков РФ его АБС стала «легче дышать».
Наша платформа может использоваться любыми финансовыми организациями, относящимися как к крупному, так и среднему бизнесу.
Сейчас мы участвуем в тендере для банка из топ-10, которому нужно, чтобы продуктовой фабрики обрабатывала сотни миллионов запросов в день, одновременно отправляя продукты потребителям и агентам (розничным продавцам услуг) этого банка. И наша система это может.
На повестке дня у нас — создание модулей, способных с помощью искусственного интеллекта автоматически создавать банковские продукты, всевозможные коннекторы для сервисов дистанционного банковского обслуживания. А также внедрение ИИ-инструментов, которые помогут что-то быстро проанализировать, отработать инциденты, связанные с обслуживанием физических или юридических лиц. Об ИИ инструментах мы расскажем после.
■ Рекламаerid:2W5zFHwDLzkРекламодатель: ООО «ЛИПТ Софт»ИНН/ОГРН: 7806530246/1147847266896Сайт: https://lipt-soft.ru/