Вадим Изотов, ВТБ: В ближайшие пять лет рухнут все барьеры и сомнения, и биометрия будет везде
15 октября 2021 года на всех станциях Московского метрополитена заработала система оплаты проезда по биометрической идентификации. Технологическим партнером проекта стала российская компания — разработчик систем компьютерного зрения, а банком-оператором, обеспечивающим процесс, — банк ВТБ. По статистике московского метро, в рабочий день по биометрии на всех станциях проходит более 160 тыс. пассажиров. И количество тех, кто предпочитает использовать такой способ оплаты, продолжает расти. Увеличение интереса пользователей создаёт не только новый инфраструктурный тренд, но и новые вызовы для компаний, обеспечивающих точность, скорость и безопасность процесса. CNews поговорил с начальником управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов — старшим вице-президентом банка ВТБ Вадимом Изотовым. О том, как банку удается совершенствовать процесс в условиях кратного роста пассажиропотока, а также о безопасности данных и трендах биометрии — читайте в интервью.
CNews: Три года назад банк ВТБ стал одним из трендсеттеров использования биометрических технологий в финансовых операциях и одним из провайдеров услуги оплаты проезда с помощью биометрии. С какими вызовами рынка вы столкнулись тогда? Как их решали?
Вадим Изотов: Метрополитен, на наш взгляд, идеальное место для использования биометрии. Самый главный вызов здесь, ожидаемо, это обеспечение скорости обработки биометрических данных. Чтобы поток людей мог двигаться. Такая, с одной стороны, технологическая задача, с другой стороны, её решение продвигает вперед и того, кто её решает, и того, для кого она решается. Нам в некотором смысле повезло, потому что ВТБ — это высокотехнологичный банк, который обладает богатым опытом участия в реализации масштабных транспортных проектов. У нас есть экспертиза, возможности для разработки и внедрения как новых технологий, так и платежных решений. Эти компетенции помогают нам реализовывать самые сложные задачи любого масштаба. И этими компетенциями мы готовы делиться. За три года использования технологии в московском метро мы смогли увеличить скорость обработки данных в несколько раз, сократив время срабатывания турникета буквально до одной-двух секунд. Особенно благодарны за сотрудничество и поддержку Правительству Москвы, вместе мы проделали огромную работу, чтобы обеспечить стабильно высокое качество сервиса для пассажиров.
CNews: Что сейчас изменилось в процессе с точки зрения технологий, которые использует банк? Стал ли процесс более удобным, безопасным для пассажиров?
Вадим Изотов: Процесс стал более быстрым, а безопасным он был с самого начала применения технологии. На уровне государства, чтобы сделать биометрию максимально защищённой, приняты единые правила и стандарты безопасности сбора, хранения и использования биометрической информации. Что важно знать пассажиру? Биометрические данные, которые хранятся и используются, например, для платежей, невозможно трансформировать в изображение лица. Система не сработает, если злоумышленник решит использовать фото, видео или дипфейки. Обеспечивает безопасность и то, что это полностью российская разработка. Но самый большой вызов — это обеспечивать бесперебойную работу сервиса каждый день, при возросшей нагрузке на всю систему.
CNews: Как вы сейчас совершенствуете модель? Были ли какие-то статистические прогнозы в начале внедрения биометрии в метрополитене? Оправдались ли они?
Вадим Изотов: Сошлась ли прогнозируемая динамика с реальностью? Наш прогноз исходил из того, что сервис будет менее популярен у пассажиров. Но, это оказалось не так. Всего с запуска сервиса, с 15 октября 2021 года по сегодняшний день, проход по биометрической оплате совершили больше 125 млн раз. За неполный 2021 год — 12,7 млн раз, в 2022 — 32 млн. И в период с 2023 по текущий момент 2024 года пассажиры использовали биометрию свыше 80 млн раз.
CNews: Были ли на старте ошибки, с которыми сталкивались чаще? И которые нивелировали к сегодняшнему дню.
Вадим Изотов: На старте, в процессе обкатки технологии мы периодически сталкивались с долгим временем обработки транзакции. И с тем, что наши пассажиры не всегда правильно пользовались сервисом. Но это такие не совсем ошибки, а неминуемые процессовые вещи. Необходимость проводить оперативно и точно множество транзакций позволила нам усовершенствовать свои технологии обработки данных и собственную инфраструктуру, от железа до софта. Мы с этим много работали и работаем до сих пор. Так как для нас самая главная задача — пропустить, дать пассажирам возможность проехать и получить как скорость при проведении операции, так и удобный и безопасный сервис.
CNews: Насколько технология может быть экстраполирована на другие сферы и услуги с точки зрения оплаты операций, на ваш взгляд? И может ли она целиком заменить контактную оплату? Готов ли к этому рынок?
Вадим Изотов: Я убежден, что рынок готов. И в том, что в ближайшие пять лет рухнут все барьеры и «отторжения» этой технологии у сомневающейся части граждан, и биометрия будет везде. Поезда, аэропорты, везде, где нужен паспорт, логически очень хочется использовать технологию биометрии. Но есть законодательство, которое тоже должно этот процесс регулировать, успевать устанавливать нормативы и следить за их исполнением. Поэтому, процесс может занять какое-то время, но, в целом, я уверен, что потенциал у технологии огромен. Сегодня Московский метрополитен вместе с банком ВТБ, кстати, уже реализовали биометрический способ оплаты не только на линиях метрополитена, но и на всех станциях МЦК, МЦД — Нахабино, Зеленоград-Крюково, Лихоборы, Площадь трёх вокзалов (Каланчевская), на аэроэкспрессе и регулярном речном транспорте. В ноябре 2023 года ВТБ получил государственную аккредитацию для работы с биометрией в Единой биометрической системе. Мы видим, что с каждым годом количество пользователей биометрии только растёт. Это хороший тренд, и для нас — очередной показатель востребованности технологии. И необходимости продолжать её совершенствовать.
■ erid:LjN8KaGG6Рекламодатель: Банк ВТБ ПАОИНН/ОГРН: 7702070139/1027739609391Сайт: www.vtb.ru