Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в банках Импортонезависимость Банкинг сегодня

Вадим Кулик, ВТБ: В банковской сфере новый тренд — персональный помощник с искусственным интеллектом

На ежегодном международном инвестиционном форуме ВТБ «Россия зовет!» традиционно проходят обсуждения наиболее актуальных вопросов глобальной экономики, финансов и деловых отраслей. Заместитель президента-председателя правления ВТБ Вадим Кулик рассказал CNews о будущем финтеха, новых трендах на этом рынке и связанной с ними технологической стратегии ВТБ.

«Тренд на технологическую независимость возник в районе 2017-2018 гг., и его драйвером стала не геополитика»

CNews: Вадим Валерьевич, к цифровой трансформации банковской отрасли последние пару лет добавилась еще и необходимость технологической независимости. Как вы оцениваете ее уровень в ВТБ?

Вадим Кулик: Тренд на технологическую независимость возник раньше, в районе 2017-2018 гг., и его драйвером стала не геополитика. Он появился практически повсеместно и не только в России. Банк ВТБ начал свой путь к трансформации в конце 2019 г., что позволяет нам сейчас находиться на лидерских позициях. На текущий момент импортозамещение затронуло абсолютно все программы и ИТ-инструменты в банке. Интегрально доля прикладных систем ВТБ, независимых от зарубежных технологий, уже превысила 70%. К 1 января 2025 г., как требует регулятор, мы достигнем 100% технологической независимости в части критической инфраструктуры.

CNews: Кроме свободы в экономическом плане, есть какой-то эффект от ввода новых технологических продуктов?

Вадим Кулик: Есть несколько драйверов. Первый — это то, как мы перестроили саму модель ИТ-производства в банке: теперь более 90% софта мы пишем сами. Это позволило оптимизировать расходы на создание ИТ-продуктов и уйти от модели лицензионных платежей. Второй фактор — больше свободы в трансформации ИТ-ландшафта банке. И третий компонент — сокращение параметра time to market (TTM) для цифровых продуктов и сервисов. Сейчас цикл поставки составляет примерно 21 день. А значит наши клиенты получают более быстрый доступ к цифровым сервисам банка. На текущий момент по итогам первого этапа цифровой трансформации ВТБ подтвержденный экономический эффект для банка составляет более 300 млрд рублей.

Вадим Кулик, ВТБ: Банк ВТБ начал свой путь к трансформации в конце 2019 г.

CNews: Давайте поговорим про инвестиционные продукты. Есть у вас что-то интересное?

Вадим Кулик: ВТБ был первым, кто получил аккредитацию в Национальной Финансовой Ассоциации РФ на автоматизированную инвестстратегию для розничных инвесторов. Банк создал стратегию инвестирования «Искусственный интеллект» в приложении ВТБ Мои Инвестиции. Стратегия основана на комбинации технологий оптимизации и машинного обучения. Спустя два года с момента ее внедрения, она остается одной из самых популярных в нашем приложении. Клиенты рекомендуют ее друг другу, и это самая высокая благодарность для нас. Инвестстратегия на основе ИИ позволяет инвестировать удобно и безопасно.

CNews: А насколько это эффективнее, если сравнивать с уровнем среднестатистического инвестора?

Вадим Кулик: Давайте расширим вопрос: эффективнее кого или где? Если говорить про среднестатистического инвестора, у него всегда есть базовый опыт. Но помимо этого еще присутствуют эмоции и предпочтения. У машины их нет. И поэтому по средним значениям программа лучше. Но она не доходит до уровня людей, умеющих принимать совершенно неожиданные решения или способных видеть какие-то схемы, которые на рынке появляются впервые.

«Гений готов пойти на максимальный риск и сорвать наибольшую ставку, если она сработает»

CNews: У такого робота есть шансы стать великим?

Вадим Кулик: Машина всегда усредняет. Чем больше статистики накапливается, тем выше будет точность. А вот гений — это не про точность, потому что всегда есть вероятность того, что он примет авантюрное решение. Он может пойти ва-банк. Гений готов пойти на максимальный риск и сорвать наибольшую ставку, если она сработает. Машина вряд ли будет это делать. Хотя ее можно настроить на поиск стратегий с максимальным риском и соответственно наибольшей доходностью. Но это другая ситуация, и так не стоит поступать тем, кто только выходит на рынок.

CNews: При такой цифровизации, уровне развития искусственного интеллекта и нейросетей возникает вопрос: почему не удается решить, казалось бы, не самую сложную проблему с мошенниками?

Вадим Кулик: Это почти философская проблема — вселенская битва добра и зла. И в этой почти метафизической битве злоумышленники — организованная преступность. И она находится в такой фазе развития, что мимикрирует под добро или под обычных людей. Большая часть таких преступлений на текущий момент — социальная инженерия. Мошенники вводят человека в соответствующее состояние и клиенты сами отдают свои пароли и доступы. Никакой обычный метод не позволяет банку это выявить. Почему? Потому что до какого-то момента клиенты ведут себя абсолютно нормально. Зачастую жертвами мошенничества становятся не только пожилые люди, но и клиенты среднего возраста. Поэтому мы развиваем ряд инструментов для противодействия мошенничеству: создаем скрипты, различные фильтры и специальные детекторы. Уже появились ИИ-модели, которые предсказывают вероятность попадания пользователя под негативное влияние. Чтобы эти модели были максимально точными, нужны данные. А данные хороши, если они собраны по всему финсектору и объединены с другими отраслями. Если мы понимаем паттерн действий пользователя и одновременно знаем, с каких телефонов производились звонки от мошенников, то если совмещаем информацию от сотовых операторов и информацию о действиях клиента в финансовом приложении, решить такую задачу куда более реалистично. Мы находимся в рамках законодательных ограничений и нам нужен инструмент, который способен решать такие задачи по объединению данных не для их раскрытия, а для составления важных прогнозов. Криптоанклав может стать таким универсальным инструментом. Мы делаем все это, потому что с особым вниманием относимся к определенным группам клиентов.

«Глобальным трендом ближайших трех лет должно стать развитие персональных советников»

CNews: Вы видите какие-то положительные изменения в этом направлении?

Вадим Кулик: Мы уже понимаем, как построить модели, которые проводят скоринг клиента и выявляют риски, но и мошенники тоже вырабатывают новые способы противодействия банку. Тем не менее, в этом противостоянии в 2023 г., если смотреть общие статистические тренды по индустрии и в ВТБ, убытки от противоправных действий снижаются. Социум взрослеет. Когда вы узнаете от своих друзей и знакомых об обманах, вы становитесь осторожнее.

CNews: Что еще из интересного в сфере искусственного интеллекта планируется в 2024 году?

Вадим Кулик: Новый стратегический цикл ВТБ на 2024-2026 годы совпадает с целями и задачами, лежащими в основе правительственных программ по искусственному интеллекту и экономике данных. То же касается технологий, связанных с обработкой данных. Они займут важное место в этих программах. Глобальным трендом ближайших трех лет должно стать развитие персональных советников, в основе которых лежат рекомендательные системы. Такие помощники будут становиться все более умными и нативными с точки зрения взаимодействия с клиентом. У них появятся визуализированные 3D-образы, а банки вступят в конкуренцию, предлагая все более продвинутых цифровых ассистентов. Следующим шагом станет появление умных советников не только внутри банков для продвижения банковских продуктов, но и мультибанковских помощников. Они смогут давать советы, где выгоднее депозиты, где проходят те или иные акции, где можно получить баллы и бонусы за приобретение страховки и т.д. Искусственный интеллект приходит почти в каждый процесс, приобретая формат советника. Но я же не хочу пользоваться среднестатистическим помощником. Я хочу, чтобы, это был только мой помощник, и чтобы он был самым умным и меня предугадывал. То есть максимальная персонализация — второй большой тренд, связанный с искусственным интеллектом. Движение к гиперперсонализации — это то, на чем и будут конкурировать эти советники в ближайшее время. Третий тренд — нативное взаимодействием клиента с различными услугами и сервисами. Клиенты все чаще хотят совершать операции по голосу или с использованием технологий компьютерного зрения, и здесь искусственный интеллект будет незаменим. Три этих больших тренда будут влиять на нас, и ВТБ активно работает над развитием этих технологий.

Рекламаerid:2SDnjezrPRaРекламодатель: Банк ВТБ ПАОИНН/ОГРН: 7702070139/1027739609391Сайт: www.vtb.ru