Николай Ульянов, Россельхозбанк: Распространение ИИ-решений стало мейнстримом в банковской отрасли
Российский финтех считается передовым с точки внедрения инновационных технологий в банковские процессы и коммуникацию с клиентами. В последние годы финансовые организации активно занимаются внедрением ИИ-решений во внутренние информационные системы. Какой эффективности удается достичь с помощью искусственного интеллекта, и как банковская отрасль будет выглядеть в ближайшие годы, в интервью CNews рассказал Николай Ульянов, заместитель председателя правления Россельхозбанка.
«Азиатские банковские практики зачастую поражают своей креативностью»
CNews: Насколько глубоко искусственный интеллект сейчас проникает в банковский и финансовый секторы?
Николай Ульянов: Искусственный интеллект на текущий момент широко распространен и применяется в банковском и финансовом секторах, но расцвет этой технологии только ждет нас. Согласно исследованию, проведенному компанией Accenture, до 2035 года использование ИИ может добавить около 1,2 трлн долларов к глобальному ВВП финансового сектора. Около 77% крупнейших банков в мире уже используют искусственный интеллект в своих операциях для автоматизации процессов и улучшения клиентского опыта. Например, голосовые помощники обладают способностью обрабатывать и генерировать естественный язык и, таким образом, могут оказать первичную консультацию клиенту. Также ИИ способен анализировать нетипичное поведение пользователей и отслеживать мошеннические операции по счетам.
Однако большинство технологий все еще находится на этапе доработки и апробации.
CNews: Если сравнивать уровень проникновения ИИ-технологий в российских и зарубежных банках — с какими странами нас можно сравнить? Анализировали ли вы опыт финансовых организаций в других государствах — и если да, на чем делают акцент там в плане внедрения ИИ? Какой опыт стоило бы перенять?
Николай Ульянов: Развитие «цифры» продолжается высокими темпами, и наша страна не отстает, а скорее находится в лидерах. В России применение искусственного интеллекта в банковском секторе активно развивается, около 50% банков планируют в ближайшие годы инвестировать в разработку систем искусственного интеллекта.
Сравнивать российские банковские сервисы с европейскими, на мой взгляд, не совсем правильно, в то время как азиатские практики зачастую поражают своей креативностью и в то же время утилитарностью и служат примером передового банковского обслуживания. Нам еще есть к чему стремиться. Например, одна из отличительных черт банкинга наших азиатских коллег — повседневное использование биометрии в цифровом пути клиента и скорость принятия кредитных решений.
CNews: В каких секторах (процессинг, фронт-офис, оценка кредитных рисков и т.д.) наиболее распространена практика применения ИИ?
Николай Ульянов: Распространение ИИ-решений стало мейнстримом в банковской отрасли, при этом продуктивность моделей продолжает расти практически по экспоненте. Примерно 65% банков в России применяют искусственный интеллект в процессинге и обработке платежей. Во фронт-офисе, включая автоматизацию обслуживания клиентов, применение искусственного интеллекта составляет около 50%. Оценка кредитных рисков с использованием искусственного интеллекта распространена примерно в 60% банков.
ИИ, конечно, активно применяется в банковской сфере, и иногда можно услышать предположения, что через 10–20 лет уже все работники отделений будут заменены роботами, которые будут выполнять рутинные задачи: прием заявок на кредиты, открытие новых продуктов или переводы. Однако полная замена банковского персонала искусственным интеллектом не представляется возможной даже через несколько десятков лет. Например, ИИ пока не способен принимать решения в конфликтной ситуации, которая требует поиска компромисса или объединения свойств двух негативных сценариев, если у данной ситуации не было аналогичного по составу прецедента. В Россельхозбанке ИИ применяется во всех перечисленных областях, до 20% процентов звонков в колл-центр банка полностью обрабатывается голосовым помощником без привлечения оператора, а система анализа обращений пользователей с 95% точностью определяет причину обращения и передает его на правильную рабочую группу.
«У любой технологии есть свои скептики»
CNews: Какие сектора демонстрируют наибольшую эффективность после внедрения ИИ? Какие — самый быстрый эффект, а какие — скорее, в долгосрочной перспективе?
Николай Ульянов: Ни для кого не секрет, что разные сектора экономики демонстрируют разный прирост эффективности после внедрения ИИ-решений. Например, в розничной торговле примерно 60% ритейлеров применяют системы улучшения клиентского опыта и оптимизации процессов, и, согласно исследованию Boston Consulting Group, благодаря этому можно повысить на 10% количество продаж и на 6% — общую выручку.
Большую эффективность после внедрения искусственного интеллекта демонстрирует отрасль финансовых услуг и система здравоохранения (примерно 70% медицинских учреждений в России внедрили искусственный интеллект для диагностики и прогнозирования). Однако самый быстрый рост производительности — у программистов в секторе разработки программного обеспечения. И тут дело скорее в том, что программисты стали способны решать большее количество задач и постоянно повышают свою квалификацию. ИИ, самостоятельно генерирующий код, позволяет избавить программистов от черновой работы и выполняет рутинные задачи по проверке и тестированию. Но программисты уровня Senior будут нужны всегда, потому что в их процессе много творчества.
CNews: Как вы относитесь к разговорам о том, что внедрение ИИ — это, скорее, «хайповая» история, и реальной пользы эти технологии не приносят? В каких случаях это действительно может быть так? В чем причина?
Николай Ульянов: У любого нововведения, у любой технологии есть свои скептики. В какой-то степени тема роботизации и искусственного интеллекта действительно перегрета, особенно в части котировок акций компаний, работающих в этой сфере. Но стоит обратить внимание на то, с какой скоростью новые ИИ-решения выходят на рынок и начинают приносить пользу компаниям и клиентам, то сразу становится понятно, что это не хайп. В этом году рынок ИИ-продуктов в России составил 650 млрд. рублей.
CNews: Сейчас проникновение ИИ-технологий в банковские процессы ощущают больше сотрудники банка или его клиенты?
Николай Ульянов: На самом деле, ощущают и те, и другие. С первого обращения в банк наших клиентов встречают голосовые помощники в контакт-центре и чат-боты в дистанционном банковском обслуживании. А сотрудники уже сейчас используют возможности ИИ для решения несложных рутинных вопросов, а иногда и творческих задач: от маркетинга до разработки ПО.
CNews: Насколько РСХБ обеспечивает собственную разработку? Расскажите об удачных продуктах, о том, сколько времени заняло их создание. Планируете ли выводить их потом на рынок? Почему приняли такое решение, не обратились к внешним разработчикам?
Николай Ульянов: Россельхозбанк уже более семи лет назад выбрал путь развития собственной разработки. Мы начали с улучшения вендорских систем, но сейчас собственная разработка ведется на полностью импортонезависимой собственной платформе РСХБ — AppFarm. Она позволяет нам реализовывать весь спектр задач от фронта до бэка. Около 75% разработки обеспечено собственными специалистами и техническими ресурсами, а все разрабатываемые продукты вносятся в Единый реестр российских программ. Маркетинговые задачи продуктов, разработанных в группе, выполняются через нашу дочернюю компанию R-Style Softlab, вошедшую в группу в 2022 году.
CNews: Сколько сейчас инвестируется в собственную разработку систем ИИ?
Николай Ульянов: Доля инвестиций в разработку именно ИИ-систем пока не велика, пока около 3% ИТ-бюджета Россельхозбанка направлено на развитие ИИ, но у нас большие планы. По нашим прогнозам, уже через три-пять лет эта цифра возрастет в 10 раз до 30%.
■ erid:Kra244YP6Рекламодатель: АО «Россельхозбанк»ИНН/ОГРН: 7725114488/1027700342890Сайт: https://www.rshb.ru/