Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в банках Импортонезависимость

Дистанционное банковское обслуживание для самозанятых, биоэквайринг и кошелек цифрового рубля: РСХБ рассказывает о финтех-новинках

Как изменилась ситуация на рынке банковского финтеха, насколько критично для банка удаление приложений из сторов, и какие финтех-новинки мы можем ожидать на российском рынке в ближайшее время? Рассказывает Николай Ульянов, заместитель председателя правления РСХБ. 

CNews: Как вы оцениваете рынок российского финтеха по итогам 2022 г.? И за первое полугодие 2023 г.? Продолжает ли он расти и что на него влияет?

Николай Ульянов: Рынок информационных и финансовых технологий не стоит и не будет стоять на месте, потому что перед ним постоянно встают новые вызовы: удаление приложений из сторов, санкции или уход иностранных вендоров, переход на новые платежные системы и регулярное улучшение пользовательского опыта клиентов. Ну и постоянное появление новых технологических новинок также подстегивают рынок к интенсивному развитию. В результате интенсивной работы по каждому из этих пунктов по итогам 2022 года рынок российского финтеха значительно вырос.

Николай Ульянов, РСХБ: Рынок информационных и финансовых технологий не стоит и не будет стоять на месте

CNews: 2022 год ознаменовался определенными вызовами в области технологий. С какими сложностями столкнулся банк в обеспечении бесперебойной работы своих мобильных приложений?

Николай Ульянов: РСХБ столкнулся с такими же вызовами, что и остальные финансовые структуры. Уход вендоров и поддержки иностранных решений, недоступность иностранных инфраструтктурных решений. Например, весной прошлого года после отзыва SSL сертификатов мы оперативно перешли на сертификаты, выпускаемые Минцифры. Наши приложения были удалены из App Store. С января по март этого года шла непрерывная работа по восстановлению доступной линейки приложений на всех платформах.

CNews: Как на банк повлиял переход на новые платежные системы? И санкции в целом?

Николай Ульянов:. Мы были одними из первых, кто предложил клиентам карты UnionPay уже в марте 2022 года. Карты UnionPay от РСХБ работают и зарубежом в 180 странах и регионах.

CNews: Насколько велик потенциал российских сторов? В конечном итоге не проще ли пользователям сменить телефон или начать приходить в отделения?

Николай Ульянов: Мы продолжаем в приоритетном порядке развивать удаленные каналы обслуживания, и мобильные приложения на всех доступных платформах являются нашим фокусом. Удаление приложений и магазинов является неприятной, но некритичной проблемой. Российские сторы активно развиваются, и все приложения нашего банка размещены в RuStore и NashStore, но пока доля скачиваний составляет не более 10%. С точки зрения пользователя любая версия приложения, обеспечивающая возможность управлять своими финансами и получать банковские услуги дистанционно, намного удобнее посещения отделения.

CNews: На каких ещё площадках сейчас доступно приложение банка? Помимо сторов, каким образом клиент может установить банковское приложение?

Николай Ульянов: Мы предоставили всем нашим пользователям возможность продолжать комфортно использовать привычные платформы, не оставляем своих клиентов на ios и предлагаем им всю линейку мобильных решений. Также летом 2022 года разработали наше PWA. По сути, это продвинутая веб-версия мобильного банка, которая практически не уступает по функционалу приложению и не зависит от магазинов. Приложения на платформе Android доступны во всех магазинах и на сайте Банка.

Николай Ульянов, РСХБ: Мы предоставили всем нашим пользователям возможность продолжать комфортно использовать привычные платформы

CNews: Насколько изменилась активность клиентов РСХБ в цифровых каналах, есть ли переток из мобайла в десктоп?

Николай Ульянов: Согласно современным тенденциям активность клиентов в цифре продолжает расти, но это не взрывной, а вполне предсказуемый линейный рост. Тренд продолжается уже несколько лет. Перетока в десктоп нет, и скорее всего уже не будет, потому что мобильные устройства обеспечивают постоянный и оперативный доступ пользователя к счетам и другим финансовым услугам. Не более 2% наших клиентов физических лиц периодически используют десктопные версии приложений.

CNews: С каким количеством кибератак столкнулись в РСХБ и с помощью каких инструментов в банке обеспечивают защиту и бесперебойность работы систем?

Николай Ульянов: 2022 год начался интенсивно: в марте количество массовых DDoS-атак на наши системы возросло в 15 раз, но инфраструктура выдержала нагрузку. С апреля интенсивность атак пошла на спад, и в дополнение мы не зафиксировали попыток проникновения в наш контур. Если говорить о среднем показателе за 2022 год, то интенсивность атак увеличилась примерно в два-три раза.

CNews: Какую работу сейчас банки и в частности РСХБ выполняют в области импортозамещения и самостоятельной разработки?

Николай Ульянов: У банка есть два основных актива: люди и программное обеспечение. Если банк не может самостоятельно разрабатывать и модифицировать собственный софт, используя отечественные решения, то он теряет конкурентные преимущества. У нас нет необходимости в 100% собственной разработки, так как большинство решений можно приобрести у вендоров и немного кастомизировать под собственные нужды. Однако в каких-то сегментах, собственная разработка, безусловно, должна преобладать (например, во фронтэнде, где нужна скорость и глубокое понимание внутренних процессов, или в контуре безопасности). На конец 2022 года, как мы подсчитали, у нас 56% приходится на собственную разработку и 44% — на вендорскую. И мы, как банк, будем наращивать этот показатель и, согласно собственной стратегии цифровой трансформации, хотим, чтобы доля собственной разработки составляла 75%.

Николай Ульянов, РСХБ: У банка есть два основных актива: люди и программное обеспечение

CNews: Еще недавно казалось, что Россия на световые годы опережает Европу в финтехе, это все еще так?

Николай Ульянов: Да, это определенно так. Развитие цифры продолжается высокими темпами. Не думаю, что нам сейчас уже интересно сравнивать сервисы с европейскими, скорее интересны азиатские практики. Тут есть области, в которых мы еще отстаем, например, в повседневном использовании биометрии в цифровом пути клиента или скорости принятия кредитных решений.

CNews: Какие финтех новинки мы можем ожидать на российском рынке в ближайшее время?

Николай Ульянов: Полагаю, что большая часть новинок будет связана с внедрением ИИ в банковские процессы, процессы обслуживания и принятия решений. Россельхозбанк продолжит развивать свою экосистему «Своё», в том числе сервисов с использованием ИИ, предоставляя максимально широкий спектр услуг нашим как банковским клиентам, так и фермерам-пользователям нашей экосистемы. Более того, в этом году мы планируем запуск ряда инициатив с использованием биометрических технологий, например, подтверждения переводов. Перспективы и возможности развития биоэквайринга на рынке соответствуют ожиданиям потребителей и представляют собой интересный и востребованный сервис с высокими показателями безопасности, так как нам не известно об успешных случаях атак с использованием биометрических данных. Подобное киберпреступление попросту стало бы слишком дорогим. Также во втором полугодии 2023 года Россельхозбанк планирует запустить комплексный сервис дистанционного банковского обслуживания для самозанятых, а к концу года у клиентов появится возможность открыть кошелек цифрового рубля.

Рекламаerid:Kra23ZK1CРекламодатель: АО «Россельхозбанк»ИНН/ОГРН: 7725114488/1027700342890Сайт: https://www.rshb.ru/