Денис Селезнев, «Первая Форма»: «Наши технологии в сфере BPM очень востребованы в странах СНГ, ЮВА и Латинской Америки»
Шторм, связанный с импортозамещением и резким изменением ИТ-ландшафта, несколько затих. Пришло время осмотреться и найти новые точки роста. О ситуации на рынке и перспективах развития BPM-систем читателям CNews рассказывает генеральный директор компании «Первая Форма» Денис Селезнев.
Как изменился рынок BPM в 2022-2023 годах и как изменится в 2024-2025-м
Market.CNews: Денис, добрый день. Давайте начнем с итогов прошедшего 2022 года. Каким он был, как менялся рынок, как менялись потребности заказчиков?
Денис Селезнев: 2022 год прошел под знаком СВО, импортозамещения и острой необходимости в быстром принятии решений у заказчиков. Обычно проекты по внедрению BPM-системы выполняются в несколько этапов: анализ поставщиков, выбор платформы, запуск пилотных проектов, создание MVP и т. д. В прошедшем году их пришлось делать гораздо быстрее.
Некоторые западные вендоры отключили российские компании от своих сервисов почти мгновенно. Десятки и сотни терабайт информации надо было перенести за считанные дни. Клиентам требовалась помощь здесь и сейчас, и классический цикл закупки ПО сильно сократился.
Выигрыш получили те решения и поставщики, которые руководствовались принципами agile, гибко адаптировались под потребности рынка и быстро запускали решения на импортозамещенном стеке. Это в полной мере относится к «Первой Форме», поэтому мы существенно укрепили позиции на рынке и обрели новых заказчиков.
Market.CNews: Спустя год рынок, наверное, устаканился? Ожидаете ли вы изменения ситуации в текущем году?
Денис Селезнев: Я бы так не сказал. На рынке продолжаются многочисленные процессы перераспределения прав собственности. Если в прошлом году уход западных вендоров был зафиксирован только на словах, то сейчас сделки оформляются юридически, и это занимает немало времени. Не способствует ускорению ситуации и позиция компаний, которые не предпринимают активных действий и продолжают ждать возвращения западных вендоров.
Но определенные изменения все-таки есть.
Однозначно можно сказать, что квалификация заказчиков выросла. Они не следуют слепо за модой, а принимают более продуманные решения, изучают технологии и считают выгоду. Без повышения собственной экспертизы никакой консультант не даст бизнесу ту ценность, которая ему необходима.
Клиент выбирает то, что позволит оптимизировать затраты и повысить эффективность бизнеса. Причем получить ожидаемый эффект планирует не через годы, а сегодня, сейчас.
До СВО компании активно занимались цифровизацией бизнеса, были готовы к экспериментам и изучали возможности оцифровки того или иного процесса. И это давало эффект: внедрение инновационных технологий перерастало в реальное и ощутимое конкурентное преимущество.
Сейчас руководство компаний занято созданием новых цепочек поставок, релокацией производства, борьбой за освободившиеся доли рынка, привлечением специалистов (кстати, кадровый голод в промышленной отрасли имеет особо важное значение; об этом, в частности, было сказано в одном из недавних исследований РБК).
Что касается ИТ, то иногда приходится наблюдать, как компании вместо поиска российского решения «сваливаются» в пещерную автоматизацию: вместо BPM-систем возвращаются к переписке по электронной почте; вместо корпоративной среды коммуникации переходят в WhatsApp и Telegram; вместо электронного документооборота возвращаются к бумажному.
С одной стороны, это шаг назад. С другой стороны, это хороший повод к осмыслению цифрового суверенитета, ИТ-независимости, рисков цифровых процессов и выгоды от правильного построения цифровых процессов. Те, кто изначально строил ИТ-ландшафт правильно и грамотно, сейчас в выигрыше и продолжают пользоваться современными технологичными решениями. Те, кто доверился общедоступным облачным решениям и не заботился о цифровом контуре предприятия, в технологическом плане откатываются назад.
Market.CNews: А что будет дальше? Каким вы видите развитие рынка в 2024-2025 годах?
Денис Селезнев: Мы исходим из того, что текущая ситуация останется с нами навсегда. Возврата к глобальным ИТ-вендорам не произойдет, фрагментация рынка продолжится, между странами будут усиливаться экономические и технологические барьеры.
На самом деле, эта реальность не так уж и плоха: многие российские ИТ-компании получили большой импульс к развитию. Для наших заказчиков, а вместе с ними и для нас, открылись рынки Латинской Америки, СНГ, Юго-Восточной Азии. В большинстве из них ситуация с цифровизацией обстоит хуже, чем в России, поэтому наш опыт там очень востребован.
Уже сегодня, если российская компания покупает зарубежную, то модернизирует ее ИТ-ландшафт по своим стандартам. Если же создается новое юридическое лицо, то процессы сразу строятся на должном уровне с применением современных ИТ, в том числе и BPM-систем.
Как меняется «Первая Форма»
Market.CNews: Как меняется BPM «Первая Форма»? Какие функции появились за последнее время, каких стоит ожидать в ближайшем будущем?
Денис Селезнев: Развитие «Первой Формы» происходит по реактивному сценарию в хорошем смысле этого слова. За 15 лет существования компании мы научились слышать заказчиков, и весь инструментарий рождался вслед за пожеланиями клиентов.
Мы работаем над удобством, комфортом и визуальной эстетикой наших решений. Миссия всех изменений заключается в том, чтобы работа сотрудников клиентов была не только полезной, но и приятной.
Помимо этого, расширяется экосистема продуктов. Так, после ухода с российского рынка Atlassian мы сделали свою собственную Wiki или базу знаний. Это единое цифровое место сотрудника, которое позволяет компании быстрее проводить онбординг новых сотрудников и достигать экономического эффекта от их появления в компании.
Кроме того, развиваем собственную ВКС-платформу, на базе которой, собственно, мы и общаемся в рамках этого интервью. Недавно добавили так называемые сессионные комнаты, чтобы на крупном совещании можно было разойтись по тематическим направлениями, а потом воссоединиться в общем зале.
Наш новый глобальный проект — Академия «Первой Формы». Он призван вырастить целое поколение специалистов, которые будут мыслить категориями бизнес-процессов, смогут эффективно управлять ими, оцифровывать и оптимизировать.
Единое цифровое место сотрудника
Market.CNews: А как меняются запросы заказчиков со временем?
Денис Селезнев: В последнее время мы все чаще слышим запрос на создание единого цифрового рабочего места пользователя. Раньше в компании были четко нарезанные области — «уголок» в ERP-системе, доступ в Outlook и список клиентов в CRM. Сейчас тенденция — дать весь функционал в рамках одного продукта — и отгрузки, и бизнес-процессы, и документы.
Market.CNews: Когда в одном решении объединяют множество функций из разных видов ПО, обычно получается что-то сложное и неповоротливое. Не боитесь столкнуться с такой проблемой?
Денис Селезнев: Нюанс в том, что мы не дублируем функционал ERP, CRM и других программ. Мы делаем интеграцию и удобный интерфейс для сотрудника поверх них. Данные остаются в «1С», но работать с ними гораздо удобнее в нашей системе.
Market.CNews: То есть базовое ПО у компании остается, но поверх него добавляется витрина, куда подтягиваются данные их всех систем?
Денис Селезнев: Не совсем. Данные не только отображаются, как это бывает в классической витрине, а с ними можно работать. Через удобное единое цифровое место сотрудника доступен весь функционал базового ПО посредством интеграционных шин.
Возможен ли функционал СЭД, CRM и другого бизнес-ПО на базе BPM-систем
Market.CNews: Замечаете ли вы тренд на объединение функционала BPM, CRM, СЭД и Low-code на базе BPM-платформы?
Денис Селезнев: Это хороший методологический вопрос, который позволяет разобраться в терминологии. BPM-система — это платформа для управления любыми бизнес-процессами в организации, будь то обработка документов (СЭД), учет клиентов (CRM), управление деятельностью предприятия (CPM), проектами, сервисными службами, корпоративными коммуникациями и т. д.
При этом современный BPM-инструментарий должен обладать свойствами легкой и быстрой настройки, что невозможно без Low-code, No-code и параметрической настройки. Благодаря этим технологиям работа в системе возможна на уровне обычного пользователя без привлечения программистов. И это важный аспект, так как бизнес не может ждать полтора года, пока сотрудник освоит основы C# для работы в BPM-системе.
Market.CNews: Как вы оцениваете эффект от использования process mining и process intelligence? Много слухов о том, что эти инструменты не дают ожидаемого результата. Есть ли у них будущее?
Денис Селезнев: Насколько я знаю, эти технологии неплохо работали до начала СВО, а сейчас дают сбой. Причина заключается в изменении экономической и геополитической обстановки, но несколько в другом ключе, чем мы привыкли говорить.
Process mining и process intelligence работают на базе нейронных сетей, которые анализируют опыт цифровизации бизнес-процессов в прошлом. Но за последний год процессы сильно изменились. Поэтому ранее обученные нейронные сети продолжают хорошо работать только в тех нишах, которые не претерпели сильных изменений. В остальном их надо переобучать, а для этого нужно прожить 2-3 более или менее стабильных года.
Впрочем, я считаю, к тому времени сама технология существенно изменится за счет сращивания с возможностями искусственного интеллекта.
■ Рекламаerid:Kra244G53Рекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «1Форма»ИНН/ОГРН: 7704719651/1097746017357Сайт: https://1forma.ru