Михаил Свинцицкий, Лига Цифровой Экономики: Налоговый мониторинг — режим полной открытости
ФНС предлагает российскому бизнесу специальную форму взаимодействия на базе информационных технологий — налоговый мониторинг. Вступление в режим налогового мониторинга позволяет не только снизить риски штрафов и сократить издержки на сопровождение проверок, но и автоматизировать все налоговые процессы внутри компании. О том, каковы плюсы такого формата для ФНС и бизнеса, в чем сложности перехода и какие ИТ-решения существуют для его реализации, в интервью Market.CNews рассказал Михаил Свинцицкий, директор направления налогового мониторинга компании «Философия.ИТ» (входит в Лигу Цифровой Экономики).
Market.CNews: Что такое налоговый мониторинг и почему появилась необходимость в этом формате?
Михаил Свинцицкий: Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой ФНС России отслеживает деятельность отечественных компаний с помощью онлайн-доступа к финансовой документации и бухгалтерии. Он заменяет традиционные проверки ФНС, удобен обеим сторонам и имеет большие перспективы для развития и продвижения. На мой взгляд, налоговый мониторинг стоит рассматривать не просто как форму сдачи отчетности по обязательным регламентам, а более глобально — как необходимый этап цифровизации взаимодействия государства и бизнеса.
Market.CNews: Как это работает на практике?
Михаил Свинцицкий: Схема следующая: компания публикует данные о налогах в Витрине или предоставляет доступ в свою учетную систему, а налоговые инспекторы работают с этой информацией онлайн. Ключевой принцип здесь — доверие и открытость сторон. Налогоплательщик делится налоговыми данными, а ФНС, в свою очередь, освобождает его от проверок и обещает не штрафовать, даже если выявятся недочеты. По этой причине с помощью налогового мониторинга компания может минимизировать или вовсе исключить расходы на штрафы. Главное — автоматизировать налоговый учет, настроить загрузку данных, сделать ее быстрой и безопасной.
Market.CNews: В чем преимущества налогового мониторинга для ФНС и компаний?
Михаил Свинцицкий: Для ФНС это возможность оперативно взаимодействовать с организациями, видеть всю картину, высказывать позицию по спорным вопросам и формировать мотивированные мнения. Компании при переходе в режим налогового мониторинга автоматизируют налоговую функцию и решают комплекс задач:
- Во-первых, снижают нагрузку: избегают камеральных проверок и быстро урегулируют спорные вопросы.
- Во-вторых, контролируют налоговые данные и превентивно устраняют риски, связанные, к примеру, с отчетностью.
ФНС выставляет определенные условия для бизнеса: на сегодняшний день к налоговому мониторингу могут присоединиться компании с годовым оборотом не менее 1 млрд рублей и активами на 1 млрд рублей, а сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 100 млн рублей.
Market.CNews: Каким образом осуществляется переход в налоговый мониторинг с технологической точки зрения?
Михаил Свинцицкий: Теоретически, конечно, можно было бы просто предоставить доступ сотруднику налоговой инспекции в свою учетную систему. Однако это несет в себе организационные сложности и определенные риски, поэтому нужно использовать специальное решение, где будут размещены ровно те данные, которые необходимы инспектору. Таким образом, компания должна организовать ФНС доступ к информации, подготовить ИТ-инфраструктуру к вхождению в мониторинг.
Именно для этого Лига Цифровой Экономики разработала специальное ПО — Витрину налогового мониторинга. Первые проекты в этой сфере мы начали делать в 2015-м. Совместно с одной из компаний большой четверки и налоговой службой разработали прототип Витрины. Мы представили его в ФНС, а потом усовершенствовали по итогам обратной связи.
Первое внедрение состоялось в 2018 году, заказчиком выступил крупный банк. С этого момента мы постоянно развивались и выполнили более 15 проектов для компаний из разных сфер.
Market.CNews: Чем отличаются внедрения, к примеру, в банковском секторе и в промышленности?
Михаил Свинцицкий: Специфики почти нет. Витрина универсальна и эффективно работает во всех секторах экономики. Отличия начинаются при настройке регистров налогового учета. Они специфичны не только в разных сферах, но и для каждого заказчика, потому что регламентируются учетной политикой компании. Приказы ФНС на регистры не распространяются.
Market.CNews: Расскажите подробнее о функциональности Витрины. Как она помогает работать с отчетностью?
Михаил Свинцицкий: Витрина оснащена модулем налоговой и бухгалтерской отчетности. Он позволяет загружать данные из разных источников, например из ERP-систем SAP, Oracle, «1C», а также из корпоративных хранилищ и несистемных источников. С помощью решения удобно настраивать связи между документами и раскрывать их, как того требует ФНС.
Другое преимущество — возможность формировать регламентированную отчетность по СВК, учетной политике, регламентам информационного взаимодействия, формировать мотивированные мнения. Витрина может полностью решить вопрос с подготовкой отчетности, предусмотренной приказами ФНС № 476, 477, 518.
Решение позволяет пользователям взаимодействовать между собой: вести деловую переписку, отвечать на запросы, а также формировать оповещения о приближающихся событиях. Используя нашу Витрину, налогоплательщик решит все задачи, связанные с налоговым мониторингом.
Также надо отметить, что начиная с 2024 года особую важность приобретет модуль взаимодействия с единой информационной системой ФНС «Налог-3». Все сервисы взаимодействия, регламентированные приказом ФНС, реализованы на стороне Витрины, также совместно с нашими клиентами они успешно протестированы в рабочих группах по тестированию совместно с ГНИВЦ.
Market.CNews: С какими сложностями может столкнуться налогоплательщик при переходе в новый формат? Витрина помогает с ними справляться?
Михаил Свинцицкий: Да, помогает. При внедрении могут возникнуть сложности двух видов:
- Во-первых, трудности при автоматизации налоговой функции и обеспечении безопасности. У компаний есть собственные требования к техническим характеристикам продуктов, которые устанавливаются внутри контура организаций. Они всегда специфичные, потому что зависят от конкретного налогоплательщика — их нельзя описать общими словами. Витрина налогового мониторинга предполагает, что сотрудники ФНС получат доступ к данным внутренних систем, поэтому во внедрении всегда участвуют специалисты по информационной безопасности заказчика.
- Во-вторых, одно из требований ФНС — возможность осуществления раскрытия до уровня скан-образов первичных учетных документов. Для реализации такой возможности необходимо сделать интеграцию с существующими системами хранения электронных образов либо можно использовать для этого непосредственно Витрину, осуществив настройку такого хранилища. У Лиги Цифровой Экономики огромный опыт по внедрению как вендорских, так и собственных решений класса ECM. Мы обладаем богатой экспертизой подключения Витрины к разным системам документооборота. Не имеет значения то, какую систему использует клиент, — мы найдем подходящее решение. Если электронного документооборота пока нет, предложим заказную разработку или вендорский продукт, который отвечает задачам бизнеса.
На протяжении внедрения и после него мы поддерживаем клиентов: не только настраиваем все системы и тестируем их, но и проводим обучение для сотрудников.
Market.CNews: В чем отличие вашего решения от других систем налогового мониторинга?
Михаил Свинцицкий: Отмечу ключевые характеристики Витрины Лиги Цифровой Экономики: функциональная зрелость, гибкость, безопасность и производительность.
Зрелость подразумевает, что есть все необходимые функции для налоговой и бухгалтерской отчетности. Например, в системе реализованы механизмы раскрытия drill-down, которые позволяют переходить от верхнего уровня данных к более низкому. Другой механизм, drill-up, помогает узнать, в какую декларацию попали те или иные проводки. А build-up будет полезен для формирования налогового регистра на основе загруженных данных.
Наша компания начинала с внедрения вендорских решений, у нас есть многолетний опыт в ERP-, BI-, CRM-системах, электронных архивах. Мы понимаем специфику и требования бизнеса, учитываем их при разработке продуктов.
Функциональная зрелость подразумевает также, что мы отслеживаем изменения законодательства и реализуем их до вступления в силу. Тем самым заказчики своевременно получают обновления, а Витрина всегда отвечает требованиям законодательства.
Market.CNews: Что вы понимаете под гибкостью решения?
Михаил Свинцицкий: Решение максимально основано на ноукод- и лоукод-подходах, привлечение разработчиков к работе в системе минимизировано. Витрину можно разместить как on-premises, так и в облаке, мы всегда учитываем пожелания заказчиков. Для Лиги, как для разработчика и владельца продукта, нет ограничений по кастомизации. Мы можем дорабатывать Витрину по требованиям клиентов и не нарушать при этом ее целостность.
Решение разработано на независимых от импорта компонентах. В нем вообще нет проприетарного ПО. В основе Витрины: Java, React, Spring, PostgreSQL — только свободно распространяемые технологии.
Среди наших клиентов — крупнейшие налогоплательщики в банковском секторе и ретейле, то есть в таких сферах, где количество данных огромно. Витрина налогового мониторинга позволяет обрабатывать этот объем, и это лучшее подтверждение высокой производительности и отказоустойчивости.
Market.CNews: Какие есть примеры внедрения и практического использования продукта?
Михаил Свинцицкий: Витрина уже работает в банковском секторе, ретейле, пищевой и автомобильной промышленности, других отраслях. Пять банков из топ-10 — наши клиенты. В качестве примера приведу внедрение Витрины в Банке «Открытие». Технологической основой стало наше коробочное решение, адаптированное и доработанное под требования заказчика. В результате банк наладил взаимодействие с ФНС в новом цифровом формате, а также снизил налоговые риски и сократил издержки на сопровождение проверок.
Также стоит сказать о проекте для Группы «Черкизово» — крупнейшего в России производителя мясной продукции. Мы провели интеграцию решения с «1С», сервисом подписания документов усиленной квалифицированной подписью и электронным архивом компании. Витрина помогла заказчику быстро перейти к налоговому мониторингу и сократить временные и финансовые затраты.
В заключение хочу отметить, что у нас готов план развития продукта на 2023 и 2024 годы. В частности, планируем подключение новых модулей и сервиса видеоконференций. Витрина налогового мониторинга будет совершенствоваться, чтобы отвечать всем актуальным вызовам рынка и требованиям наших клиентов.
■ Рекламаerid:Pb3XmBtzsvyzxGhV7WV1qvcSe8ZkFX7hJb1xVeEРекламодатель: ООО «ЭйТи Консалтинг»ИНН/ОГРН: 7715744096/1097746010559Сайт: https://www.digitalleague.ru/