Разделы

ИТ в банках

Сергей Чиков: «Почта Банк» будет использовать ИТ-аутсорсинг

О стратегическом проекте по созданию «Почта Банка» на базе «Лето Банка» (входит в группу ВТБ) и «Почты России» рассказал вице-президент, директор по информационным технология «Лето Банка» Сергей Чиков.

CNews: Как менялись ИТ-процессы банка по мере развития проекта по обеспечению качества ПО?

Сергей Чиков: В начале работы «Лето Банка» процессы контроля качества ПО не были отлажены. Так как в основе ИТ-инфраструктуры лежала концепция аутсорсинга, то сервис контроля качества также был отдан на аутсорсинг компании «Перфоманс Лаб». С нашим подрядчиком мы на протяжении трех лет выстраивали механизм контроля качества ПО. Сегодня мы работаем над повышением его операционной эффективности, завершили автоматизацию санити-тестирования. Это экспресс-проверка текущих процессов, которую банк проводит перед установкой изменений в системах. Она занимала около двух часов, мы ее проводим 2–3 раза в неделю. После автоматизации на нее стало уходить не более 15 минут.

Любое ПО перед установкой проходит несколько фаз тестирования. Сначала выходное тестирование вендором. Далее – функциональное тестирование, регрессионное и интеграционное тестирование, которые осуществляются силами ИТ-департамента заказчика. В нашем случае все эти работы проводит «Перфоманс Лаб». Потом проводится пользовательское тестирование заказчиком. У нас этот этап является обязательным.


Сергей Чиков: Три года назад мы начинали с фазы стартапа, и сейчас опять в нее входим

Функциональное тестирование позволяет выявить достаточно большое количество дефектов, которые объясняются тем, что выходное тестирование разработчика ПО не является в полной мере интегрированным. Поэтому я считаю, что оно должно осуществляться в полном контуре именно на стороне банка. У нас это тестирование тоже выполняет компания-аутсорсер.

CNews: Как вы оцениваете эффективность передачи тестирования на аутсорсинг?

Сергей Чиков: Эффективность довольно высокая. Но аутсорсингу, в целом, присущи некоторые негативные моменты, которые необходимо учитывать. В первую очередь – человеческий фактор. Обеспечение качества ПО и его тестирование требует глубокого знания внутренних процессов клиента, в каждом банке они специфичны. Поэтому если компания-аутсорсер меняет состав команды, занятой на проекте, то это сильнее всего сказывается на качестве сервиса. Нужно брать нового человека, обучать его, он может быть недостаточно квалифицированным. Плюс ему нужно время для того, чтобы достигнуть глубокого понимания внутрибанковских процессов. Все это, в принципе, решаемые вопросы. Если бы это был наш сотрудник, то у меня, как у администратора, были бы все рычаги для управления его мотивацией. При аутсорсинге нам приходится создавать эти рычаги совместно с поставщиком услуг.

CNews: Можете ли вы оценить качество тестирования ПО в российских банках?

Сергей Чиков: Понятие «качество тестирования» – относительное. Чем больше ты тратишь на сервис, тем он качественнее. Нельзя одновременно обеспечить все три составляющие – «быстро, качественно, дешево». Любое качество стоит денег. На том же Западе на тестирование уходит около 20% ИТ-бюджета, а в России – не больше 5%.

CNews: Как вы оцениваете динамику рынка банковской информатизации в 2015 году?

Сергей Чиков: Темпы информатизации в целом остались на уровне 2014 года. В ноябре 2014 года, когда кризисные явления в экономике заявили о себе в полную силу, я участвовал в конференции CIO. Все присутствовавшие там директора говорили, что бюджеты секвестрируются за счет инвестиционных проектов, которые давали отдачу в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Основной упор сделан на оптимизацию операционной деятельности.

CNews: Насколько импортозамещение применимо в банковской отрасли в России? Если да, то по каким направлениям?

Сергей Чиков: Безусловно, применимо. Только на данный момент российский рынок не готов отказаться от использования западных решений. Можно было бы искать альтернативы на азиатском рынке, но там те же геополитические риски, отношения с любой страной могут испортиться всего за один день. Если говорить про отечественные разработки, то решений, способных обеспечить крупный бизнес, использующий промышленные платформы ERP, CRM и т.д., не так уж и много, и далеко не все они являются лучшими в своем классе. Равно как нет реальных российских конкурентов Oracle и Microsoft, в основном по причине отсутствия прикладных решений на базе этих платформ. Пока российские аналоги различных банковских систем уступают западным в функциональности и производительности, ограничивают клиентов в возможностях масштабирования.

CNews: «Сбертех» тестируют СПО для применения в «Сбербанке». Интересуетесь ли вы решениями на базе open source?

Сергей Чиков: Мы очень пристально смотрим на рынок СПО. Тестированием занимаются наши коллеги из ВТБ24. Если кем-либо будут найдены какие-то эффективные решения, то мы с удовольствием присоединимся к числу их пользователей.

CNews: Какие тенденции в сфере работы с клиентами влияют на ход информатизации банков?

Сергей Чиков: Тенденции работы с розничными клиентами не меняются последние несколько лет. Это по-прежнему ориентация на развитие ДБО-каналов (мобильный банк, интернет-банк, банкоматы, терминалы) и попытка перепрофилирования того сегмента, который привык работать оффлайн. Мы считаем, что за ДБО будущее, особенно если учесть, что Россия уже сравнялась с западными странами по уровню проникновения каналов ДБО. Так что нам есть куда двигаться.

CNews: Можно ли предположить, какой будет динамика ИТ-бюджетов банков в 2016 году?

Сергей Чиков: У нас ситуация особенная. Три года назад мы начинали с фазы стартапа, и сейчас опять в нее входим, а бюджет на стартапы не зависит от среднерыночной динамики. У других банков каких-то улучшений, связанных с внешней конъюнктурой, с макроэкономикой, с поведением клиентского сегмента, нет. Спрос на банковские продукты серьезно упал. Надежда на восстановление есть, но при планировании, я думаю, все банки будут учитывать консервативные прогнозы. Так что вряд ли ситуация кардинально изменится в 2016 году.

Наталья Анищук

Павел Притула