Банкиры: развивать ИТ по кризисным ценам выгодно
Даже в самые трудные времена мероприятия CNews, посвященные информатизации банков, сопровождаются оптимизмом докладчиков. Не стала исключением и организованная CNews Conferences и CNews Analytics 17 сентября 2015 г. конференция «ИКТ в финсекторе: лучшие практики оптимизации», в ходе которой ИТ-директора банков обсудили, как извлечь выгоду из кризиса.Внедрение мобильного приложения для кредитных агентов позволило компании «Домашние деньги», предоставляющей нецелевые микрозаймы населению, свести к нулю внутреннее мошенничество. Как рассказал директор по информационным технологиям компании «Домашние деньги» Даниил Мизун, «мобилизация» сотрудников помола также повысить скорость и результативность работы агентов. Инвестиции в эту инновацию уже окупились в несколько раз.
«Клиенты хотят, чтобы банковские услуги были сравнимы с онлайн-сервисами и были доступны в круглосуточном режиме», — говорит Денис Степанченко, коммерческий директор группы компаний «Арт-банк», разработавшей платформу цифрового банка. Бесперебойную работу бывает трудно обеспечить в момент загрузки программных обновлений в АБС или при выполнении регламентных действий, таких как закрытие дня. Полноценно резервировать массивные базы АБС для обеспечения доступности «с четырьмя девятками» очень дорого. Платформа цифрового банка обеспечивает высокую доступность данных о состоянии счетов, решая более широкий спектр задач, чем единая шина данных. Помимо транспортировки данных, решение позволяет также строить модели интеграции данных. По сути платформа представляет собой витрину данных для фронт-офиса.
Сократить срок вывода мобильных приложений на рынок более чем в 3 раза позволяют специализированные облачные сервисы, обеспечивающие интеграцию с мастер-системами, рассказал Владимир Давыденко, ведущий консультант по облачным решениям Oracle. Такие сервисы являются единым хабом для доступа мобильных приложений к основным системам банка.
Своим опытом, как повысить эффективность разработки, поделился Максим Мухин, начальник управления фронтальных разработок Военно-промышленного банка: «Чтобы разработка была эффективна, стоимость и время разработки должны уменьшаться, а качество выпускаемого приложения расти». Чтобы сэкономить на программистах, эксперт рекомендует анализировать структуру приложений и выделять блоки, которые можно разрабатывать изолировано от программы и отдать аутсорсерам, или даже провести рефакторинг приложения, чтобы намерено выделить такие блоки. Совмещение внутренних и внешних разработчиков помогает минимизировать сроки при «рваном» ритме поступления задач от бизнеса. Для сокращения времени разработки в Военно-промышленном банке также стараются получать полноценное ТЗ от бизнес-аналитиков и минимизировать изменения в бизнес-требованиях.
Экономный аутсорсинг
По данным Gartner, объем мирового рынка ИТ-аутсорсинга превышает $300 млрд, из них около 1% или $3 млрд приходится на Россию. При этом, если европейский и американский рынки входят в стадию насыщения и ежегодно прибавляют около 6%, российский сегмент ИТ-аутсорсинга растет на 15% в год, сообщает IDC. Основные цели, которые преследуют банки, отдавая на аутсорсинг АБС, — это оптимизация затрат на ИТ, снижение рисков и поддержание ИТ-инфраструктуры на современном уровне, соответствующем лучшим мировым практикам. Как рассказал Андрей Фомичев, одному из российских банков топ-100 за три года аутсорсинга АБС удалось сократить ИТ-персонал со 150 до 16 чел, а расходы на ИТ — в 7 раз, при том что бизнес банка за это время многократно вырос. Сейчас услугами аутсорсинга ЦФТ пользуются два банка топ-100: Экспобанк и банк МФК, а также Старбанк, СКС Банк, банк «Взаимодействие», «Адамон», Мираф-банк, IdeaBank, «Кореа эксчендж банк рус».
УБРиР отдал на аутсорсинг моделирование данных. Здесь банк сотрудничает с большими корпорациями и телеком-операторами большой тройки по модели участия в прибыли (revenuesharing) при кредитном скоринге и предсказании дефолта клиентов, а также с вендорами — в рамках прогнозирования оттока клиентов и их сегментации. Как рассказал Михаил Свердлов, такая модель работы с партнерами помогла банку сократить текущие издержки и существенно увеличить скорость запуска проектов.
«Не для каждого процесса перенос в облако может быть позитивно воспринят регулятором», — говорит Юлия Аксенова, руководитель департамента качества бизнес-процессов Совкомбанка. Тем не менее управление более чем сотней бэк-офисных процессов, в которых участвует порядка 8000 сотрудников, это финансовое учреждение перенесло в облачные сервисы. Основные причины выбора: мобильность, низкая стоимость поддержки и простота настройки. Примечательно, что Совкомбанк внедрилоблачный СЭД без участия ИТ-специалистов.
Практика оптимизации
В кризис банки приостанавливают крупные проекты, активно оптимизируют затраты, в том числе на персонал, но необходимость сохранить клиентскую базу остается. Более того, директор департамента информационных технологий СДМ-Банка Олег Илюхин, видит возможность нарастить клиентскую базу за счет клиентов неблагополучных банков. В сложившейся ситуации он считает важным делать точечные прорывы по наиболее важным направлениям, таким как ДБО и оптимизация бизнес-процессов. СДМ-банк обогатил свои дистанционные сервисы аналитическими инструментами для клиентов. В результате за 3 месяца число входов клиентов в систему возросло на 24%. Банк также запустил сервис для клиентов «Знай своего контрагента», позволяющий проверять благонадежность получателей платежей.
Вячеслав Благирев рассказал о самом интересном, на его взгляд, текущем проекте по оптимизации в банке «Открытие» – запуске нового кредитного конвейера и реорганизации связанных с этим бизнес-процессов. «Внедрение качественного кредитного конвейера позволяет сократить расходы и время на принятие решений (time-to-yes) в среднем в 2 раза», — отметил он. Вячеслав Благирев поделился советами, как не допустить ошибки при построении кредитного конвейера. Во-первых, он не рекомендует реализовывать весь функционал в одной системе и является сторонником модульных систем. Особенно это касается BPM, который обязательно должен быть отдельным, убежден эксперт. Во-вторых, по мнению Благирева, не следует интегрировать кредитный конвейер с АБС. В-третьих, чтобы конвейер «не чихал» не следует настраивать синхронное взаимодействие. Каждый модель должен жить сам по себе. «Необходимо тщательно прописать модель данных и управления ими. В конвейре должна быть качественная модель данных, в том числе и в интеграционном слое», — советует эксперт. По его словам, банк «Открытие» часто экспериментирует с разными поставщиками данных, которые помогают оценивать заемщиков. В этом направлении уже запущен проект с одним из телеком-операторов.
Составляющие кредитного конвейера банка
Источник: Банк «Открытие», 2015
Если строить ИТ в банке как сервисное подразделение, то ничто не мешает бизнесу полностью вынести его на аутсорсинг. «Блок ИТ должен быть драйвером развития компании, он должен заниматься постоянным совершенствованием не только технологической платформы, но и бизнес-процессов, которые происходят в компании, выступать инициатором изменений и выхода на новые рынки», — заключил Михаил Свердлов. Оптимизм и оптимизация продолжают сопровождать развитие банковской информатизации в России.
Если строить ИТ в банке как сервисное подразделение, то ничто не мешает бизнесу полностью вынести его на аутсорсинг. «Блок ИТ должен быть драйвером развития компании, он должен заниматься постоянным совершенствованием не только технологической платформы, но и бизнес-процессов, которые происходят в компании, выступать инициатором изменений и выхода на новые рынки», — заключил Михаил Свердлов. Оптимизм и оптимизация продолжают сопровождать развитие банковской информатизации в России.
Презентации участников конференции