Виктор Орловский: Мы строим за 5 лет то, на что у западных банков уходит 10
Старший вице-президент "Сбербанка" Виктор Орловский рассказал о проектах, на которые были направлены основные усилия ИТ-департамента в 2012 году. Речь идет не только о работах, ориентированных на решение бизнес-задач, инфраструктурных, но и о внешних проектах, имеющих государственное значение.CNews: Какие ключевые ИТ-проекты "Сбербанк" реализует в этом году?
Виктор Орловский: Я бы разделил проекты на бизнес-направленные и внутренние инфраструктурные, которые служат поддержкой бизнеса. К первым, в розничном блоке, например, можно отнести развитие электронных каналов. Это "Сбербанк-онлайн" – интернет-банк для частных лиц, развитие платежных технологий в удаленной сети – банкоматы, терминалы. В онлайн-банкинге у нас очень большое количество нововведений: например, peer-to-peer платежи между физическими лицами. В рамках этой услуги мы уже внедрили возможность отправлять деньги с телефона на телефон, а в этом году у нас будет еще несколько внедрений в данной области.
Отдельной и очень важной для нас темой является автоплатеж. На западе это направление называется Direct Debit – когда вы оставляете поручение банку и это поручение исполняется, если он соответствует вашим выбранным критериям. Критерии могут быть различные и достаточно глубокие: к примеру, <сумма не больше чем..>, <рост не больше чем...> или < сумма за месяц не больше чем...> и так далее. Сейчас мы активно внедряем технологию, она уже действует для мобильных платежей, для ряда услуг ЖКХ и будет продвигаться во все возможные и невозможные области.
В ближайшее время в "Сбербанк-онлайн" у нас появится инструментарий для персонального финансового менеджмента, позволяющий клиентам внутри онлайн-системы проводить аналитику своих расходов и доходов, ставить планы.
Розничная CRM-система – еще один очень важный для нас проект, который относится к бизнес-аналитике, управлению продажами и отношениями с клиентами. В прошлом году у нас стартовало внедрение решения Siebel, начали мы с массового высокодоходного сегмента клиентов. С помощью этой системы у нас появилась единая централизованная база клиентов с высоким доходом, мы стали хорошо понимать, чем такой клиент живет и что ему требуется.
Вообще-то стратегических проектов в банке более 200. Все они трудоемкие и масштабные, учитывая количество пользователей в системах, транзакций в единицу времени – каждый такой проект является исключительным в масштабах России, а некоторые по количественных характеристикам (например, объединение платформ Core-Banking) не имеют аналогов и в мире.
Сейчас на первый план выходит новая для "Сбербанка" задача – интеграция технологий дочерних банков. Мы начали с кредитной фабрики (принятие кредитных решений в рознице, корпоративном сегменте и малом бизнесе), системы управления рисками.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о внутренних инфраструктурных ИТ-проектах "Сбербанка".
Виктор Орловский: Прежде всего стоит выделить строительство ЦОДа в Южном порту – он частично уже введен в эксплуатацию, до конца года будет введен в эксплуатацию полностью. Мы начинаем строить резервный ЦОД в Сколково.
Кроме того, важный для нас проект – это развитие облачных решений в инфраструктуре и построение интеграционной сервисной шины.
CNews: Довольны ли вы развитием компании "Сбербанк-Технологии"? Каковы ее основные KPI?
Виктор Орловский: Главная миссия этой компании – превращение "Сбербанка" в сервисную высокотехнологическую компанию, а главный ее KPI – создание готового высокотехнологичного и отказоустойчивого продукта для самого "Сбербанка". Речь идет о разработке ПО и его внедрении. Мы не хотим создавать нового монстра ИТ-рынка, а хотим создать очень высококвалифицированный, высокопрофессиональный "заточенный" на наши задачи ресурс.
CNews: Когда компания будет оказывать услуги другим банкам?
Виктор Орловский: До 2014 года с помощью "Сбербанк-Технологий" не планируется оказывать услуг сторонним организациям, однако в более поздних планах это есть.
CNews: Штат компании укомплектован?
Виктор Орловский: Как и вся страна, мы испытываем дефицит специалистов, главным образом хороших менеджеров, аналитиков и программистов. Мы планируем в течение четырех-пяти лет нарастить штат "Сбербанк-Технологий" до 5 тыс. человек. Сейчас он составляет около 1,5 тыс. сотрудников. Мы активно сотрудничаем с университетами и надеемся, что выпускники вузов станут основным источником кадров для "Сбербанк-Технологий". Также мы активно используем механизмы краудсорсинга как для поиска решений, так и талантливых кадров.
CNews: Как проходит интеграция ИТ-систем "Сбербанка" и "Тройки Диалог"?
Виктор Орловский: Процессом руководит Алексей Катрич. Он является управляющим директором в ИТ-подразделении "Сбербанка" и отвечает за ИТ в корпоративном и инвестиционном блоке и, одновременно, руководит ИТ "Тройки".
Технологического завершения интеграции мы ожидаем в течение двух лет, а на создание принципиально новых решений нам нужно около пяти лет. То, что нам предстоит построить в данном случае, крупнейшие западные банки реализовывали за 10 лет.
CNews: Как развивается платежная система "ПРО100"?
Виктор Орловский: Систему "ПРО100" мы развиваем именно в рамках УЭК, и главные KPI – готовность продукта в соответствии с требованиями закона №210-ФЗ и количество выданных карт населению. Пока оно очень мало – несколько тысяч штук. В прошлом году начало массовой выдачи карт было перенесено с 2012 года на 2013-й, и мы очень стараемся и будем продолжать стараться, чтобы все произошло именно в запланированный срок.
Сейчас мы в стадии высокой готовности к выпуску карт. Мы верим в проект и обязательно его реализуем – проект важен и для граждан, и для государства. Он даст совершенно новые возможности для взаимодействия – не только новое качество услуг, но и возможность предоставления совершенно новых услуг населению.