«Синимекс»: Интеграцию с репозитарием выгоднее отдать на аутсорсинг
Центробанк усилил контроль над внебиржевым рынком и обязал банки предоставлять отчетность о внебиржевых сделках в специальные хранилища — репозитарии, способ взаимодействия с которыми каждая организация вправе выбирать самостоятельно. Компания «Синимекс», имея обширную экспертизу в банковской отрасли, разработала программный модуль, автоматизирующий процесс управления отчетностью по внебиржевым сделкам. О новом продукте, «Модуле интеграции с репозитарием» (ПО МИР), в интервью CNews рассказал Александр Анищенко, Директор по развитию бизнеса компании «Синимекс».CNews: В связи с чем возникла необходимость разработки «Модуля интеграции с репозитарием»?
Александр Анищенко: По решению «большой двадцатки» контроль над внебиржевым рынком был значительно усилен. Ряд экспертов считают именно внебиржевой рынок основной причиной кризиса 2008–2009 гг. Для повышения прозрачности на данном рынке вводятся дополнительные инфраструктурные единицы – торговые репозитарии. В нашей стране эту функцию выполняют две организации: некоммерческое партнерство развития финансового рынка РТС (НП РТС) и «Национальный расчетный депозитарий» (НРД).
В соответствии с принятым решением, сделки внебиржевого рынка подлежат обязательной отчетности. Информация о сделках поступает сначала в репозитарий, а затем – регулятору. В результате регулятор должен получить детальное представление о внебиржевом рынке, чтобы иметь возможность предвидеть проблемы и своевременно на них реагировать. В связи с этим вышел нормативный акт ЦБ, согласно которому все участники внебиржевого рынка обязаны предоставлять в репозитарий отчетность о внебиржевых сделках, заключенных в рамках генеральных соглашений.
Задача соблюдения новых норм оказалась трудоемкой, банкам и другим участникам рынка непросто реализовать ее своими силами, но, тем не менее, данное требование регулятора обязательно. В помощь российским финансовым организациям компания «Синимекс» выпустила продукт, ориентированный на участников внебиржевого рынка, который позволяет автоматизировать взаимодействие с репозитарием — «Модуль интеграции с репозитарием» (ПО МИР).
CNews: Теперь финансовые организации в обязательном порядке должны автоматизировать процесс передачи данных о внебиржевых сделках в репозитарий? Всегда ли это заключается во внедрении специализированного решения?
Александр Анищенко: Исполнение нового норматива не подразумевает, что финансовые организации должны внедрять специализированное решение, автоматизация – не обязательное условие. Но если процесс не автоматизировать, финансовой организации потребуется дополнительная экспертиза и внушительный штат сотрудников, чтобы управлять отчетностью. Суть ПО МИР заключается в том, что он путем автоматизации упрощает и удешевляет работу с отчетностью по внебиржевым сделкам.
CNews: Как вы оцениваете степень оснащенности банков специализированными решениями для интеграции с репозитарием?
Александр Анищенко: На сегодняшний день банки уже выполняют необходимые действия, связанные с отчетностью по внебиржевым сделкам. Но норматив ЦБ многоуровневый и внедряется постепенно. Часть требований вступила в силу в ноябре, банки с требованиями уже ознакомились и успели подготовиться, у многих есть необходимые решения. В июне планируется расширение перечня инструментов для подготовки отчетности, поэтому потребуется дорабатывать или менять существующие системы.
CNews: Что представляет собой ваше решение – «Модуль интеграции с репозитарием»? Из каких компонентов оно состоит?
Александр Анищенко: С технической стороны решение представляет собой приложение на платформе J2EE c пользовательским интерфейсом на основе Wicket framework. Для хранения информации используется SQL база данных. Отдельным уровнем выделен интеграционный слой, который позволяет интегрировать ПО МИР с любой учетной системой.
Решение предусматривает различные варианты работы — от ручного до полностью автоматического. Автоматический режим предполагает поступление данных из учетной системы через интеграционный адаптер. Предусмотрено несколько вариантов изначальной конфигурации в зависимости от способа интеграции. Дальнейшая работа с ПО МИР в автоматическом режиме предполагает вмешательство оператора только в случае решения конфликтов сверки, где без ручной проверки невозможно обойтись. Данный подход позволяет максимально снизить затраты на процесс отчетности со стороны финансовой организации.
Александр Анищенко: Процесс отчетности должен быть практически непрерывен, т.к. сроки отчетности строго ограничены со стороны ЦБ
Данные по сделкам и генеральным соглашениям могут вводиться в ПО МИР в ручном режиме, через удобные формы, которые, благодаря автозаполнению и подсказкам, экономят время оператора. При создании продукта серьезное внимание было уделено удобству навигации и оптимизации поиска данных. Предусмотрены функциональные фильтры и удобная группировка документов.
Архитектура решения позволяет установить приложение на любой J2EE-совместимый сервер приложений, в том числе open-source.
CNews: Какие задачи решает модуль в первую очередь и решает ли дополнительные, непрямые задачи?
Александр Анищенко: Безусловно, основная задача «Модуля интеграции с репозитарием» – обеспечить исполнение требования регулятора с минимальными затратами. Однако можно выделить и дополнительную функцию приложения: ПО МИР является хранилищем данных по внебиржевым сделкам и генеральным соглашениям.
CNews: Какие банки уже внедрили ваш модуль?
Александр Анищенко: На сегодняшний день модуль установлен в ряде банков из ТОП-20.
CNews: Есть ли аналоги этого решения в России?
Александр Анищенко: Ряд поставщиков предлагает дополнительные модули к своим учетным системам, некоторые участники внебиржевого рынка разрабатывают решение для автоматизации процесса отчетности своими силами. Для финансовых организаций это не самый оптимальный подход: приходится тратить значительные ресурсы на разработку и, кроме этого, постоянно поддерживать экспертизу по процессу отчетности. Подобные задачи выгоднее отдавать на аутсорсинг.
CNews: Какова цена решения? От чего может зависеть итоговая стоимость проекта?
Александр Анищенко: Цена решения позволяет значительно снизить затраты по сравнению с собственной разработкой и сократить стоимость реализации процесса отчетности за счет автоматизации. Итоговая стоимость может измениться в случае индивидуальных доработок решения.
CNews: Сколько времени длится проект внедрения модуля?
Александр Анищенко: Если ориентироваться на уже имеющийся опыт, от двух недель до полутора месяцев. С учетом того что новые нормы регулятора вступают в силу в июне, финансовые организации вполне успевают внедрить решение.
CNews: В чем заключается дальнейшая поддержка и обслуживание?
Александр Анищенко: Процесс отчетности должен быть практически непрерывен, т.к. сроки отчетности строго ограничены со стороны ЦБ. В рамках поддержки мы выдерживаем необходимый уровень SLA, позволяющий уверенно соответствовать требованиям регулятора. В составе сопровождения мы также выполняем необходимые работы по поддержке изменений форматов репозитария.
CNews: Какие образом вы видите дальнейшее развитие продукта?
Александр Анищенко: Ближайшим изменением будет расширение функционала по отчетности финансовых инструментов в соответствии с новыми требованиями регулятора, вступающими в силу в июне.
Помимо обновлений, связанных с нормами ЦБ и изменениями со стороны репозитариев, мы постоянно улучшаем удобство использования нашего ПО на основе отзывов и опросов наших клиентов.
CNews: Расскажите об экспертизе, позволившей вашей команде разработать подобный продукт.
Александр Анищенко: Компания «Синимекс» имеет внушительный опыт реализации интеграционных решений и разработки на платформе J2EE. Выделенная команда специалистов постоянно работает над анализом изменений нормативов со стороны регулятора и изменений внедряемых репозитариями для своевременной актуализации ПО МИР.
CNews: Каким вы видите развитие рынка подобных решений?
Александр Анищенко: Регулирование со стороны ЦБ ужесточается, появляются новые требования и ограничения, поэтому спрос на подобные решения в ближайшей перспективе будет расти.