Корпоративный портал банка: новые требования
Портал для любой компании – это "окно в большой мир". Для банков это еще и возможность создать альтернативную виртуальную площадку – интернет-банкинг. Каким же требованиям должны отвечать современные портальные решения, чтобы обеспечить не только эффективные внутренние коммуникации, но и дополнительные конкурентные преимущества на весьма насыщенном рынке финансовых услуг?Корпоративный портал в банке – это главная точка входа к любым информационным ресурсам финансового учреждения. Его назначение – обеспечить доступ пользователей ко всей информации, внутренним бизнес-приложениям, а также внешним системам, которые обеспечивают бесперебойную работу банка.
Но сегодня этого мало. Современный банк не просто предоставляет банковские услуги. Это виртуальная площадка, обеспечивающая доступ 24 часа в сутки к тысячам физических и юридических лиц как внутри банка, так и за его пределами, включая территориально распределенные офисы самого банка и его партнеров.
Портальные технологии создают действительно новые возможности для коммуникации с клиентами, сотрудниками и партнерами. При этом стандартных порталов не существует, каждое такое решение уникально.
"Одно окно" для банка
С точки зрения ИТ у банков есть две особенности: c одной стороны, чрезвычайно высокий уровень развития ИТ-инфраструктуры по сравнению с предприятиями других отраслей, а с другой – разнородность формирующих ее приложений, число которых может исчисляться десятками. Таким образом, задача создания единой точки доступа ко всему информационному пространству банка усложняется пропорционально зрелости этой инфраструктуры.
"Перед порталом ставится амбициозная задача объединения всех информационных систем по принципу "одного окна", а именно: АБС, кредитного конвейера, моментальных платежей, бухгалтерского ПО, CRM, ERP, BI и других, - рассказывает Евгений Стаханов, директор по развитию направления портальных решений компании TerraLink. - При этом, помимо собственно интеграционных задач, важно обеспечить единый принцип аутентификации пользователей для доступа ко всем системам, провести обучение сотрудников, а также заложить базу для дальнейшего развития с возможностью последующего быстрого подключения к порталу новых систем".
Евгений Пустозеров, руководитель направления Центра финансовых решений компании РДТЕХ, обращает внимание на то, что определяющим требованием к порталу банка является безопасность и надежность хранения данных об операциях, счетах и личных данных.
Алексей Ильвовский, директор отделения интернет-решений компании "Форс", убежден, что современный портал должен также обеспечивать возможность реализации различных социальных сервисов, организации персональных и групповых рабочих пространств; гибкого масштабирования и решения нестандартных, сложных бизнес-задач, выходящих за рамки базовой функциональности готового промышленного решения.
"Благодаря порталу, клиенты получают возможность воспользоваться услугами интернет-банкинга, управляя удаленно своими счетами, банковскими картами, кредитами, депозитами и другими платежами, получая консультации специалистов он-лайн. Для сотрудников это означает более эффективную организацию совместной работы и обучения", - согласен с ним Евгений Пустозеров.
В коммерческом банке "Ренессанс Капитал" (работает под брендом "Ренессанс Кредит") web-представительство рассматривают как полноценный бизнес-инструмент продаж, дешевый канал привлечения новых клиентов и удержания существующих. Именно поэтому корпоративный портал банка был недавно существенно доработан. "Появилось много новых функций, повышающих качество сервиса для клиентов – получение информации по задолженности и платежам онлайн, направление заявок на банковские продукты, к примеру выдачу кредитов. Как только мы открыли этот канал, он сразу же стал наращивать свою долю в продажах", – рассказывает Андрей Эзрохи, вице-президент и директор ИТ-департамента банка "Ренессанс Капитал".
Однако, помимо вышеперечисленных функциональных требований, современная портальная платформа должна соответствовать и самым высоким технологическим стандартам. "Речь идет, прежде всего, о поддержке открытых стандартов (интеграционной шины, BPEL, CMIS, XML, web-сервисов, REST-сервисов и др). В противном случае доступ к гетерогенному контенту банка будет невозможен. Желательна возможность интеграции с различными ECM-системами. Так, Oracle WebCenter Portal предоставляет возможность совместного использования двух систем управления контентом для разных целей: встроенного хранилища для работы с собственным контентом портала (документы, вики-статьи, блоги, форумы) и внешнего для интеграции в портал готовой системы электронного документооборота", – подчеркивает Алексей Ильвовский. И если раньше требования высокой отказоустойчивости, масштабируемости, балансировки нагрузки не были обязательными для подобных систем, то теперь корпоративный портал приобретает свойства приложения, критичного для бизнеса.
Свое или чужое
Очень важно сделать правильный выбор относительно портальной платформы – либо разрабатывать ее самим, либо воспользоваться готовым промышленным решением. В ВТБ, к примеру, как сообщила пресс-служба банка, предпочли все сделать собственными руками. На данный момент на корпоративном портале существуют: справочник, лента новостей, форум для сотрудников, персональные страницы, панель руководителя, реализована возможность проведения различных опросов, а также обеспечен доступ к базам данных. Сейчас этого функционала банку достаточно. Однако в ближайшее время планируется провести ребрендинг и осуществить ряд нововведений.
Если приглашают сторонних разработчиков, то стоимость внедрения варьируется в зависимости от сложности поставленных задач и, как правило, превышает 1,5 млн руб. Срок – от 3-х месяцев до года.
Евгений Стаханов полагает, что можно разделить существующие портальные решения на две группы. Первая – это классические интранеты, содержащие весь набор необходимых функций и сервисов (новости, справочники, профили сотрудников, совместная работа с документами, поиск и прочее), которые адаптируются к нуждам конкретного банка. По своей сути это универсальные решения. Вторая группа – это собственно банковские порталы с полной интеграцией специфических банковских систем и автоматизацией большей части бизнес-процессов на их платформе.
Одной из наиболее распространенных на сегодняшний день платформ является Microsoft SharePoint 2010, которую отличает доступная лицензионная политика и бесшовная интеграция с MS Office и Active Directory. На ее базе разработано большое количество готовых решений. Одно из них внедрено в "Промсвязьбанке", где, в частности, создан сервис "Совместная работа", позволяющий сотрудникам вносить правки в рабочие документы в режиме онлайн с их последующим согласованием.
Достаточно новым для России является Oracle WebCenter Portal, который претендует на создание принципиально нового подхода, своего рода идеологии к построению портальных решений. По словам Алексея Ильвовского, в противоположность традиционному подходу, портал предлагается рассматривать как совокупность саморазвивающихся и взаимодействующих друг с другом пространств. В основе управления контентом и доступа к нему лежит принцип сетевой и гетерогенной доступности всей необходимой пользователю информации, реализованный с помощью технологий Web 2.0 и развитых до уровня Enterprise 2.0. Порталы, построенные на таких принципах, будут особо востребованы в крупных территориально распределенных многофилиальных банках.
Портал 2.0
Все эксперты единогласно сходятся в том, что ни одно готовое портальное решение не может называться "коробочным" в привычном понимании этого слова – слишком велик объем требуемой доработки. Тем не менее, промышленное решение от крупного вендора уже содержит готовый набор ролей для подключения сервисов и настройки интерфейса пользователя, отвечает самым строгим требованиям по безопасности, надежности и функциональности, воплощает лучшие мировые практики. В этом смысле что-то придумывать самим, учитывая масштабы банковского бизнеса, смысла нет, если только не имеется в виду наиболее распространенный тип обычного внутреннего "кадрового" портала.
Но возможности его развития крайне ограниченны. Он не может выступить в качестве интеграционной платформы, на его базе нельзя создать новые сервисы и банковские продукты. Однако, к сожалению, именно такой тип порталов используется сегодня в большинстве российских банков, которые предпочитают самостоятельно их развивать, даже если платформа не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Можно сказать, что возможности продвинутых портальных решений пока еще сильно недооценены банками, во многом по причине закрытости темы внутренних коммуникаций.
Проекты по внедрению современных портальных решений в российских банках пока редкость, но они есть. Крупные и средние банки все чаще ставят перед собой задачу обеспечить полноценное web-присутствие с использованием портальных решений современного типа. "Главное отличие портала нового поколения – это его способность постоянно эволюционировать, гибко резонируя с тем, что формирует бизнес-среду. Такой портал будет не только ядром всего информационного пространства банка, но и его постоянной виртуальной площадкой, новейшим средством коммуникации с внешним миром", – убежден Алексей Ильвовский.
Вера Семушина