Корпоративный венчурный фонд заменит банкам маркетинг
Венчурный фонд, входящий в Citigroup, презентовал свою инвестиционную стратегию. Главная задача фонда – получение инноваций и новых продуктов. Инновации позволили «Ситибанку», входящему в ту же группу, увеличить число лояльных клиентов в кризисные годы.Прошлый год стал рекордным по объему венчурных инвестиций после пика 2000 г. В связи с этим компания Citi Ventures (входит в Citigroup), чей главный офис расположен в городе Пало-Альто в самом центре Кремниевой Долины, презентовала свою инвестиционную стратегию. Управляет компанией Дебра Хопкинс – главный инновационный офицер родом из индустриального Детройта.
Инвестиционная стратегия
Редкий случай для Кремниевой Долины, но объем средств, находящихся в управлении фондом, не раскрывается. Вероятно, управляющие фонда не хотят давать регуляторам повод анализировать баланс головного банка. Совсем недавно Citigroup пришлось продать фонд прямых инвестиций объемом в $4,3 млрд для соответствия законодательным актам, разработанным после финансового кризиса 2007–2009 гг. Но реструктуризация, произошедшая в группе, не затронула венчурное подразделение.
Как и многие другие крупнейшие мировые корпорации, Citigroup делает ставку на развитие новых технологий в сфере обслуживания своих клиентов. Работа с инновационными стартапами из Кремниевой Долины ведется, в основном, не для многомиллиардного выхода из проекта, а для соответствия высоким требованиям клиентов во времена, которые принято называть эпохой Chief Executive Customer. Основной девиз компании: все для клиента, начиная от удобных интерфейсов и заканчивая новейшими системами защиты от стремительно растущего объема кибератак с целью похищения личных данных клиентов.
Инвестиционная политика фонда разработана с учетом одного основного правила – не отпугнуть целевую компанию. Фонду не нужен контроль над компанией, не нужна эксклюзивность сотрудничества. Главная задача – получение доступа к инновациям: новым продуктам, системам риск-менеджмента и анализа поведения клиентов, а также любым бизнес-процессам, организованным не так, как у конкурентов.
Банки сегодня конкурируют с многочисленными онлайн-системами и системами peer-to-peer-кредитования (кредитования без использования финансовых посредников) с очень привлекательными ставками размещения средств. Банковские офисы вытесняются приложениями в смартфонах, в которых нет намека на очереди, обеденные перерывы и выходные дни. Один клик и режим работы 24 на 7 – это то, что хочет клиент сегодня, будь то физическое или юридическое лицо.
Знание современных требований клиентов также определило структуру менеджмента фонда. Главой глобальных инвестиций назначена Ванесса Колела, которая ранее отвечала за маркетинг в самом «Ситибанке». По ее словам, в США это был далеко не самый выдающийся банк в плане обслуживания клиентов. Чтобы изменить ситуацию, неповоротливому банку пришлось заняться инновациями. Например, бонусные мили, привязанные к кредитным картам – одна из самых долгоживущих инноваций своего времени – привлекла и удержала миллионы клиентов по всему миру.
Инновации помогают банкам
Многие корпорации давно усвоили, что клиент не всегда выбирает то, что наиболее выгодно экономически, но и то, что удобно и качественно. В банковской сфере даже привлекательная, но часто меняющаяся ставка по депозитам не гарантирует увеличения времени удержания клиентов. Более того, подобные расходы на привлечение клиентов не всегда окупаются.
В то же время существуют менее затратные способы увеличения базы лояльных клиентов, чем высокая доходность по депозитам или низкий процент по кредитам. К примеру, вовлечение клиента в управление личными финансами через разработанные для этого приложения может значительно увеличить лояльность к сервисам банка и даже удержать от панического бегства в кризисные годы. Также очень полезным может стать платежное приложение с функцией одобрения кредитных лимитов для клиентов, стоящих непосредственно перед кассой в магазине, но забывших кошелек дома. Такая выручившая в сложный момент услуга однозначно увеличит количество позитивных отзывов и рекомендаций.
Каждую неделю в инновационных центрах многие стартапы презентуют свои решения для финансовой индустрии. Новые идеи рождаются каждый день, и никто не может предсказать, с чем мировая банковская система будет конкурировать всего через несколько месяцев. Именно поэтому не только Citigroup имеет свои венчурные подразделения в мировых инновационных центрах: HSBC, American Express, BBVA, Satander, Sberbank и другие финансовые организации также борются за доступ к новым технологиям.
На высококонкурентном зрелом рынке ведется дорогостоящая война за привлечение и удержание клиентов. Корпоративный венчурный фонд размером в несколько десятков миллионов долларов может позволить не только сократить маркетинговые бюджеты на привлечение клиентов, но и повысить устойчивость бизнеса в кризисные времена.
Андрей Пономарев