ИТ в банках: задачи становятся конкретнее и сложнее
Для успешной конкуренции как с себе подобными, так и с альтернативными поставщиками финансовых услуг, банки вынуждены постоянно совершенствовать собственные ИТ. На поддержку компьютеров, ПО, телекоммуникаций, консалтинг в сфере информационных технологий приходится от 7% бюджетов проектов. Что же банки получают взамен? Ответ был дан на конференции «Банковская информатизация 2013», проведенной 17 сентября 2013 г. CNews Conferences и CNews Analitycs.Информатизация банков охватывает множество аспектов: это и связь для обслуживания не только офисов, но и точек на местах, банкоматов, и CRM-системы, задача которых донести до клиентов те или иные услуги, и множество внутренних систем документооборота, хранения данных о финансовых транзакциях, аналитических продуктов, как правило, тесно-интегрированных с другими.
Коммуникации на первом месте
Затраты банков на телекоммуникации могут доходить до 80% ИТ-бюджета. Это всегда было одно из основных направлений расходов. Сегодня провайдеры предлагают банкам комплексные решения.
Различные аспекты использования систем видеоконференцсвязи в банках были представлены в докладе Александра Смирнова, руководителя направления по работе с финансовыми организациями Polycom. Их достаточно часто применяют HR-службы компаний для собеседований, обучения; набирает обороты видеоконференцсвязь и в области обслуживания VIP-клиентов банков – им совсем не обязательно лично приходить в офис, все необходимые действия можно проделать и в удаленном режиме.
Телекоммуникациям был посвящен и доклад МТТ, начинавшей как транзитный оператор, но постепенно расширившей свои услуги на весь спектр телекоммуникационных сервисов. Довольно высоким спросом пользуется предлагаемый МТТ облачный конструктор виртуальной АТС, включающий функции входящей и исходящей связи, маршрутизации голоса. Эта технология, по словам Дениса Широкого, заместителя генерального директора по коммерции МТТ, вполне способна заменить традиционную АТС. Она подключается мгновенно (достаточно зарегистрироваться на сайте) и может использоваться, скажем, для новых отделений, где, возможно, построена еще не вся инфраструктура, в том числе и телефония.
Корпоративные коммуникационные решения стали и темой доклада Алексея Шалагинова, директора по отраслевым решениям департамента по работе с корпоративными заказчиками Huawei Enterprise. В ассортименте компании есть не только отдельные решения для обслуживания центров обработки данных, но и технологии, призванные обеспечить бесперебойную работу ИТ-инфраструктуры за счет объединения основного, локального (под ним понимается ЦОД, дублирующий ресурсы основного и расположенный, как правило, на небольшом расстоянии от главного, к примеру в соседнем городе) и резервного дата-центров.
Востребована банками и спутниковая связь. Как отмечает Владимир Глебский, президент «Интерспутник Холдик» и советник генерального директора МОКС «Интерспутник», с ее помощью можно организовать резервный канал, который никак не зависит от наземного и при повреждении кабеля во время дорожных работ не ломается. Спутникам можно поручать и передачу не критичного к скорости трафика, например того, который используется при обслуживании сети банкоматов.
Требования к фронт-офисам ужесточаются
Что касается непосредственно банковской информатизации, то ключевой тренд связан с изменением подходов к фронт-офисным системам. Это касается и используемых операционистами банковских систем, и встраиваемых в банковские терминалы продуктов, и CRM-решений для продвижения новых банковских услуг и получения быстрого отклика о них клиентов банка.
О таких задачах говорилось в совместном докладе компании IBS и регионального банка «Восточный экспресс». Банк пытался в 2008–2010 гг. внедрить самописное решение, но в силу масштабности задачи к 2011 г. предпочел промышленные решения. В рамках проекта было построено клиентское хранилище клиентов и затем внедрена операционная CRM для обслуживания клиентов. По словам Павла Гераськина, директора проектов IBS, со стороны интеграторов разработкой и внедрением занималась команда в 20 человек, а со стороны банка в проекте участвовало более 40 человек. В результате в клиентское хранилище перенесена вся клиентская база за 10 лет работы банка, а CRM-система обслуживает обращения пользователей по самым разным каналам: интернету, проводной телефонии, мобильной связи, а также через банковские терминалы.
Роман Стятюгин: Комплексная замена АБС требуется раз в 7–10 лет
Роман Стятюгин, директор по развитию бизнеса компании "Диасофт", рассказал о динамике и основных трендах российского рынка автоматизированных банковских систем (АБС).
CNews: Оцените, пожалуйста, динамику российского рынка АБС в 2013 году по сравнению с прошлым годом.
Роман Стятюгин: Задача по смене АБС по-прежнему актуальна. Основное количество таких проектов ведется в сегменте средних и небольших банков. Зачастую, банки сталкиваются с необходимостью замены морально устаревших АБС, как самописных, так и произведенных компанией-вендором. Внедренные в 90-е годы приложения просто не способны поддержать бизнес-стратегию банка на современном этапе развития рынка, они не соответствуют таким требованиям, как гибкость, удобство, полнота функционала, производительность, стабильность работы.
Денис Широкий: Мы готовы применить и индивидуальный подход
Денис Широкий, заместитель генерального директора по коммерции МТТ, рассказал о трендах спроса на телекоммуникационные сервисы со стороны финансовых компаний. На первое место выходит комплексный подход.
CNews: Какие сервисы, предоставляемые МТТ, пользуются наибольшим спросом со стороны банков?
Денис Широкий: В последние годы наблюдается тенденция изменения спроса со стороны крупных компаний. Если в начале 2000-х годов они желали приобрести конкретные услуги связи, то сейчас – удовлетворить потребность в организации процесса взаимодействия с клиентами максимально эффективным способом, а также получить дополнительные конкурентные преимущества. Налицо тренд смещения контактов с клиентами от получения входящих звонков к исходящим и использование альтернативных каналов связи.
Иван Алехин: Купить мобильные приложения могут только крупные банки
Иван Алехин, генеральный директор компании ONE – "Новые технологии", отмечает медленное развитие рынка банковских мобильных приложений. Полнофункциональные решения этого класса отличаются высокой стоимостью.
CNews: Какие новые тренды вы отмечаете в сфере российской банковской информатизации за последние пару лет?
Иван Алехин: По сути никаких из-за непрофессионального менеджмента, зачастую наблюдается неэффективный копирайт опыта зарубежных банков.
Серей Рязанцев: Растет роль бизнес-аналитики в оценке рисков
Серей Рязанцев, руководитель направления бизнес-аналитических систем компании "ПрограмБанк", рассказал, какие разноплановые задачи может решать бизнес-аналитика в банковской сфере.
CNews: Меняется ли доля аналитических проектов в общем объеме российского рынка банковской информатизации?
Серей Рязанцев: Банковская информатизация всегда отличалась достаточно высоким уровнем развития. При этом развитие информатизации идет по разным направлениям, но цели едины: повысить эффективность бизнеса. Внедряя различные технологии, направленные на привлечение и удержание клиентов, на расширение сервисов и продуктовой линейки, на повышение качества обслуживания, банки одновременно задумываются и об анализе эффективности своих шагов. Соизмеримо финансовым вливаниям в развитие бизнеса увеличивается и финансирование на внедрение промышленных аналитических систем.
Виктор Золотов: Полнофункциональная СЭД/ECM-система есть у 30% банков из топ-20
По наблюдениям Виктора Золотова, исполнительного директора компании «Акелон» (генеральный партнер компании "Директум"), все чаще ECM-система рассматривается банками как инструмент для поддержки основного бизнеса.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка банковской информатизации в сфере документооборота в 2013 году? Какой функционал пользуется наибольшим спросом со стороны банков?
Виктор Золотов: Мы активно работаем с финансово-кредитными организациями: за текущий год подразделения, ответственные за продажи, провели порядка ста встреч и получили репрезентативную аналитику.