Разделы

Цифровизация ИТ в банках

ИТ в банках: задачи становятся конкретнее и сложнее

Для успешной конкуренции как с себе подобными, так и с альтернативными поставщиками финансовых услуг, банки вынуждены постоянно совершенствовать собственные ИТ. На поддержку компьютеров, ПО, телекоммуникаций, консалтинг в сфере информационных технологий приходится от 7% бюджетов проектов. Что же банки получают взамен? Ответ был дан на конференции «Банковская информатизация 2013», проведенной 17 сентября 2013 г. CNews Conferences и CNews Analitycs.

Серей Рязанцев: Растет роль бизнес-аналитики в оценке рисков

Серей Рязанцев, руководитель направления бизнес-аналитических систем компании "ПрограмБанк", рассказал, какие разноплановые задачи может решать бизнес-аналитика в банковской сфере.

CNews: Меняется ли доля аналитических проектов в общем объеме российского рынка банковской информатизации?

Серей Рязанцев: Банковская информатизация всегда отличалась достаточно высоким уровнем развития. При этом развитие информатизации идет по разным направлениям, но цели едины: повысить эффективность бизнеса. Внедряя различные технологии, направленные на привлечение и удержание клиентов, на расширение сервисов и продуктовой линейки, на повышение качества обслуживания, банки одновременно задумываются и об анализе эффективности своих шагов. Соизмеримо финансовым вливаниям в развитие бизнеса увеличивается и финансирование на внедрение промышленных аналитических систем.

На примере нашей компании по итогам прошлого года мы видим рост продаж как основных систем банковской автоматизации, так и систем бизнес-аналитики, причем примерно в одинаковых долях. Таким образом, в целом расходы на аналитические проекты растут, но их доля в общем объеме российского рынка банковской информатизации существенно не меняется.

CNews: Как меняются требования банков к аналитическим системам?

Серей Рязанцев: Банки имеют разный уровень развития аналитики. От этого зависят и те требования, которые предъявляются к аналитическим системам.

Поэтому, отвечая на вопрос об изменениях требований, я бы говорил о тех банках, которые уже имеет базовую аналитику, в которых эффективно функционирует система бюджетирования и управленческого контроля. Эти банки, во-первых, хотят расширить круг задач, которые решаются на единой аналитической платформе и, соответственно, аналитическая система должна обеспечивать такую возможность. Во-вторых, к средствам анализа начинают обращаться топ-менеджеры. В этом случае особое внимание уделяется наглядности информационных панелей, чтобы руководитель имел возможность одним взглядом оценить текущую ситуацию.

Кроме этого мы наблюдаем увеличение интереса к использованию инструментов бизнес-аналитики для оценки рисков, в частности при кредитовании. В связи с ростом мошенничества спектр требований существенно расширился. Это применение логических правил оценки информации анкет заявителей, современные методы очистки данных, использование технологий Data Mining при скоринге, поиск заявителя в черных списках, организация нечеткого поиска с целью исключения нежелательных для банка клиентов и мошенничества.

И наконец, расширяются требования к решениям, обеспечивающим работу с клиентской базой. Ранее стояла задача просто внедрить CRM-систему для обеспечения контроля взаимодействия с клиентами. При этом система, как правило, обеспечивала подготовку минимального набора аналитических отчетов. Однако при отсутствии полноценной аналитики вся собранная информация лежит мертвым грузом и не позволяет обратить данные о клиентах в знания о них, способные принести дополнительные доходы. Работа с клиентами – комплексная задача. В ее рамках необходимо вести учет истории взаимоотношений, оптимизировать работу персонала, обработывать рекламации, проводить маркетинговые кампании и оценивать их эффективность. Соответственно, расширяются требования к аналитике.

CNews: Каковы сферы применения аналитических решений банками ниже топ-200? Какие решения они предпочитают использовать – собственной разработки или вендорские?

Серей Рязанцев: Многие банки ниже топ-200 предпринимают активные шаги по развитию своего бизнеса, по расширению розничного направления. В определенный момент они начинают ощущать необходимость в использовании более современных систем аналитики, нежели обычные офисные приложения. С увеличением объемов бизнеса, с появлением потребности оперативно контролировать развитие бизнеса, проводить анализ по различным срезам банки пытаются соответствующим образом выстроить свою аналитику. В этом случае встает вопрос: делать собственную разработку или использовать промышленное решение от вендора. Каждый банк отвечает на этот вопрос по-своему. Однако я бы отметил следующее. Среди них все больше тех, кто подошел к порогу, когда использование офисных приложений более не удовлетворяет их потребности в аналитике, и они, как правило, выбирают промышленные решения от вендора.