Разделы

Цифровизация MobileB2B ИТ в банках

Интернет-банкинг: на пути к мобильности и соцсетям

Сервис обслуживания клиентов через интернет предлагают практически все крупнейшие российские банки. Сегодня дальнейшее развитие интернет-банкинга идет не по пути расширения его функциональности, а в направлении обеспечения мобильности и интеграции с социальными сетями.

Интернет-клиент является самой распространенной системой дистанционного банковского обслуживания. Согласно результатам исследования рынка ДБО, ежегодно проводимого CNews, в 2013 г. интернет-обслуживание для юридических лиц предлагали 90% крупнейших российских банков Топ 100. Физическим лицам подобное решение было доступно в 83% из них.

«В России интернет-банкинг впервые появился в конце 90-х годов прошлого столетия. Но наибольшую динамику начал демонстрировать, пожалуй, в последний год. Это связано с большим скачком в развитии интернет-банкинга в России за последнее время, с растущим проникновением интернета в нашу жизнь, а также с развитием и совершенствованием банковской сферы в целом», - рассказывает Павел Мышев, менеджер по работе с ключевыми клиентами, компании «Синимекс».

Одновременно заметно выросла популярность решений для мобильного банкинга, которые, согласно данным исследования CNews, в 2013 г. используются в 64% банков Топ 100 против 54,1% годом ранее.

«Быстрый рост научно-технического прогресса и новые информационные технологии оказывают существенное влияние на общую оценку привлекательности банка. Развитие технологического процесса позволяет не только увеличить скорость обработки документов и ведения кассовых операций, но и расширить клиентуру. Благодаря интернету взаимосвязь клиент-банк становится более оперативной, что позволяет также дифференцированно работать с заказчиком в зависимости от индивидуальных предпочтений, склонности к риску и формирования портфеля клиента. А развитие информационных технологий позволяет в значительной степени сократить дистанцию между производителем и потребителем банковских услуг, существенно обостряет межбанковскую конкуренцию, а, следовательно, способствует развитию банковского обслуживания как в количественном, так и в качественном аспекте», - продолжает эксперт.

Рост функциональности остался позади

Интернет-банкинг, зарождавшийся как услуга доступа клиента банка к информации о своих финансах, на сегодняшний день, пожалуй, достиг апогея своего развития. Современные решения позволяют не только контролировать все возможные операции по банковским картам и счетам, в том числе блокировать их, но и оплачивать товары и услуги, переводить деньги со счета на счет, открывать и закрывать вклады, оформлять кредиты, запрашивать и отправлять множество документов и многое другое. И все это - не выходя из дома.

Наиболее продвинутые системы способны анализировать финансовое состояние клиента, демонстрировать ему результаты этого анализа в удобном и понятном виде и даже давать советы по оптимизации расходов и доходов.

Одновременно разработчики подобных решений принимают все меры для обеспечения безопасности пользователей. Это и система аутентификации пользователя интернет-банкинга, часто многоэтапная, и шифрование данных, и процедура подтверждения выполненных операций, и получение уведомлений как о входе пользователя в интернет-банк, так и о совершенных действиях, и использование электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

По сути, в современных решениях реализован практически полный спектр необходимого пользователю функционала. Благодаря этому у банков практически исчезает необходимость открытия клиентских офисов – все взаимодействие с клиентами может быть успешно перенесено в интернет. Наиболее ярким примером этого является банк «Тинькофф кредитные системы», успешно работающий с пользователями исключительно в виртуальном пространстве.

В такой ситуации перед разработчиками интернет-банкинга стоит непростая задача - как сохранить конкурентоспособность своего решения?

Новые задачи

Некоторые банки по-прежнему делают ставку на дальнейшее расширение сервисов. Например, предлагают пользователям интернет-банка возможность проверить задолженность перед различными организациями.

Еще один из трендов развития интернет-банкинга – это рост числа получателей платежей. Пользователи должны иметь возможность оплатить все необходимые им услуги вне зависимости от того, в каком регионе и кем они были предоставлены. В настоящее время нередко возникает ситуация, когда оплата услуг региональных провайдеров доступна лишь через локальные банки.

Перспективное направление – это упрощение процесса проведения операций, возможность настройки интерфейса в соответствии с индивидуальными предпочтениями клиента. Заполнение платежного поручения, подача всевозможных заявлений и получение необходимых сведений должны происходить максимально быстро и удобно.

Немаловажное требование к подобным решениям – кросс-платформенность. Они должны быть доступны пользователям всех существующих операционных систем.

Еще один из трендов развития интернет-банка – объединение в единой системе информации обо всех счетах клиента в различных банках и предоставление возможности управления ими из одного приложения.

Мобильность и соцсети

Несомненно, главной темой последнего времени является развитие мобильных банковских услуг. Еще 4 года назад эта технология находилась на 12 месте в списке наиболее значимых, но уже к 2012 г. переместилась на 2 позицию, уступив лидерство только BI. По мнению экспертов, еще через 2-3 года в России клиенты банков сократят операции, осуществляемые посредством пластиковых карт, в пользу операций через мобильные устройства.

Их мнение подтверждают и результаты исследований. По данным In-Stat, к 2015 г. объем транзакций, совершаемых с помощью мобильных платежей составит более $1 трлн (рост в 7 раз). А Juniper Research утверждает, что в 2013-2017 гг. количество людей, пользующихся банковскими услугами с мобильных устройств, возрастет с 590 млн до 1 млрд. К 2017 году 15% всех абонентов мобильной связи в мире будут пользоваться мобильным банкингом. Наибольший уровень проникновения мобильного банкинга к 2017 г. будет в Китае, Северной Америке и Западной Европе.

"Бизнесмены желают видеть состояние своих дел из любой точки земного шара, – рассказывал Алексей Зотов, руководитель направления развития мобильных решений компании BSS участникам организованного CNews круглого стола «Мобилизация бизнеса: на стадии активного роста». – Вот почему мы решили выпустить банк-клиент для планшета. Это полноценный канал дистанционного банковского обслуживания юридических лиц, который в состоянии поддерживать юридически значимый документооборот с банком и обеспечивать управление счетами предприятия в защищенной среде ДБО". Серверная часть при этом установлена в банке и интегрируется в систему ДБО BS-Client, в то время как клиентская часть загружается пользователем как мобильное приложение».

Участник другого круглого стола CNews «ИКТ в финансовом секторе» директор "Азиатско-Тихоокеанского банка" Алексей Казарцев уверен, что именно мобильный банкинг способен повысить качество обслуживания клиентов. Им никуда не нужно ходить, чтобы получить услуги от банков, а банки, в свою очередь, экономят на организации обслуживания фронт-офиса и персонале.

По его словам, в настоящее время существует 3 класса мобильных банковских систем: браузерные, карточные и полнофункциональные, и у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Браузерный мобильный банкинг скоро отомрет из-за проблем с безопасностью, несмотря на то, что внедряется он просто и быстро. Доступ в такую систему осуществляется с помощью логина-пароля и подтверждающих sms, которые хакеры уже научились перехватывать. Самая надежная из имеющихся на сегодня мобильных банковских решений — это полнофункциональные системы, "терминал типа Qiwi в мобильнике", как назвал их спикер.

Еще одно возможное направление развитие «банка будущего» - это интеграция банковских сервисов с социальными сетями. «В будущем, чтобы отвечать ожиданиям и потребностям своих клиентов, интернет-банкинг должен обеспечить себе активное присутствие и интеграцию в социальных сетях, - уверен Павел Мышев. -С каждым днем растет количество российских пользователей всемирной паутины и чтобы соответствовать современным тенденциям, все больше компаний обзаводятся собственными страничками в социальных сетях. И пользователи интернета воспринимают официальные странички этих компаний как еще один канал для коммуникаций, который обеспечит им двусторонний диалог. Полный доступ к аккаунту в социальной сети и одновременный ограниченный доступ в интернет-банк к счетам — это ближайшее будущее развития интернет-банкинга в части повышения удобства его использования в повседневной жизни клиента. Такой сервис клиентам интересен и будет приветствоваться».

Наталья Рудычева/CNews Analytics