Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Банковская информатизация: фокус на клиентах

Финансово-кредитные организации продолжают оставаться главными потребителями решений в области информационных технологий. Фокус инвестиций российских банков в 2014 г. главным образом будет направлен на развитие клиентских сервисов.

Действуя в условиях нестабильности, резкого торможения экономического роста во многих странах и, вместе с тем, усиления конкурентной борьбы, банки концентрируются на повышении эффективности и снижении издержек, ищут пути сохранения лояльности существующих клиентов и привлечения новых.

Мировые тренды

Банки по-прежнему занимают львиную долю в ИТ-инвестициях среди всех отраслей. Согласно данным IDC Financial Insights, в 2014 г. их траты на ИТ составят $215 млрд (+4,2% к уровню 2013 г.). Рост расходов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Ближнем Востоке, Латинской Америке и Африке составит более 7%, тогда как в Европе и Северной Америке он окажется существенно ниже 5%. По словам старшего аналитика по банкам IDC Financial Insights Карен Мэсси (Karen Messy), банкиры продолжают быть избирательными в ИТ-инициативах и сосредотачивают внимание на тех направлениях, которые принесут пользу клиентам и самой организации, в то же время удовлетворяя требованиям снижения расходов и повышения эффективности. IDC ожидает увидеть много проектов, связанных с обеспечением требований законодательства (compliance), с модернизацией инфраструктуры, а также инициативы по улучшению обслуживания клиентов и проекты в области информационной безопасности.

В ноябре 2013 г. компания Pierre Audoin Consultants (PAC) опубликовала итоги опроса 220 ИТ-директоров и ИТ-менеджеров финансовых организаций по всему миру. Как выяснилось, бюджеты примерно 50% банков выросли в 2013 г. Одним из ключевых вопросов в повестке дня у многих представителей сектора стала модернизация ИТ-ландшафта. Почти половина лиц, ответственных за принятие решений, заявила, что ИТ-бюджеты на эти цели будут расти в 2014–2015 гг. Лишь 9% респондентов заявили о сокращении расходов. «Большинство опрошенных нами банков готово продолжать инвестировать в новейшие технологии. В то же время сокращение расходов на текущие ИТ-операции является одним из приоритетов для банков, желающих начать экономить», – поясняет автор исследования Эйке Бибер (Eike Beiber), ведущий консультант Pierre Audoin Consultants.

Желание нарастить клиентскую базу требует от банков повышенного внимания к фронт-офису, если они хотят нарастить доход и увеличить свою долю на рынке, считают эксперты компании Ovum. По их мнению, ИТ-расходы розничных банков в 2018 г. достигнут $152,5 млрд в 2018 г. Если в Западной Европе среднегодовые темпы роста бюджетов составят 2,9%, то в Северной Америке 4,8%. В Латинской Америке расходы будут расти самыми высокими темпами – в среднем на 7,7% ежегодно в ближайшую пятилетку.

Текущие приоритеты

Расходы, связанные с соблюдением законодательных требований, во многом будут зависеть от реализации таких инициатив, как SEPA (единая зона платежей в евро), Basel III (стандарт в области банковского регулирования) и Закон Додда-Фрэнка (принят с целью снижения рисков финансовой системы США). Как отмечают эксперты, банки остаются осторожными и предпочитают в инвестициях ориентироваться на краткосрочные и среднесрочные ИТ-стратегии.

В Ovum считают, что приоритетом банковской розницы до 2018 г. будет развитие бизнеса: увеличение выручки и рост рентабельности. ИТ-расходы в этой области прогнозируются в размере $13,6 млрд по итогам 2018 г. Большое внимание будет уделено онлайн-банкингу: только в 2014 г. рост расходов на это направление составит 6,4%, а их общая сумма в 2018 г. достигнет $10 млрд. Инвестиции в мобильный банкинг будут расти еще большими темпами. Это связано с тем, что постепенно зреет функциональность цифровых каналов, а клиенты все охотнее используют их.

В 2014 г. банки потратят на 5,7% больше на решения по организации хранилищ данных и интеллектуальному анализу данных. Финансово-кредитные учреждения охотно инвестируют в решения по интеграции данных, управлению их качеством и сервисно-ориентированную архитектуру (SOA), чтобы упростить работу с набором приложений и получение необходимой информации. Управление маркетингом также на инвестиционном карандаше – оно необходимо для того, чтобы быть ближе к потребителям банковских продуктов и быстрее достучаться до них.

Среди ключевых направлений банковских ИТ-расходов аналитики крупнейших мировых агентств также выделяют организацию мультиканальных продаж (Omnichannel), систему поддержки основной банковской деятельности (Core Banking), создание частных «облаков».

Российская специфика

Банки в России в настоящее время концентрируются на решении текущих задач и не ставят в приоритеты работу на перспективу. Вероятность того, что бюджеты ряда крупных проектов, стартовавших в 2012–2013 гг., будут сокращены, весьма велика, отмечали участники конференции CNews «ИКТ в финансовом секторе: новые стратегии», прошедшей 20 марта 2014 г.

Впрочем, далеко не все отечественные банки готовы экономить на ИТ. Учреждения, нацеленные на активное продвижение в рознице, развитие каналов дистанционного банковского обслуживания и совершенствование внутренних процессов, средств не жалеют. Так, ИТ-бюджет банка «Санкт-Петербург» в 2014 г. увеличился примерно на 10%, сообщил CNews директор дирекции по информационным технологиям этого банка Ярослав Шелин.

Основной фокус инвестиций, по мнению опрошенных CNews ИТ-руководителей и ИТ-специалистов банков, в 2014 г. связан с CRM (включая интеграцию с социальными сетями), различные системы для хранения и анализа информации (хранилища данных, системы класса Business Intelligence и Big Data).

Также приоритетным направлением остается развитие каналов ДБО, включая мобильные сервисы. «Сейчас мы являемся свидетелями реализации тренда, согласно которому банковский сервис переходит от модели, в центре которой находится банк, в сторону модели, в центре которой находится клиент», – подчеркивает Андрей Грачев, директор департамента карточных и дистанционных технологий «Росбанка». По словам специалиста, реализация подобной модели, помимо инвестиций в системы дистанционного обслуживания, в CRM-системы и решения, позволяющие формировать аналитику в различных разрезах, требует вложений в интеграционные шины. Интеграция позволяет в режиме онлайн консолидировать данные из разных систем и создавать на этой основе привлекательные продуктовые сервисы, причем с персональным акцентом.

Остается актуальным и вопрос совершенствования систем безопасности банков. Кроме того, многие организации делают солидные вливания во внутренние проекты, направленные на повышение эффективности и снижение издержек.

Ярослав Шелин обращает внимание, что на развитие банковского ИТ-направления в этом году влияет много законодательных изменений по форме и формату взаимодействия с государственными органами и Центральным Банком. «Требуются быстрые и достаточно серьезные изменения в действующих системах, – говорит он. – Технологически необходимо повышение скорости и качества предоставляемых услуг с одновременным изменением их под новые привычки потребителей, которые хотят получать банковские услуги здесь и сейчас, удаленно и мобильно».

Директор по информационным технологиям банка «Хоум Кредит» Алексей Евтушенко отмечает, что наибольшее влияние в части доработок, связанных с законодательными инициативами, оказывает вступление в силу закона о потребительском кредите (№ 353-ФЗ). Этот закон затрагивает довольно большие области и с точки зрения порядка расчетов – как ограничений, так и информирования клиентов. Помимо этого, в прошлом году в «Хоум Кредит» реализовали взаимодействие с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), а в ближайшее время планируется перейти на электронное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов (ФССП). Это электронное взаимодействие с государственными органами реализовано посредством подключения через интегратор Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Кроме того, ряд российских банков в этом году планирует активно развивать платежные сервисы, в том числе и в адрес государственных предприятий.

Андрей Арсентьев