AT Consulting: Подключить банк к СМЭВ не сложней, чем инсталлировать Windows
В январе текущего года в силу вступила статья 21.3 №210-ФЗ, обязывающая кредитные организации незамедлительно передавать сведения об уплате гражданами и юридическими лицами денежных средств в пользу государства, в том числе сведения об уплате штрафов ГИБДД, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Сегодня ИТ-рынок готов предложить специализированные решения, позволяющие автоматизировать процесс передачи данных о платежах — например, систему eGovernmentConnector от компании АТ Consulting. О продукте рассказывает Виктор Евтеев, менеджер проектов компании.CNews: Исполнение закона можно обеспечить только внедрением специализированного решения? Можно ли обойтись без него?
Виктор Евтеев: Идея заключается в том, что банки должны сообщать обо всех платежах физических и юридических лиц, которые они проводят в пользу государства, подключившись к сервису ГИС ГМП. Некоторые банки давно сотрудничают с государством, в том числе в рамках единого портала государственных услуг, а также предоставляют в системах интернет-банкинга сервисы для граждан, как, например, оплата штрафов ГИБДД. Эти банки подключены к системе Федерального казначейства уже давно, они не нуждаются в дополнительном стимулировании с помощью законодательных мер. Но многие кредитные организации не видят коммерческой выгоды в исполнении №210-ФЗ.
Банки, для которых сотрудничество с государством является стратегическим направлением развития, в большинстве случаев дорабатывают собственные системы самостоятельно. Но, как правило, приобрести готовое решение оказывается дешевле и проще. Давайте посчитаем. Чтобы подключаться к ГИС ГМП, банку необходимо дополнительно нанять минимум двух специалистов: разработчика и менеджера проекта. И тому, и другому понадобится примерно 3–6 месяцев для проведения проекта от начала до конца. После окончания разработки банк будет вынужден содержать в штате хотя бы одного сотрудника, который должен будет поддерживать сервисы в актуальном рабочем состоянии, обновлять форматы обмена данными с ГИС ГМП и СМЭВ после выхода их изменений, фиксировать статистические данные.
Основной модуль внедряется для обмена данными с Федеральным казначейством. Дополнительно банк может приобрести модули для взаимодействия с ФМС, ФНС, Росреестром и ФССП
Наше решение – eGovernmentConnector – стоит 130 тыс. рублей. Кроме этого, мы предоставляем возможность расширения сотрудничества – взаимодействие не только с ГИС ГМП Федерального казначейства, но и с другими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ).
CNews: Чем это выгодно банку?
Виктор Евтеев: К примеру, банк рассматривает заявку на получение кредита. Ему важно убедиться в достоверности сведений, которые предоставляет будущий клиент. Подключившись к системе миграционной службы (ФМС России), он может в режиме онлайн, просто введя паспортные данные гражданина, проверить подлинность документа. Таким же образом можно осуществлять проверку регистрации по месту жительства. Все это существенно ускорит принятие решения банка относительно выдачи кредита. Кроме этого, финансовая организация сможет быстрее и гораздо проще отвечать на запросы служб исполнения наказаний (ФССП России) или налоговых (ФНС России), заменив бумажную волокиту электронным документооборотом.
Сделав цену доступной, мы ориентируемся на массовость продаж: основной модуль стоит 130 тыс. рублей, каждый дополнительный — от 25 тыс. до 55 тыс. рублей
Любое общение, к примеру, с судебными приставами сопровождается большим количеством бумажных документов. Сначала поступает письменный запрос, действительно ли в данном банке открыт счет некоего юридического или физического лица. Банк должен точно так же, в письменном виде, ответить. Далее может прийти требование арестовать этот счет – соответственно, банк должен дать ответ, что действие выполнено. Только представьте, каков поток отправляемых и получаемых по почте или с помощью курьера документов, если реестр ФССП может состоять из сотен страниц.
CNews: Вы уже упомянули о решении eGovernmentConnector, которое компания AT Consulting вывела на рынок в апреле. Что оно собой представляет? Из каких компонентов состоит?
Виктор Евтеев: Решение eGovernmentConnector состоит из пяти модулей. Изначально оно поставляется с модулем для взаимодействия с ГИС ГМП. Почему именно так? Очень просто. Потому что №210-ФЗ должны исполнять все, без этого модуля покупать систему eGovernmentConnector вообще не имеет никакого смысла. В дальнейшем банк может приобретать дополнительные модули для взаимодействия еще с четырьмя федеральными органами исполнительной власти для исполнения распоряжения правительства 1471-Р. Это Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Росреестр и Федеральная служба судебных приставов.
CNews: То есть с перечисленными службами банки также обязали обмениваться данными?
Виктор Евтеев: В распоряжении нет четкого указания, что банки должны это делать в обязательном порядке. Это ФОИВ обязаны выставить в СМЭВ сервисы, которые запрашивают данные в электронном виде. Но как это возможно, если банк сам не позаботится о возможности подключения к СМЭВ для взаимодействия с указанными органами исполнительной власти? Если банк не будет отвечать на запросы, как в нашем примере с ФССП, то распоряжение просто не будет иметь смысла.
CNews: Какие задачи решает eGovernmentConnector в первую очередь?
Виктор Евтеев: Его первоочередная задача — отправление уведомлений в Федеральное казначейство о проведенных платежах. Кроме этого, с помощью нашего решения банк может осуществлять поиск начислений, выставленных на физическое или юридическое лицо государством, по различным идентификаторам. Имеется в виду следующая ситуация. В банк приходит клиент с намерением оплатить, допустим, пошлину за госуслугу. Он протягивает кассиру или операционисту какой-либо документ – паспорт, СНИЛС или ИНН, водительское удостоверение и т.д. (всего более 10 идентификаторов). По его номеру в eGovernmentConnector можно найти все начисления, которые выставлены на данное лицо по данному идентификатору – например, какой-либо штраф, налог, госпошлину и т.д. В свою очередь сотрудник банка предлагает клиенту это начисление оплатить. После оплаты отправляется уведомление о проведенных платежах в пользу государства. «Повисшие», «застрявшие» неизвестно где платежи будут навсегда забыты.
CNews: Взаимодействие с ФМС и пр. — это своего рода бонусы?
Виктор Евтеев: Я бы не стал называть это бонусами. Скорее, это возможности расширения системы eGovernmentConnector до взаимодействия с теми ФОИВ, которые банк сам выберет. Сервисы становятся доступны после подключения дополнительных модулей.
CNews: Каковы конкурентные преимущества вашего решения?
Виктор Евтеев: Во-первых, наше решение является наиболее доступным с точки зрения цены. Напомню: стоимость основного модуля, внедряемого с целью взаимодействия с ГИС ГМП, составляет 130 тыс. рублей. Цена каждого дополнительного модуля намного ниже – от 25 тыс. до 55 тыс. рублей. Решение легко масштабируется, покупка дополнительных лицензий не требуется. Во-вторых, eGovernmentConnector является кросс-платформенным решением и не имеет каких-то особенных ограничений по «железу», его можно устанавливать практически на любой сервер приложений без дополнительных настроек.