Разделы

ПО Безопасность Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл Маркет

7 самых крупных проблем, которые отмечают ИТ-руководители в 2022 году

Казалось, 2020-й войдет в историю ИТ, как самый форс-мажорный год. Но 2022-й бьет все рекорды. В этом году руководители столкнулись с беспрецедентными экономическими, рыночными и мировыми потрясениями, вынуждающими ИТ-менеджеров срочно искать быстрые, нестандартные и часто противоречивые пути решений. Ниже описаны 7 самых заметных проблем 2022 года и пути их решения.

Новые технологии энергично выходят на рынок, существующие — активно развиваются. Бизнес нуждается в изменениях в мгновение ока, персонал приходит и уходит. Но все эти проблемы малы по сравнению с турбулентностью, в которой сегодня вынуждены работать ИТ-руководители.

Капитаны ИТ должны в пожарном порядке адаптироваться к быстрым изменениям, находить и использовать такие современные решения, которые позволят без потерь срочно вывести корабль или даже флотилию информационных систем компании из бушующего урагана.

К типичным отрицательно влияющим факторам и рискам добавились нарастающие угрозы, связанные с:

  • пандемией;
  • геополитическими разногласиями;
  • экономической нестабильностью.

Их динамика вынуждает быстро менять тактические и стратегические планы компаний и ИТ-директоров на ближайший год. Рассмотрим, что сейчас привлекает наибольшее внимание ИТ-руководителей.

Проблема №1. Растущие угрозы и требования к информационной безопасности (ИБ) и конфиденциальности данных

Ведущие ИТ-руководители всегда ставили информационную безопасность в топ своего списка приоритетов, но в этом году они отмечают, что она стала более серьезной проблемой.

Отчасти это связано с геополитической ситуацией, которая вызвала активизацию хакеров всех категорий. Это заставило ИТ уделять особое внимание решениям и сервисам по ИБ для совершенствования систем безопасности своих компаний, использования лучших практик информационной гигиены и многоуровневой защиты. Как отмечают ИТ-менеджеры: «Эти сервисы сейчас важнее, чем когда-либо!».

ИТ-менеджеры повсеместно отмечают, что сервисы по информационной безопасности сейчас важнее, чем когда-либо!

Это подтверждает исследование CIO Leadership Perspectives 2022 — приоритетом №1 в фокусе CIO являются стратегии информационной безопасности (в 2021 году — 2-е место).

«ИТ-руководители всех уровней испытывают повышенный интерес к вопросам безопасности и, в частности, к защите данных. Это связано как усиливающимися враждебными действиями конкурентов и хакерских группировок, которые продают свои услуги в даркнете, так и постоянно ужесточающимися требованиями регуляторов в области обработки персональных данных. Кроме того, в облака активно мигрируют отрасли с весьма чувствительными данными, такие как банки, страховые и медицинские компании. Даже обычные ритейл-компании обрабатывают в онлайне огромные массивы персональных данных различных категорий, за которыми охотятся всевозможные хакерские группировки. Поэтому использование профессиональной и сертифицированной защиты дает клиентам гарантии сохранности данных, а CIO спать спокойно», — отмечает Руслан Мельников, директор продукта Softline Cloud.

Проблема №2. Постоянно растущие требования к цифровой трансформации

Одним из вызовов цифровой трансформации является требование ускорения и непрерывности развития сервисов компаний. В связи с этим снежным комом растут объемы работы для ИТ-подразделений, что является одной из главных проблем, отмечаемых ИТ-руководителями и исследователями.

Фото: fintecbuzz.com
ИТ-руководителям сегодня приходится работать больше других коллег, чтобы интегрировать потребительский опыт в практические результаты

Так, CIO Schneider Electric Элизабет Хакенсон отмечает: «Ускоренный спрос на цифровые возможности растет одновременно по всему предприятию». Это типовой запрос на комплексную интеллектуальную автоматизацию всех процессов организации.

«Технологии становятся гораздо ближе к заказчику. И хотя обслуживание клиентов является обязанностью не только ИТ-руководителя, ему в целом необходимо делать больше других коллег, чтобы интегрировать потребительский опыт в практические результаты ИТ-сервисов, приоритизировать использование клиентского опыта для улучшения качества и кросс-функциональности сервисов и продуктов. Трансформация процессов управления и ИТ-бизнес-процессов компании теперь основывается на принципах гибкости и быстрой адаптивности, при которых бизнес и разработчики работают совместно и итеративно бок о бок, основываясь на клиентском опыте. Зачастую в этот процесс вовлекают клиентов, оцифровывая и обобщая клиентский опыт и создавая сервисы, способные персонализироваться и быстро адаптироваться к индивидуальным потребностям клиентов», — считает эксперт по развитию облачных сервисов Михаил Волков.

Проблема №3. Клиентский опыт

Потребители становятся все более разборчивыми и привередливыми, а рынок максимально клиентоцентричным. Согласно опубликованной статистике Forbes сейчас уже более 66% компаний конкурируют за качество обслуживания клиентов, по сравнению с 36% в 2010 году. Компании, которые лидируют в клиентском опыте, превосходят отстающих почти на 80% и на 60% более прибыльны.

Для достижения необходимого уровня качества обслуживания необходимо непрерывно развивать продукты и услуги с учетом динамики развития персональных предпочтений потребителей. В первую очередь это относится к продуктам и сервисам по подписке, когда удержание и развитие клиента становится важнейшей метрикой сервиса и собственного бизнеса.

По мнению Дмитрия Исаева, директора управления облачных решений Softline: «Эта усиливающаяся тенденция делает качество обслуживания клиентов главной заботой ИТ-руководителей. Очень важно действительно понимать клиента, поэтому ИТ-менеджеры должны активней работать во фронт-офисе, ближе к клиенту, чтобы лучше его понимать и успевать адаптировать свои сервисы под растущие потребности клиента раньше конкурентов. Однако это по-прежнему является проблемой для многих ИТ-руководителей, которые еще недостаточно близки с внутренними и внешними заказчиками».

Для достижения высокого качества обслуживания необходимо непрерывно развивать продукты и услуги с учетом персональных предпочтений потребителей

«Сервис начинается с человека, — подчеркивает Дмитрий Исаев. — Начните с персоны или нескольких персон, сопоставьте опыт их работы с вашим сервисом, сделайте CJM (диаграмму взаимодействия потребителя с вашим сервисом), а затем на основе полученного результата и анализа сделайте такие технологические и функциональные решения, которые позволят создавать более качественные и полезные сервисы, превосходящие конкурентов».

Проблема №4. Расширение возможностей по обработке и использованию больших объемов данных

Согласно исследованию Evanta 2022 CIO Leadership Perspectives, одним из важнейших ИТ-приоритетов является обработка и анализ данных. ИТ-руководители считают ключевым в достижении целей компании развитие использования и аналитики больших данных.

Фото: mirinfo.ru
Одним из важнейших ИТ-приоритетов сегодня является обработка и анализ данных

Чтобы добиться этого, некоторые передовые компании внедряют управление мастер-данными с важнейшей для ведения бизнеса информацией — о клиентах, продуктах, услугах, персонале, технологиях, материалах и т.п. Мастер-данные относительно редко изменяются и не являются транзакционными.

Для трансформации процессов с использованием мастер-данных необходимо провести технологические обновления информационной системы предприятия, чтобы обеспечить необходимые уровни интеграции сервисов с помощью API для более широкого и гибкого доступа к данным и изменения информационной культуры, поощряющей внедрение большего количества инноваций путем «проверки гипотез» с использованием данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

«Такие компании, как наша, обладающие огромным объемом данных, сейчас сосредоточены на поиске таких вариантов обработки и использования данных, которые будут иметь для нас максимальную ценность. Поэтому недавно наша компания наняла своего первого специалиста по искусственному интеллекту, который будет руководить развитием этого направления», — комментирует Элизабет Хакенсон.

Проблема №5. Модернизация корпоративной стратегии и реинвестиции в облачные сервисы

Многочисленные исследования показывают, а опрос PwC 2022 Pulse Survey подтверждает, что:

CIO необходимо активно расширять использование облачных сервисов, чтобы обеспечить необходимый уровень и динамику развития бизнеса и информационных систем компании.

Чтобы обеспечить необходимый уровень и динамику развития бизнеса, ИТ-руководители должны активно расширять область применения облачных сервисов

Опрос Evanta показывает, что 54% ​​CIO активно инвестируют в модернизацию облачной инфраструктуры, вторую по величине часть ИТ-бюджета после информационной безопасности.

«Сейчас уже нет технологической ИТ-стратегии, в центре которой не было бы облака. И речь идет не просто о развертывании и миграции в облако имеющихся локальных инфраструктур, а скорее о комплексном решении задач компании и использовании облачных сервисов для изменения бизнес-показателей: снижения затрат, уменьшения времени выхода на рынок, более качественного обслуживания потребителей на основе тесной интеграции клиентского опыта в сервисы облачного провайдера. В нашей практике много кейсов, когда клиенты становятся партнерами в развитии наших облачных сервисов, адаптируя их под свои растущие потребности общими усилиями», — подчеркивает Руслан Мельников.

Проблема №6. Влияние геополитики на стек технологий. Сбои логистики поставок

Во время переформатирования облачной стратегии и внедрения более зрелого использования корпоративных данных CIO все чаще сталкиваются с новыми государственными правилами, существенно влияющими на обе области развития.

В исследовании What Forces Are Driving Digital Geopolitics and Where CIOs Should Focus Gartner подробно рассматриваются проблемы влияния для ИТ-систем роста национализма/деглобализации, геополитических и культурных сдвигах в обществе и турбулентности как тенденциях, вызывающих озабоченность у руководства компаний, отмечая: «Цифровая геополитика в настоящее время является одной из самых разрушительных тенденций, которую CIO вынуждены преодолевать». Эти новые тенденции даже породили противоречивую концепцию размежевания интернета — балканизацию или сплинтернет (Splinternet).

Цифровая геополитика в настоящее время является одной из самых разрушительных тенденций, которую CIO вынуждены преодолевать

Эти новые правила и положения вынуждают CIO к разработке различных технологических стеков для разных регионов, причем эти технологические стеки часто расходятся по границам регионов. Кроме того, некоторым CIO приходится по-разному настраивать и интегрировать ИТ-службы в разных регионах в соответствии как с локальным законодательством, так и глобальными санкциями.

Геополитические проблемы сильно влияют на ИТ и в других областях, например, проблемы с цепочками поставок задерживают ключевые технологические компоненты. До сих пор существует глобальная проблема с нехваткой чипов, которая с высокой вероятностью продлится до 2024 года. Сроки поставок увеличиваются кратно, а потребители вынуждены использовать любое доступное оборудование, что кратно усиливает проблемы для ИТ-менеджеров.

Последние исследования Gartner для CIO подтверждают, что руководители, в том числе CIO, сталкиваются с многочисленными проблемами — инфляцией, дефицитом поставок, высокой текучестью кадров. ИТ-руководители, как и их коллеги из высшего руководства, должны более тесно взаимодействовать, чтобы планировать и быстрее достигать общие цели.

Эксперт Gartner подчеркивает: «Способность и возможность добиться цели — одна из основных проблем для CIO. Они фактически оказываются в мощных тисках необходимости соответствия быстро меняющимся требованиям и существующих возможностей успешного решения, и даже необходимости превышения ожиданий бизнеса. Эти тенденции не новы, но они стали гораздо сильнее влиять на CIO, и, очевидно, сейчас в туннеле пока не видно света. CIO должны раздвинуть границы, которые традиционно ограничивали всю техническую работу и инновации внутри ИТ-подразделения, и вместо этого перейти к распределенной разработке и децентрализации ИТ. В организации есть возможности, организуются маркетплейсы, на которых CIO могут использовать не только навыки, но и знания, чтобы добиться цели или понять, как внедрять инновации или решать бизнес-проблемы. Это открывает большие возможности для CIO, поскольку технологии являются инструментом в решении бизнес-задач».

Проблема №7. Сдерживание затрат, команды, персонал, жесткая конкуренция за таланты и турбулентность

Исследование Evanta доказывает, что основным приоритетом для ИТ-директоров предприятий является повышение операционной эффективности и производительности. Другие исследования подтверждают растущее влияние использования новых технологий для снижения затрат — как в рамках ИТ, так и во всей организации.

Сегодня значительное количество вызовов и проблем для ИТ руководителя пришли одновременно, что как повышает ценность ИТ, так и повышает значимость ошибки

ИТ-руководители и эксперты по вопросам управления признают, что ИТ-подразделение всегда должно искать способы использования технологий для сокращения затрат и повышения производительности, но приоритет этой задачи колеблется в зависимости от множества факторов, таких как состояние рынка, бизнеса и общей экономики региона и страны.

«При этом сейчас такое время, когда значительное количество вызовов и проблем для ИТ руководителя пришли одновременно, что как повышает ценность ИТ, так и повышает значимость ошибки. И проблемы нельзя отложить на потом, их надо решать здесь и сейчас с вендорами и партнерами, которые не прервут отношения в таких сложных ситуациях, в которых мы все сейчас находимся. Для ИТ-руководителя это и есть причина турбулентности, в которой они вынуждены быстро решать сложнейшие и противоречивые задачи при высочайшей степени ответственности CIO за принятые решения. И что также сейчас важно — большую часть рисков и проблем помогает решить надежный ИТ-провайдер, надежный партнер и опора», — подчеркивает Илья Савкин, CIO Softline.

Инфляция, опасения по поводу возможной рецессии и страхи перед стагфляцией заставляют руководителей различных отраслей пересматривать бюджеты и, таким образом, снова делать главной целью сдерживание расходов.

«Бизнес регулярно предпринимает попытки проанализировать затраты на ИТ и подумать о перераспределении затрат в случае падения спроса, — отмечает Руслан Мельников. — Восемь месяцев назад большинство ИТ-директоров и генеральных директоров думали о росте и о том, как удовлетворить спрос. Есть компании, которые все еще активно занимаются развитием, но все больше появляется таких, которые очень обеспокоены нестабильностью и цикличностью спроса. В некоторых сегментах и отраслях спрос сильно сокращается, и может стать еще меньше, поэтому бюджеты CIO также могут существенно сократиться».

Фото: sharij.net
Казалось, 2020-й войдет в историю ИТ, как самый форс-мажорный год. Но 2022-й бьет все рекорды

Турбулентность ситуации для бизнеса приводит к нестабильности ИТ-бюджета и оплаты труда дефицитного ИТ-персонала. В течение многих лет ИТ-руководители сталкивались с проблемами найма и удержания высококвалифицированных технических профессионалов, поскольку вакансий было больше, чем необходимых специалистов. Активный переход многих компаний на удаленную работу за последние два года сделал конкуренцию за квалифицированных ИТ-профессионалов еще более жесткой. CIO говорят, что это усилило потребность в развитии внутренних талантов и корпоративном обучении, чтобы гарантировать необходимую лояльность сотрудников и возможность справляться с рабочими нагрузками в будущем.

«ИТ сотрудничает со своими заинтересованными сторонами, чтобы помочь компании использовать цифровые технологии для улучшения своей текущей бизнес-модели и создания новых продуктов, услуг и моделей, — говорит Николас Колисто, вице-президент и ИТ-директор Avery Dennison. — Мы лидируем в реализации программ цифровой трансформации и культуры на основе внутреннего потенциала и стратегических партнерских отношений с поставщиками для развития навыков в нашей компании, чтобы добиться лучших результатов в бизнесе и обеспечить приоритеты. Талант — это основа, от которой зависят наши достижения и успехи».

Avery Dennison использует свой Центр цифровых инноваций и передового опыта (DICE), который проактивно помогает находить решения насущных бизнес-задач с помощью R&D с использованием новых технологий. Благодаря программе обучения, лабораторным экспериментам и связям с партнерской экосистемой Центр помогает компании разрабатывать инновационные решения для повышения качества обслуживания клиентов и сотрудников, а также выводить на рынок новые продукты и услуги.