Андрей Дмитриев, Сбер: Вопреки ожиданиям скептиков, интерес к цифровой трансформации растёт
Хотя общая рыночная ситуация в этом году заставляет организации сокращать бюджеты на ИТ и цифровые проекты, идти на поводу этого тренда опасно, так как цифровая трансформация уже превратились из просто инструмента для достижения целей в неотъемлемую функцию менеджмента. Управляющий директор дирекции трансформации клиентов CIB Сбербанк Андрей Дмитриев рассказал CNews, как минимизировать ущерб от ухода иностранных вендоров и какую роль в этом играют цифровые решения Сбера и Platform V.
«В этом году все перешли на недельные спринты постановки стратегических задач и, по сути, операционное управление бизнесом»
CNews: Сейчас очень много говорят про импортозамещение, а как изменилась ситуация с цифровой трансформацией за последние несколько месяцев? Не потеряла ли она своей актуальности?
Андрей Дмитриев: Как сказал Джек Уэлч, который в течение двадцати лет возглавлял General Electric: «Если скорость изменения вовне превышает скорость изменений внутри, это означает, что кончина организации уже не за горами».
Если последние 5-10 лет все сначала говорили о стратегии развития компании на 5 лет, потом на 3 года, потом на один год, то в этом году все перешли на недельные спринты постановки стратегических задач и, по сути, операционное управление бизнесом.
Одним из ключевых критериев принятия качественных управленческих решений стала скорость и точность получения информации, и это касается не только рыночной аналитики, но и отслеживания «здоровья» самой компании. Важным стало мониторить на ежедневной основе отклик компании на управленческие решения, чтобы иметь возможность оперативно вносить корректировки.
В качестве упрощенного примера можно сравнить два автомобиля, один начала XX века, а второй самый современный. Современный автомобиль, по сути, находится на пике цифровой трансформации и обеспечен всеми современными датчиками, алгоритмами контроля и дэшбордами как для пользователя, так и для специалиста автосервиса. Такой автомобиль позволяет мониторить техническое состояние, уровень жидкостей, а также обнаружить и устранить любую поломку в максимально короткий срок. Смогли бы вы провести такую оперативную диагностику с автомобилем начала XX века?
Цифровая трансформация перешла из разряда инструментов в приоритетное направление жизнедеятельности любой компании, она максимально приблизилась к тому, чтобы стать ещё одной функцией менеджмента, наряду с классическими функциями: планирование, организация, мотивация и контроль.
CNews: С какими трудностями сейчас сталкиваются крупные корпоративные заказчики при проведении цифровой трансформации? Это же не только импортозамещение?
Андрей Дмитриев: В последние месяцы возникло два тренда, усложнивших процесс цифровой трансформации, несмотря на высокий спрос со стороны CIO и CDTO (Chief Digital Tranfromation Officer).
Первый – это сокращение бюджетов на цифровизацию. Многие крупнейшие клиенты либо временно заморозили бюджеты, либо запустили процесс повторной защиты проектных инициатив с их деприоритизацией. Большинство сконцентрировались на импортозамещении критических элементов ИТ-архитектуры, закупке «железа», при этом сократив инициативы по росту качества клиентского сервиса, повышению уровня удовлетворения внутреннего заказчика и построению сквозной цифровизации. Происходит постепенный возврат к «лоскутному одеялу» реализации стратегии цифровой трансформации из разряда на что есть бюджет и где есть готовые отечественные решения.
Второй тренд представляет собой не просто импортозамещение, а обеспечение полноценного технологического суверенитета. К сожалению, насколько это правильная инициатива, настолько же она и трудно реализуемая. Готовыми и масштабируемыми отечественными решениями покрыть все выпадающие компоненты ИТ-ландшафта сейчас не представляется возможным. В связи с этим крупные корпоративные заказчики вынуждены либо развивать собственную инсорсинговую разработку, либо искать нишевых и региональных игроков, зачастую даже из смежных отраслей, с дальнейшей адаптацией их решений под свои задачи и промышленный ИТ-ландшафт.
Радует тот факт, что за последние 5 лет стало существенно больше российских компаний, которые выбрали путь цифровой трансформации раньше всех и прошли большую часть этого непростого пути. Сейчас они смогли на своем примере доказать своевременность и важность цифровой трансформации.
«Наша стратегия уже давно предполагала существенный фокус на импортозамещение и развитие собственных технологических разработок»
CNews: Исходя из обозначенных трудностей, Сбер как-то изменил свой подход к реализации проектов цифровой трансформации с клиентами?
Андрей Дмитриев: В целом, наша стратегия работы уже давно предполагала существенный фокус на импортозамещение и развитие собственных технологических разработок. Такой стратегии следует и сама Группа Сбера, эту же философию мы всегда распространяли среди наших клиентов. Когда мы провели детальный аудит всего нашего цифрового продуктового портфеля для корпоративных клиентов, то поняли, что можем продолжать предлагать клиентам практически все продукты.
Мы также предприняли ряд мер, чтобы существенно нарастить продуктовое предложение в ответ на растущий спрос со стороны клиентов. С одной стороны, Сбер существенно усилил направления стратегического и архитектурного консалтинга, а также обмен опытом и референс-визиты с внутренними подразделениями банка, чтобы помочь заказчикам актуализировать цифровую стратегию, обосновать проекты и защитить бюджет. Кроме того, мы активно консультируем клиентов по мерам государственной поддержки ИТ-отрасли и цифровых проектов. С другой стороны, для обеспечения технологического суверенитета мы запустили ряд стратегических инициатив, чтобы нарастить возможности по продуктовому предложению и ресурсам на реализацию совместных проектов.
Таким образом, чтобы минимизировать последствия ухода западного общекорпоративного и специализированного программного обеспечения для ИТ-разработчиков, мы активно предлагаем на рынок нашу цифровую платформу Platform V и ее отдельные компоненты, цифровые сервисы, а также прорабатываем упаковку наших внутренних разработок до коммерческого продукта, например, набор компонентов для интеллектуального анализа документов с пропускной способностью более 1 млн документов в сутки или замена Enterprise Content Management (ECM) для организации управления контентом компании. Такие решения отличает не только импортонезависимость, но и промышленный уровень надежности, подтвержденный использованием внутри Сбера.
Отдельным фокусом интереса для нас стала ниша отраслевого программного обеспечения, в которой мы заключаем первые внешние партнерства и развиваем синергию с цифровыми решениями и финансовыми продуктами Сбера.
«Я бы посоветовал не относиться к ИТ, как к части поддерживающих функций, которые должны просто обеспечить потребности бизнеса»
CNews: Вы упомянули развитие внешних партнерств, расскажи подробнее на что они направлены и как Сбер может помочь отечественным ИТ-игрокам?
Андрей Дмитриев: За последние 3 года мы создали эффективные каналы продаж цифровых и экосистемных продуктов. Для каждого клиентского сегмента, от малого бизнеса до крупнейших клиентов, запущены цифровые каналы продаж и выделены специальные роли продающих и проектных сотрудников, которые могут экспертно взаимодействовать по таким продуктам. Причем физическое покрытие сотрудниками у нас выстроено по всем регионам России. Создав такую мощную коммерческую вертикаль, мы можем предлагать партнерам сократить расходы на непосредственные продажи и продвижение своих решений, направив инвестиции в совершенствование самого продукта.
По оценке Руссофт, в 2022 г. Россия может недосчитаться до половины ИТ-экспорта, а это 300 млрд. рублей. Сбер взаимодействует с финансовыми институтами и корпоративными заказчиками на территории соседних стран, где также есть возможность продвигать цифровые и экосистемные продукты, тем самым обеспечив экспорт российских ИТ-решений для партнеров, которые никогда бы не смогли выйти на эти рынки по причине слишком дорогого входа и отсутствия понимания специфики локального рынка. На государственном уровне ИТ-экспорт позволит обеспечить не только новые рынки сбыта, но и внедрить российские платформенные и аппаратные решения, обеспечив более глубокую технологическую интеграцию между дружественными странами.
Еще одним преимуществом для партнеров может быть использование технологического стека разработки от Сбера в виде Platform V. На ней могут вести разработку как вендоры, имеющие собственные продуктовые решения, так и интеграторы, которые могут пройти аккредитацию и обучение в нашем собственном учебном центре BootCamp для последующей заказной разработки. Заключая партнерства на уровне Сбера, мы комплексно оцениваем потенциального партнера, как юридическое лицо, проводя глубинный Due diligence, а также анализируем его продукт от архитектуры ИТ-решения и команды до потенциала рыночной ниши и синергии с нашей клиентской базой и финансовыми продуктами.
CNews: Расскажите вкратце, что такое Platform V и как эта платформа способна помочь клиентам в условиях ухода с рынка иностранных вендоров софта?
Андрей Дмитриев: Platform V – это цифровая облачная платформа, которая в настоящее время состоит из более 60 продуктов, созданных на базе собственных инновационных разработок и хорошо зарекомендовавших себя решений с открытым исходным кодом. Все они соответствует стандартам корпоративного уровня в области безопасности, производительности, надежности. Продукты платформы закрывают потребности разработки приложений на всех уровнях архитектуры компании: фронтальные решения, бэк-офис, интеграция, хранение и аналитика данных, а также предоставляют полный набор инструментов для управления производственным процессом и реализации моделей искусственного интеллекта.
Разработка на платформе максимально закрывает задачу технологической независимости от западных вендоров, например, управление базами данных, интеграция и оркестрация микросервисами, уход от западных интеграционных сервисных шин, также сервисы для защиты периметра ИТ-ландшафта от прикладных угроз, инструменты для agile-разработки и многое другое.
Доступ для партнеров к такому зрелому фреймворку разработки позволяет не только гарантировать эффективное импортозамещение, но и создавать решения для задач уровня современного enterprise.
CNews: И в завершении, чтобы вы посоветовали крупным корпоративным заказчикам с учетом текущей ситуации?
Андрей Дмитриев: Я бы посоветовал не относиться к ИТ, как к части поддерживающих функций, которые должны просто обеспечить потребности бизнеса, при этом с минимальными расходами и выполнением SLAs на 99,99%. По факту, ИТ уже давно стало неотъемлемой частью самого бизнеса, без которого ни один процесс не может быть эффективным и масштабируемым.
Я думаю, что многие руководители ощутили на себе, что отключение производственных, финансовых и других критически важных ИТ-систем, моментально возвращает деятельность компании в «каменный век» с прямым результатом на операционную деятельность и бизнес-результат компании. Поэтому не надо пытаться ограничить ИТ-директора бюджетом на «подсобное хозяйство», когда задача стоит построить полноценный завод.
CNews: Спасибо.