Ринат Галиянов, Локо-Банк: Аудит ИТ-инфраструктуры на 30% снизил затраты на обслуживание оборудования
В 2020 г. Локо-Банк завершил ИТ-аудит. При этом привлеченный партнер оказал банку больше услуг, чем предполагал контракт. Теперь банк проводит модернизацию, которая в результате на 30% снизит затраты на обслуживание оборудования и упростит управление ИT-инфраструктурой в целом. Об этом в интервью CNews рассказал Ринат Галиянов, советник председателя правления Локо-Банка.
CNews: Четыре года назад Локо-Банк обновил стратегию и занялся модернизацией бизнес-процессов. Что сделано за это время? Как изменилась роль ИТ в банке?
Ринат Галиянов: Банк взял курс на трансформацию ИТ- и бизнес-процессов, которая обеспечила переход банка к цифровой модели. Суть его — в изменении подхода к работе с клиентами, чтобы они могли получать максимально быстрый сервис высокого качества. Речь о классических цифровых сервисах и дистанционном обслуживании.
Каждый год, начиная с 2016-го, стратегия цифровой трансформации и развития ИТ пересматривалась. В 2019 году мы приняли инвестиционный план, предусматривающий финансовые вливания в бизнес и ИТ.
Стоит отметить, что до 2019 года банк работал по линейным проектам — с детальными планами и сроками начала и окончания. Потом пришло осознание, что мы хотим занять определенную нишу в сегменте цифрового банкинга и необходимо переходить от линейного к продуктовому подходу. За основу новой стратегии мы взяли Agile и начали работать в составе продуктовых команд по SCRUM. Формирование кредитного портфеля, развитие карточного бизнеса и автокредитование — это три основных направления, на которые сегодня банк делает ставку. Мы обновили не только технологическую площадку, но и управленческий состав.
К началу 2019 года мы полностью перешли к продуктовой работе. Упразднили всю линейную структуру управления, департаменты и создали кластеры. Возглавили кластеры лидеры продуктовых направлений, они руководят бизнесом и командой разработки. Часть общебанковских задач менеджеры транслируют в ИТ (как правило, это монолитные сервисы, например, АБС). Дополнительно банк обновил команду бизнес-фронтменов и инвестировал в кадры, а до этого мы набрали 100 человек с сильными компетенциями в сфере ИТ.
На стыке 2019-2020 годов мы пришли к тому, что ИТ-блок стал партнером бизнес-направления. Теперь ИТ переориентирован на бизнес. Эффективность такого подхода доказана более быстрой реализацией задач. Сегодня ИТ изобилует идеями, «глаза горят», так как этот блок «пригласили» в основной бизнес. Вместе с продуктовыми менеджерами ИТ-команда генерирует идеи и проверяет гипотезы.
CNews: Повлияла ли пандемия коронавируса на работу бизнес-направлений банка и приоритеты в области цифровой трансформации?
Ринат Галиянов: Действительно, первый квартал 2020 года был для нас стрессовым, а к массовому локдауну мы оказались готовы не на 100%. Вместе с тем, мы оперативно справились с развертыванием удаленных рабочих мест. На удаленку вышли сотрудники, которые могли работать вне офиса. Ответственные за кассы, бухгалтерию и расчетно-кассовое обслуживание, сотрудники c правом подписи остались на своих местах. Работу отделений удалось оперативно перестроить с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора. Многие привычные мероприятия — планерки и совещания — перешли из оффлайн-формата в онлайн, в чем помогли сервисы видеоконференцсвязи. Эффективность такого взаимодействия осталась на доковидном уровне.
Порядка 40-45% сотрудников и сейчас работает дистанционно, а в пик из дома трудилось до 70% персонала: андеррайтеров, разработчиков, аналитиков, менеджеров по развитию направлений. Людям комфортно выполнять текущие задачи без поездок в офис, со свободным графиком. Для коммуникаций создано множество платформ, повысилась эффективность разработки. Число рабочих мест в офисах снизилось. При этом мы создаем коворкинги, в которых коллеги по проектам встречаются и обсуждают вопросы, а прорабатывают их уже удаленно.
Сейчас банк обновляет состав контакт-центра, организует стабильные каналы связи для дистанционной работы. Это снизит затраты на аренду помещений при той же производительности труда и качестве сервиса для клиентов. Также в процессе модернизации находится телекоммуникационная сеть — парк маршрутизаторов. Эта задача стала актуальна по итогам ИТ-аудита, проведенного экспертами «Инфосистемы Джет», и началом пандемии в 2020 году. Мы пересмотрели подходы к стандартам рабочих мест, а львиную долю сотрудников отправили на удаленную работу.
CNews: Заметили ли ваши клиенты переход сотрудников на удаленку?
Ринат Галиянов: Изменения нашей внутренней «кухни» не отразились на клиентах. У нас и до пандемии эффективно работали дистанционные сервисы банковского обслуживания (ДБО) для физических и юридических лиц. ДБО — это внутренняя разработка банка и наша гордость.
На пике локдауна мобильным приложением и интернет-банком пользовалось около 82% клиентов. Тренд держится на этом уровне, в том числе и благодаря подключению Локо-Банка к Системе быстрых платежей (СБП) в августе 2020 года. Потребность в снятии наличных благодаря СБП сокращается. По обороту и активности этот сервис может заменить кэшевые операции со стороны клиентов. Банку это выгодно, поскольку происходит сокращение расходов на расчетно-кассовые операции.
CNews: Какие проекты в банке хотелось бы отметить в 2020 году? И как ИТ взаимодействует с бизнесом в конкретных проектах?
Ринат Галиянов: Мы существенно увеличиваем инвестиции в ИТ и стремимся привлечь в банк больше высококвалифицированных кадров. Поэтому одно из достижений этого года в том, что мы нарастили собственные компетенции в сфере информационных технологий с приходом новых ИТ-сотрудников в банк.
Знаковый проект для нас — аудит мощностей ИТ. Чтобы оптимизировать инфраструктуру и создать задел на несколько лет вперед, мы обратились к компании «Инфосистемы Джет». Этому предшествовал внутренний аудит. Банк за 26 лет своей истории неизбежно обрастал ИТ-решениями и парком оборудования, придерживаясь «миксового» подхода в ИТ: немного новшеств и немного нового оборудования под эти новшества.
Нам требовался компетентный взгляд со стороны от ИТ-компании, которая работает с множеством клиентов и понимает специфику финансовой отрасли. Проведя аудит вместе с нашим партнером, мы пересмотрели подход к ИТ-инфраструктуре, выявили узкие места, препятствующие цифровой трансформации и развитию. Совместно была разработана дорожная карта по развитию ИТ.
На сегодня уже выполнено порядка 60% инициатив. После завершения аудита примерно на 20% удалось сократить мощности используемого оборудования. По нашим оценкам, 30-процентной экономии ресурсов удается достичь только за счет вывода из эксплуатации устаревшего и недоутилизированного оборудования.
Основные изменения коснулись модернизации серверного оборудования и систем хранения данных (СХД), мы используем оборудование Huawei. Предварительно мы тестировали решения этого вендора. Они подошли нам по производительности и надежности. Еще одним аргументом «за» стали положительные отзывы о сервисной поддержке со стороны других заказчиков. Мы уходим от использования оборудования множества разных производителей, создавая ядро инфраструктуры на Huawei. Это обеспечит нам необходимые ресурсы и в то же время упросит и удешевит поддержку оборудования. Консолидация СХД позволила высвободить 30% емкостей, а вместе с обновлением парка серверов дает запас прочности на пять лет.
При этом наш партнер сделал больше, чем предусматривалось условиями аудита. Эксперты «Инфосистемы Джет» консультировали нас по развитию систем информационной безопасности, защите данных во время дистанционной работы сотрудников. Не исключаем, что мы продолжим совместную работу в этом направлении. С 2021 года вступают в силу новые требования ЦБ РФ. Банку необходимо понимание, насколько его системы выдерживают определенную степень атак и угроз, мы проверим ДБО на уровень проникновения, возможные утечки данных.
CNews: Каковы приоритеты вашего банка в области цифровизации на ближайшие несколько лет? Какие ключевые направления бизнеса банка выйдут на первый план?
Ринат Галиянов: Период самоизоляции показал, что курс банка на цифровизацию, развитие дистанционных каналов обслуживания клиентов и модернизацию банковских бизнес-процессов был выбран правильно. Во-первых, мы будем стремиться к первоклассному цифровому клиентскому опыту для каждого. Необходимо дать возможность клиенту взаимодействовать с банком с помощью удаленных каналов там, где он этого хочет. Во-вторых, продолжится наша работа над бесшовным взаимодействием банка с клиентом.
В розничном бизнесе в ближайшее время мы будем развивать карточное направление. Мы стартовали полный его перезапуск, укрепляем свою команду экспертами, готовимся представить новые карточные продукты с простыми процессами оформления и выдачи в цифровых каналах. Если говорить о направлении малого и среднего бизнеса в Локо-Банке, то здесь цифровая трансформация выражена наиболее ярко. Продуктовая линейка ЛокоБизнес может закрыть все потребности предпринимателя в банковских продуктах с любым видом деятельности онлайн, без походов в офис. Мы планируем пополнять линейку цифровых онлайн-сервисов для МСБ.
Кроме того, мы активно развиваем собственные сервисы. За пять месяцев банк разработал решение по телефонии, чтобы сотрудники могли общаться между собой по корпоративным линиям связи, даже находясь дома. Это помогло нам отказаться от решения, которое сдерживало развитие сервиса. Создав собственную телефонию, мы готовы предлагать ее на внешнем рынке. Решение в формате «коробки» или сервиса будет полезно небольшим финансовым организациям и компаниям других отраслей. Плюс мы разработали собственную систему комплексного онлайн-мониторинга клиентов в целях исполнения 115-ФЗ (AML-система). Она помогает снижать риск вовлеченности банка в сомнительные операции, оптимизирует работу менеджеров по комплаенсу (увеличение числа клиентов на одного сотрудника достигает 50%), обеспечивает быстрый рост бизнеса и масштабирование процессов без увеличения штата.
Сегодня в Локо-Банке сформировался очень сильный центр компетенций по разработке. В 2021 году мы планируем продвигать некоторые наши разработки в качестве продуктов сторонним компаниям. Вероятно, они будут активнее интересоваться российскими решениями, поскольку с 1 января 2021 года начал действовать 20-процентный НДС на лицензионное зарубежное программное обеспечение.